Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нулевая суффиксация ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Разновидность суффиксального способа словообразования, когда словообразовательным средством выступает нулевой суффикс (нулевых префиксов не бывает). О данном типе нулевых суффиксов можно говорить в том случае, если анализируемое слово воспринимается как производное от какого-либо однокоренного слова, причем разница в значениях анализируемого и мотивирующего слов такова, что в других выражается словообразовательных суффиксом: · супруга – супруг, ср.: артист – артистка, учитель – учительница, пловец – пловчиха; · образование отадъективных существительных: сушь – сухой, тишь – тихий, (ср.: сыр-ость – сырой, тиш-ина – тихий), интеллектуал – интеллектуальный, нейтрал – нейтральный (ср.: добр-як, глуп-ец), «лицо, характеризуемое признаком, названным производящей основой»; · отвлеченные отглагольные существительные типа балагур – балагурить, заика – заикаться (ср.: руководи-тель, говор-ун). Изучение множественной мотивации в школе Существует 2 подхода к вычленению суффикса: формально-структурный и словообразовательно-семантический. При формально-структурном подходе суффикс вычленяется на основе сопоставления анализируемого слова с аналогичными по структуре словами. Основным критерием является наличие данного суффикса в близких по структуре или родственных словах. Метод «матрёшки». Лесник – лес-н-ой – лес, сатир-ИК, грибн--ой – гриб-н-ик, десант-н-ик – десант-н-ый, но мель-ник – нет мельный. Однако при таком подходе недостаточно учитывается семантика морфемы в словообразовательной структуре слова. Формально-структурный подход к вычленению суффиксов в слове делает морфемный анализ оторванным от словообразовательного. В сомнительных случаях следует опираться на словообразовательно-семантические связи слов. Лес-ник – «тот, кто сохраняет лес», гриб-ник – «тот, кто любит собирать грибы». Примеры двойной мотивации: 1. Десант-ник – «тот, кто служит в десанте» (РГ-80), 2. деснт-н-ик – «военнослужащий десантных войск» (Словарь морфем); чернильница: 1. «сосуд для чернил»; 2. «чернильный прибор». Переразложение в составе слова – это не только происшедший, но и происходящий процесс. Дополнительная литература: 1. Балакай А.Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и школе // РЯШ, 1990. № 4 2. Вознюк Л.В. Изучение множественной мотивации в школе // РЯШ, 1990. №5. С.30-35.
Основная литература 1. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2- х т. – М.: Русский язык, 1985, 1990. 2. Милославский И.Г. Словообразование на службе смысла // РС, 1993. №2.С.68-78. 3. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой.- М.: Азбуковник, 1997.
|