Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика профориентационной работы школьного психолога




Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются " через увлеченность значимой работой" (А.Маслоу), через " дело", которое делает человек (К.Яспрерс). П.Г.Щедровицкий видит смысл самоопределения способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность. В.Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность " выходить за пределы самого себя", а главное - находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Рассуждал о самоопределении и самореализации, И.С.Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением). Все больше появляется работ, где делается попытка как-то связать профессиональную деятельность с отношением к миру, обозначить связь труда; жизни, счастья судьбы. Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией~ человека в других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. Соотношение понятий " профессиональное самоопределение", " профориентация" и " профконсультация" выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профконсультацию можно определить как " ориентирование" школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с " самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. В качестве содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения предлагается модифицированный вариант схемы построения личного профессионального плана - ЛПП, дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения: 1. Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения). 2. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).3. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации. 4. Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения). 5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными), 6. Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели. 7. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения). 8. Представление об основных внешних препятствия" на пути к выделенным целям. 9. Знание путей и способов преодоления внешних препятствий. 10, Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения). 11. Знание путей и способов преодоления внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности. 12. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения. 13. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка) намеченных планов.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.