Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как коммуникативная деятельность






В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Так, Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает:

коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении), перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).

А. А. Леонтьев и Б.Х. Бгажников выделяют два типа коммуникативной деятельности: лнчностно-ориентированный, социально-ориентированный.

Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

Как отмечает Б.Х. Бгажников, высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика Она, согласно И.А. Зимней, проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим его основные структурные компоненты:

- предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении - это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке;

- коммуникативные мотивы - это, то ради чего предпринимается общение; действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два вида действий в общении - инициативные и ответные);

- задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

- средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

- продукт общения - это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей.

Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта-организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса.

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организадионно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. это происходит в трех основных коммуникативных формах:

1. монологической (преобладают коммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов - участников общения);

2. диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);

3. полилогических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно ее реализовать).

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов.

Каждый акт определяется:

- субъектом - инициатором общения;

- субъектом, которому адресована инициатива;

- нормами, по которым организуется общение;

- целями, которые преследуют участники общения;

- ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

1. вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

2. оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);

3. ориентация в коммуникативной ситуации;

4. выбор другою субъекта для возможного взаимодействия;

5. постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;

6. выработка, подхода к субъекту взаимодействия;

7. пристройка к субъекту - партнеру по взаимодействию;

8. привлечение субъектом - инициатором внимания субъекта-партнера;

9. оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;

10. самонастройка субъекта-инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера;

11. выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;

12. коммуникативное воздействие субъекта-инициатора на субъекта-партнера;

13. оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие;

14. стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера;

15. «ответный ход» субъекта-партнера по общению.

Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.

Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берет эту инициативу на себя назван субъектом-инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, - субъектом-партнером.

3. Классификация видов общения. (Таблица)

4. Основные характеристики общения.

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем. Содержание общения может быть различным:

- передача (от человека к человеку) информации;

- восприятие друг друга;

- взаимооценка партнерами друг друга;

- взаимовлияние партнеров;

- взаимодействие партнеров;

- управление групповой и массовой деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

- инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);

- синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

- трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.) Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия, К ним относятся: коммуникативная активность в группе общения; интенсивность действий в общении; технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:

- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным н т.д.);

- поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т.д.);

- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной и т.д.)

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанция свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная - на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

- особенности коммуникативных возможностей человека;

- сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;

- психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

- творчески-продуктивный;

- дружеский;

- дистанционный;

- подавляющий;

- популисткий;

- заигрывающий;

- требовательный;

- деловой;

- позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

Средства общения делятся на пять основных групп:

- лингвистические (речевые);

- оптико-кинестические (жесты, мимика, пантомимика);

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);

- экетралингвнстические (паузы, смех, плач, темп речи);

- пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть «словесным действием».

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики н фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:

- воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);

- вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);

- риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);

- эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);

- инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи.

Психотехника речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи - это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистическне и экстралингвистические - его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный -утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места

Дикция, т.е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека

Мимика -это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика- это динамическое состояние позы в конкретный момент общения,

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

5. Механизмы взаимопонимания в общении.

Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы:

1. идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

2 стереотипизация - это классификация форм поведения и интепретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениями, социальным стереотипам;

3. рефлексия - это осмысление субъектом того., какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению;

4. обратная связь - это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Воздействие, таким образом слагается из органического единства трех действий: словесного; оптико-кинетического; психотехнического.

Воздействие - это фактическое выражение коммуникативности общения.

Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения:

- дистанцией - расстоянием, причем физическим, между партнерами по общению;

пристройкой - позицией, выражающей отношение одного партнера к другому;

временем, местом, ситуацией - условиями общения, определяющими напряженный или спокойный характер взаимодействия, комфорт ил дискомфорт общения.

Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.