Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по подготовке к семинарским заданиям и проработке лекционного материала






 

В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является корректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети интернет, анализ и конспектирование текстов) во многом будут формироваться непосредственно в процессе работы.

Семинары — форма учебных занятий, на которых под руководством преподавателя студенты обсуждают вопросы изучаемой темы. Цель семинарских и практических занятий, проводимых по дисциплине «Социальная экология» - углубление и закрепление теорети­ческих знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также совершенствование практических навыков применения экологической информации. Эти занятия служат не только пространством для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике оши­бок, правонарушений, но и средством постановки, рассмотрения и решения про­блемных ситуаций. Семинарские и практические занятия позволяют также кон­тролировать усвоение студентами учебного материала.

Успеху проведения семинарских и практических занятий по социальной экологии способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов.

Необходимо в первую очередь: ознакомиться с заданием к семинарскому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; оз­накомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Предлагаемый перечень может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с изменениями в законодательстве, приня­тием новых правовых актов и публикацией новой литературы. Об этом студен­ты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует иметь в виду и то, что в библиотеке Университета не всегда имеются в наличии все рекомендован­ные источники и для подготовки к занятию может понадобиться посещение библиотеки или поиск информации из других источников (Интернет). Часть материалов представлена электронной версией, она выдается методистом кафедры по требованию студента.

При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссыл­кой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различ­ным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагает­ся ответ/вывод. Возможна и иная стратегия ответа, но обязательным требование является построение некой логической цепочки.

При подготовке к занятиям студенты могут пользоваться техническими сред­ствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, диафиль­мами, видеофильмами и др.), которыми располагает Университет. Эти же средст­ва могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного ма­териала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, по­правлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматри­ваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Основные требования – в процессе обсуждения держаться в рамках обозначенной темы занятия и соблюдать нормы коммуникации (не перебивать друг друга, не переходить к субъективным оценкам взглядов другого и т.д.).

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упраж­нения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники, а также акты реагирования на нарушения эколо­гического законодательства, вынесенные контролирующими и надзорными орга­нами, решения судов и другие документы. Главное требование – не быть «привязанным» к бумаге, свободно ориентироваться в материале и самостоятельно формулировать основные мысли и положения. Информация на бумажном носителе может использоваться как справочная – для уточнения цифр, точного приведения цитат, полного названия закона и т.д., а также в качестве «психологического якоря» – помочь при волнении восстановить логику рассуждения, вспомнить аргумент, почувствовать уверенность. Рекомендуется подготовка презентации (см. мет. рек.) по теме доклада, использование презентации позволяет эффектней представить материал, следовать логике изложения, не беспокоиться за поиск цифрового материала. Визуальная информация информативнее и воспринимается эмоциональнее. Как за устные, так и за письменные от­веты студентам выставляются оценки по рейтинговой системе (в баллах, суммирующихся к общей сумме по каждому модулю).

Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно закан­чивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподава­тель подводит итоги дискуссии (обзор) и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Од­новременно преподаватель определяет задание к следующему семинарскому или практическому занятию.

Работа на семинарах также учитывается в рейтинговой системе. В целом студент может получить 30-35 баллов за работу на семинарах (2 балла за каждый семинар, на котором студент присутствовал и работал, активность участия поощряется дополнительными баллами, например, доклад дополнительно 1-4 баллов).

Лекция – форма работы, где преподаватель предъявляет свою логику изложения материала (устно или письменно); активность студентов проявляется в прослеживании логики подачи материала, закреплении информации в конспекте, ответе на вопросы преподавателя. К проработке материалов лекции относится чтение литературы по темам лекций, чтение и дополнение своих конспектов, составление определенной системы расположения информации, удобной прежде всего самому студенту для понимания, усвоения и закрепления материала.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.