Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нулевая суффиксация






Разновидность суффиксального способа словообразования, когда словообразовательным средством выступает нулевой суффикс (нулевых префиксов не бывает). О данном типе нулевых суффиксов можно говорить в том случае, если анализируемое слово воспринимается как производное от какого-либо однокоренного слова, причем разница в значениях анализируемого и мотивирующего слов такова, что в других выражается словообразовательных суффиксом:

· супруга – супруг, ср.: артист – артистка, учитель – учительница, пловец – пловчиха;

· образование отадъективных существительных: сушь – сухой, тишь – тихий, (ср.: сыр-ость – сырой, тиш-ина – тихий), интеллектуал – интеллектуальный, нейтрал – нейтральный (ср.: добр-як, глуп-ец), «лицо, характеризуемое признаком, названным производящей основой»;

· отвлеченные отглагольные существительные типа балагур – балагурить, заика – заикаться (ср.: руководи-тель, говор-ун).

Изучение множественной мотивации в школе

Существует 2 подхода к вычленению суффикса: формально-структурный и словообразовательно-семантический. При формально-структурном подходе суффикс вычленяется на основе сопоставления анализируемого слова с аналогичными по структуре словами. Основным критерием является наличие данного суффикса в близких по структуре или родственных словах. Метод «матрёшки». Лесник – лес-н-ой – лес, сатир-ИК, грибн--ой – гриб-н-ик, десант-н-ик – десант-н-ый, но мель-ник – нет мельный. Однако при таком подходе недостаточно учитывается семантика морфемы в словообразовательной структуре слова.

Формально-структурный подход к вычленению суффиксов в слове делает морфемный анализ оторванным от словообразовательного.

В сомнительных случаях следует опираться на словообразовательно-семантические связи слов. Лес-ник – «тот, кто сохраняет лес», гриб-ник – «тот, кто любит собирать грибы».

Примеры двойной мотивации:

1. Десант-ник – «тот, кто служит в десанте» (РГ-80),

2. деснт-н-ик – «военнослужащий десантных войск» (Словарь морфем);

чернильница:

1. «сосуд для чернил»;

2. «чернильный прибор».

Переразложение в составе слова – это не только происшедший, но и происходящий процесс.

Дополнительная литература:

1. Балакай А.Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и школе // РЯШ, 1990. № 4

2. Вознюк Л.В. Изучение множественной мотивации в школе // РЯШ, 1990. №5. С.30-35.

 

Основная литература

1. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2- х т. – М.: Русский язык, 1985, 1990.

2. Милославский И.Г. Словообразование на службе смысла // РС, 1993. №2.С.68-78.

3. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой.- М.: Азбуковник, 1997.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.