Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения морфемной структуры слова






 

Измененияв словарном составе языка, изменения в значении слов приводят к изменениям в членимости слов.

1. Исторический процесс, приводящий к потери членимости, называется опрощение. Понятие опрощение введено Василием Алексеевичем Богородицким. Опрощение приводит к тому, что слово приобретает целостное немотивированное значение, морфемные швы зарастают, т.е. членимая основа превращается в нечленимую. Так, например, возникли новые непроизводные слова убить, забыть, мыло(мыть), вкус (кусать), дар (дати), пир (пити).

Причины опрощения могут быть разными:

· утрата семантических связей (дворец - двор, красный - краса, убить - бить, забыть - быть, крыло - крыть, лапоть - лапа, ломоть - ломать, белка - белый, копыто - копать, вкус – кусать, мыло – мыть);

· утрата родственных слов (льгота – льзя, лепесток – лепест, нужный – нужа, кольцо – коло);

· результат фонетических изменений (усопший – уснувший, весло – везти, облако – обвлако, влачить, влечь, масло – мазать, долото – долбить);

· утрата аффиксов (су- сутки, сугроб, супруг, -р- дар, пир);

· изменение семантики (неделя - не делать, воскресенье).

2. Переразложение – изменение морфемных границ в слове. Например, сн-ять, леж-бище - лежба, ср.: стрельба – стрель-б-ище, живность – живный,

3. Усложнение (рекомпозиция) – выделение аффиксальных морфем в рамках ранее нечленимых основ: зонт-ик (от голл. Zоndek) по аналогии с домик, столик; фляжка – фляга (из польского flaszka); рафинад (фр. Raffinade) в начале 19в., с появлением глагола рафин-ирова-ть (фр.raffiner) морфемная структура изменяется.

4. Декорреляция - изменение функциональной значимости морфем. Например, зло – сущ., зло – наречие.

5. Замещение – замена одной морфемы на другую без изменения общего значения слова: солянка – «кушанье», соленый, корень сол-, первоначально селянка – «сельская еда», корень сел -.

Морфонология –

раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т.е. использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании. Задача морфонологии – установить:

a. фонемный состав морфем разных видов,

b. правила соединения морфем в слове, т.е условия взаимоприспособления (варьирования) морфем при их объединении;

c. порядок следования морфем.

Морфонологические изменения – изменения в производящих основах в составе производных слов при словообразовании.

При образовании производного слова нередко происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского языка на границе морфем (морфемном шве) может происходить 4 вида явлений:

1. чередование фонем (конец одного морфа приспосабливается к началу другого); дорога – дорожный, размах – размашистый;

2. интерфиксация – между 2 морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент – интерфикс (от лат. Inter – между, fixus - прикрепленный); термин введен Алексеем Михайловичем Сухотиным;

3. наложение (или интерференция) морфов – конец одного морфа объединяется с началом другого; Курск – курский, розовый – розоватый;

4. усечение производящей основы – конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово: соло – солист, сольный.

 

Словообразовательный тип -

это схема (формула) строения производных слов, которая позволяет объединить их в отдельные группы.

В один словообразовательный тип объединяются слова по общности 3-х признаков:

1. производные слова одного словообразовательного типа образованы от одной и той же части речи (этот признак не является строго обязательным; ср.: от основ глаголов (баловство, воровство, хвастовство), от основ существительных (шутовство, жениховство, фатовство, вдовство, пижонство) и от основ прилагательных (лукавство));

2. они имеют одинаковое словообразовательное значение;

3. словообразовательное значение у них выражено одинаковыми словообразовательными средствами.

Словообразовательный типосновная ячейка словообразовательной системы языка, т.к. именно в его пределах по аналогии со словами того или иного типа и происходит преимущественно образование слов, (какое-то количество слов образуется вне словообразовательных типов – по образцу отдельных слов, с нарушениями законов словообразования).

Чтобы установить, к какому типу относится то или иное слово, необходимо убедиться в том, что данное слово является производным, а для этого нужно соотнести анализируемое слово с производящим. Следующий этап: установление 3-х признаков словообразовательного типа. Определение всех этих показателей возможно только при соотнесении подвергнутой первоначальному анализу пары слов с другими, обладающими теми же признаками. Легче всего подобрать слова с аффиксом, имеющим одну и ту же форму, и произведенные одним и тем же способом словообразования. Рассматривая их, можно установить, обладают ли они общностью семантического соотношения производящего и производного. При отрицательном ответе – производные относятся к разным типам.

Так, не относятся к одному словообразовательному типу существительные, произведенные от основ существительных суффиксальным способом с помощью суффикса –ИН (т.е., обладающие общностью 2 элементов): баранина, севрюжина, конина, котлетина, домина, горошина, изюмина, соломина. Объясняется это тем, что существительные характеризуются разными семантическими соотношениями между производными и производящими. Выделяются 3 группы слов, каждая из которых характеризуется одинаковыми семантическими соотношениями:

1. баран: баранина = севрюга: севрюжина = конь: конина, т.е. «название животного»: «название мяса этого животного», производное обозначает «мясо того животного, которое названо производящей основой»;

2. котлета: котлетина = дом: домина, «название предмета»: «название того же предмета большей величины», производное имеет значение увеличительности;

3. горох: горошина = изюм: изюмина = солома: соломина, т.е., «совокупность вещества (предметов)»: «один предмет из той же совокупности», производное имеет значение единичности – «один предмет из совокупности, названной производящей основой».

 

Выделяют 2 разновидности словообразовательного типа:

1. словообразовательные типы лексической деривации или типы лексического словообразования: значение производного слова отличается от значения производящего: покупать – покупатель, «тот, кто покупает», нагреть – нагреватель, «предмет, с помощью которого нагревают». Производящее и производное могут быть одной части речи, могут быть разных частей речи, например, мечтать – мечтатель, военныйантивоенный.

2. типы синтаксического словообразования (синтаксической деривации). Значение производного и производящего слов одинаково: кривойкривизна, смелый – смелость (обозначают признак ), лечить – лечение, отвердеть – отвердение (обозначают действие). В словообразовательных типах этой разновидности производное слово принадлежит к иной части речи, чем соответствующее производящее. Производные слова словообразовательных типов этой группы выполняют иную синтаксическую функцию, чем производящие.

 

Словообразовательные типы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.