Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методический материал к семинару






 

Методика целеориентированного программирования («Дерево проблем»)

 

 

Методика целеориентированного планирования предполагает использование специального оборудования. Это презентационные доски, выполненные из пенопласта или снабженные покрытием, позволяющим накалы накалывать на доску листы ватмана или карточки из плотной бумаги. Участники рабочей группы в процессе работы все необходимые записи делают именно на таких карточках. Поскольку карточки используются для презентации результатов работы малых групп, к их оформлению предъявляют определенные требования:

1. Записи на карточках делают толстым фломастером.

2. Текст на карточке должен быть записан четко и разборчиво, печатными буквами такого размера, чтобы они были видны на доске всем участникам, сидящим полукругом перед досками.

3. На карточке не может быть более трех строк.

4. Каждая идея формулируется на отдельной карточке.

5. Мысль, идея, зафиксированная на карточке, должна быть сформулирована так, чтобы все участники группы понимали ее однозначно.

Неукоснительное соблюдение этих требований дает возможность организовать коллективную мыслительную деятельность группы людей оптимальным образом. То обстоятельство, что карточки крепятся к доске специальными шпильками, позволяет при необходимости свободно перемещать и группировать их, а значит, облегчает динамику группового мыслительного процесса. Малые группы, работая над каким-либо аспектом проблемы, готовят презентацию результатов своей работы на пленуме, формулируют на карточках свои предложения и идеи, накалывают карточки на доску, определенным образом систематизируя их и делая тем самым результаты своей работы наглядными для всех остальных участников. Последние же, в свою очередь, при обсуждении на пленуме могут, пользуясь наглядностью материала, корректировать результаты работы группы, предлагая новые формулировки или систему.

Еще раз подчеркнем требование неукоснительного соблюдения технологии: нарушение на первый взгляд чисто технических правил, касающихся организации работы групп, подбора ее участников или оформления карточек, может привести к неудаче всей проектировочной работы.

Начальный этап работы по методике целеориентированного планирования предполагает глубокое исследование проблемы, для решения которой создается целевая программа.

Проблему можно определить как отрицательно ощущаемое состояние, недостаток, дефицит чего-либо. Этот недостаток воспринимается, однако, не всеми в равной степени как проблема. Отдельные лица и группы чувствуют себя по-разному затронутыми одной и той же проблемой и, соответственно, по-разному эту проблему воспринимают. Это вполне закономерно: мы воспринимаем, как правило, только отдельные части или стороны проблемы. Эту закономерность можно проиллюстрировать на примере айсберга. Известно, что 80 % его находится под водой, и о существовании этой подводной части нельзя узнать с первого взгляда. То же самое можно сказать о проблемах, связанных с функционированием общества и проблемах взаимодействия социальных групп. Обычно воспринимаются только внешние симптомы проблемы, они обнаруживаются как некие явления социального неблагополучия. Эти симптомы могут выглядеть угрожающе, вызывать сильные эмоции, побуждающие людей, которых данная проблема затрагивает, сразу же заниматься поиском решения. Однако следует вначале прояснить проблему. Она, как айсберг, может выглядеть совершенно по-другому, если посмотреть на нее с разных точек зрения. Поэтому нужно попытаться распознать и назвать различные стороны проблемы, причем так, чтобы все участники, включенные в проектирование деятельности по решению проблемы, с этим согласились.

Результатом описания проблемы должно быть простое, всем участникам понятное объяснение, которое приводит различные аспекты проблемы к общему знаменателю. Описание проблемы может послужить исходным пунктом в процессе совместного поиска решений, оно должно обеспечить единство мнений участников работы по поводу того, что должно быть решено. Любая форма несогласованности в этом пункте делает невозможным логический анализ в дальнейших шагах.

Средством для решения этой задачи может послужить «мозговой штурм». Самое главное – точно сформулировать проблему для «мозгового штурма». Точность и корректность формулировки определяет содержание полученного в результате материала, который, в свою очередь, составит основу будущей программы. Перед началом «мозгового штурма» на доску помещается лист ватмана с написанной на нем формулировкой проблемы. Участники сидят полукругом перед доской. Им предлагается описать на карточках содержание проблемы как отсутствие чего-то, что позволило бы эту проблему решить. Причем в процессе работы не допускаются обсуждение и оценивание своих или чужих карточек. Следует напомнить необходимость соблюдения правил работы с карточками (одна карточка – одна мысль; не более трех строк и т.д.). Участники группы записывают на карточках те мысли, которые возникают у них по поводу предложенной проблемы и передают карточки модераторам, а те прикалывают карточки на доску по мере их поступления. Участники могут видеть карточки, предложенные другими участниками; это, с одной стороны, позволяет избегать повторений, а с другой – подталкивает и направляет мыслительный процесс за счет возникновения ассоциаций и углубления в проблему. Из опыта работы можно сказать, что прежде всего предлагаются обычно карточки «Не хватает денег» или «Нет достаточного финансирования». И только в процессе работы выясняется, что проблема не столько в том, сколько конкретно ресурсов выделяется для ее решения, а в том, как используются эти ресурсы, как определяются приоритеты в решении конкретных задач в рамках проблемы. Таким образом, в процессе «мозгового штурма» обнаруживается прежде всего «первый слой» видения проблемы. Но социальные проблемы, как уже было сказано, можно сравнить с айсбергом: на поверхности обычно находится только незначительная его часть, так и социальные проблемы обычно глубже, чем кажется. Поэтому в ходе «мозгового штурма» его участники закономерно переходят от описания симптомов проблемы как социального явления к раскрытию сущностных моментов. Следовательно, организаторы должны стимулировать участников «мозгового штурма» на заключительном его этапе. Когда участники перестали подавать модераторам написанные карточки, можно предложить всем еще раз прочитать все записи на карточках, уже помещенных на доску. Затем участники рассаживаются на свои места и каждый пишет еще одну карточку.

После завершения «мозгового штурма» начинается обработка полученного материала. Этот этап достаточно сложен, требует большой собранности и концентрации внимания. Сначала среди помещенных на доску карточек участники выделяют те, которые полностью совпадают текстуально, и оставляют только одну из них. Затем выделяют карточки, совпадающие по содержанию зафиксированных на них проблем, но сформулированные по-разному. Все участники обсуждают, которая из предложенных формулировок лучше, и оставляют на доске выбранную карточку. Далее проводится работа с остальным массивом карточек. Если их количество очень велико, то участники могут разделиться на группы, каждая из которых должна будет выбрать и объединить вместе карточки, отражающие какой-либо из аспектов рассматриваемой проблемы. Например, выделить организационно-управленческий аспект или все, что связано, так или иначе, с материальным обеспечением и финансированием. Затем группа обрабатывает выделенные карточки. После этого на пленарном заседании каждая группа представляет свою группу карточек. Если же карточек относительно немного, то весь массив обрабатывается одновременно всеми участниками в режиме пленарного заседания. Обработка состоит в том, что уточняется и при необходимости корректируется формулировка проблемы, указанной на карточке. Кроме того, проясняется содержание проблемы, при необходимости автору карточки участники могут задавать вопросы. Следует учесть, что корректная формулировка проблемы на карточке предполагает указание на недостаточность или отсутствие чего-то: «нет…», «отсутствует…», «недостаточно…» и т.п. Важно, чтобы после прояснения содержания карточки все участники понимали формулировку проблемы одинаково.

Когда обработка массива карточек завершена, начинается следующий этап работы. На этом этапе участникам предстоит систематизировать выделенные и описанные на карточках проблемы. Вначале среди них определяют центральную, корневую проблему, то есть наиболее актуальную на данный момент, связанную максимальным числом связей с остальными проблемами. Центральная проблема определяется участниками работы в процессе обсуждения. При этом разными участниками может быть предложено несколько проблем, каждая из которых может стать центральной. Если это случилось, то все предложенные проблемы обсуждаются участниками, и они принимают решение либо по договоренности, либо путем «мягкого» рейтингового голосования. В последнем случае карточки с записанными проблемами, претендующие на роль центральной проблемы, помещаются на доску отдельно, каждый из участников получает три шпильки, которые он втыкает в карточки, распределяя между ними имеющиеся у него три голоса. Центральной проблемой становится та, которая получила максимальное число голосов.

После определения центральной проблемы участники работы систематизируют остальные карточки. Для этого выясняется связь указанной на них проблемы с центральной проблемой и друг с другом. В центре доски помещается карточка с центральной проблемой. Затем из оставшихся выбирают проблему, которая представляется более значимой, и определяют, является она для центральной проблемы причиной либо следствием. В первом случае карточку прикалывают ниже центральной проблемы, во втором – выше. Постепенно выстраивается «дерево проблем», в котором центральная проблема – это ствол; причины, из которых вытекает центральная проблема, – это корни; следствия центральной проблемы – ветви. Непосредственная связь с центральной проблемой образует первый уровень «корней» и «ветвей». Далее все карточки постепенно размещаются на доске в зависимости от причинно-следственной связи с другими проблемами. В итоге получается «дерево проблем», в котором исходная социальная проблема представлена как совокупность более частных, конкретных проблем, описанных в системе причинно-следственных связей. По окончании работы карточки «дерева проблем» переносятся и наклеиваются на ватман, тогда фломастером можно провести линии связей между ними. После этого наглядными становятся группы проблем, объединенных причинно-следственными связями как отдельные «ветви» или «корни». Значит, и решать эти проблемы можно только в системе, последовательно.

Следующее действие по методике целеориентированного планирования носит чисто технический характер. Необходимо, точно соблюдая структуру «дерева», перевести формулировки проблем на карточках «в позитив». Например, место карточки «недостаточно специально подготовленных кадров» занимает карточка «достаточно специально подготовленных кадров», место карточки «нет точных сведений о детях, подлежащих усыновлению» – карточка «есть точные сведения о детях, подлежащих усыновлению», и т.д. В результате «дерево проблем» превращается в «дерево целей», на котором в системе представлены основные направления деятельности по решению проблемы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.