Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинговые занятия






Психологическая помощь в консультировании и коррекции имеет общие задачи: 1) обучение положительному самоотношению и принятию других 2) обучение рефлексивным умениям 3) формирование потребности в саморазвитии. Для развития позитивной рефлексии необходимо положительное самоотношение, а саморазвитие способствует изменению самоотношения. предмет психологического консультирования и коррекции – это процесс восстановления психологического здоровья, или коррекция нарушений психологического здоровья, осуществляющаяся в условиях направленной психологической помощи.

Трудные дети – это те дети, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Содержание и выбор методов психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также предметом коррекции.

Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции, овладением группой социальных ролей, репетицией социально-одобряемых моделей поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов. Два направления коррекции: с опорой преимущественно на индивидуальную и групповую работу с трудными: индивидуальные консультации, групповые тренинги) 2) посредством воздействия на педагогический процесс индивидуализации обучения и воспитания; коррекция воспитательных воздействий и оптимизация взаимодействия учитель-ученик (психолого-педагогическая коррекция).

В подростковом возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога, представлена следующим образом: акцентуации характера; нарушения поведения; трудности подросткового возраста, эмоционально-личностные проблемы, психофизический инфантилизм, социально-педагогическая запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения, деятельности); нарушения социально-психологической адаптации.

Для подросткового возраста в большей степени подходят групповые формы коррекционной работы (кроме решения эмоционально-личностных проблем).

Цели психолого-педагогическая коррекции поведения трудных подростков формулируются как научение новым адаптивным формам поведения либо как торможение имеющихся у подростка его дезадаптивных форм.

А. Бандура выделяет три модели коррекции: подавление ответной реакции; фасилитация реакции, заторможенной негативными социальными санкциями; приобретение новой реакции. Первые две модели объединяет конечная цель коррекции – требуемое адаптивное поведение (поведенческая реакция) уже существует в опыте подростка в скрытом виде. Задача коррекции сводится к подбору символов, способствующих переходу латентного поведения в актуальную зону. В третьей модели задача определяется как научение новым формам поведения, отсутствующим в репертуаре подростка.

«Жетонная программа» коррекции включает пять основных компонентов: 1) систематическое наблюдение за поведением трудного подростка 2) описание социально требуемого поведения 3) определение круга положительных стимулов, которые могут служить подкреплением для подростка 4) введение «жетонов» на привилегии 5) контроль за поведением подростков, включенных в «жетонную экономику», оценка поведения, выдача «жетонов», реализация правил обмена.

Программы поведенческого тренинга. Основное значение коррекции состоит в том, чтобы сформировать у трудного подростка исполнительскую компетентность, помочь ему приобрести навыки, позволяющие контролировать окружение и тем самым увеличивать свободу и индивидуальность поведения. Тренинг включает четыре основные обучающие техники: 1) демонстрация образцов, которые должны быть заучены 2) инструктирование подростка, разъяснение в вербальной, письменной, символической форме того, что представляет поведенческая реакция, которая должны быть заучена 3) упражнения, необходимые для приобретения и упрочения новых реакций 4) контроль на основе обратной связи, дающей информацию о достигнутых результатах.

В работе с трудными подростками особое значение имеет проявление эмпатии, так как большинство из них испытывали эмоциональную изоляцию, дифицит любви. недостаток родительской заботы и др.

Развитие социального поведения может осуществляться двумя способами: путем внесения в индивидуальной сознание определенных знаний и ценностей; путем актуализации, инициирования собственных ресурсов подростка. В качестве первичных психолого-педагогических условий коррекции трудного подростка выступает ученический коллектив, поэтому важным фактором, стимулирующим процесс социального развития «трудных» является непосредственное включение их в кооперативно-структурированную учебную деятельность, ориентированную не только на развитие интеллекта, но и необходимых умений и навыков межличностного взаимодействия (развивает социальную компетентность). Базовые компоненты вовлечения в кооперативно-структурированную У.Д.: установление позитивной взаимозависимости между членами группы (целевая. функционально-ролевая, взаимозависимость учебных ресурсов); принятие индивидуально-групповой ответственности; поддерживающее взаимодействие на интеллектуальном и эмоционально-личностном плане; специальное обучение сотрудничеству; рефлексия событий в учебной коллективе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.