Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели интеллектуальной готовности






 

Образный компонент Вербальный компонент
1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета   1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять существенные из них
2. Зрительная память на образной основе 2. Слуховая память на речевой основе
3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении) 3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов
4. Развитие мыслительных операций, аналогии, сравнения, синтеза 4. Развитие мыслительных операций: классификации, сериации, анализа
5. Эвристичность мышления 5. Критичность мышления

 

Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если

ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической и, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками" (50).

Показатели эмоционально-волевой готовности:

1. У ребенка проявляется эмоциональное отношение к позиции школьника (в зависимости от характера учебной ситуации).

2.Ребенок адекватно переживает процесс смены, переключение эмоций, сопровождающих учебную ситуацию

2.1. Способность устанавливать аналогии, сравнивать, классифицировать положительные и отрицательные эмоции

2.2. Способность гибко переключаться из одного эмоционального состояния в противоположное, способность сопереживать

3. У ребенка сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения.

3.1. Умеет сосредоточить внимание на определенной работе

3.2. Умеет длительно удерживать цель

3.3. Стремится к достижению результатов своей деятельности, преодолению трудностей.

Оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условии наличия в этом составе следующих основных компонентов готовности:

- правильно сформированное отношение к учению;

- сформированность навыков учебной работы;

- -стремление трудиться, преодолевать трудности;

- -развитость познавательных и учебных интересов;

-сформированность произвольности, умение подчиняться правилам, управлять своими эмоциями, поведением.

Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя следующее:

- формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

- формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

- формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;

-формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя следующее:

- формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

- формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

- формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;

-формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

Программа психолого-педагогической диагностики готовности к школе включает следующие этапы:

Все ответы верны

Изучение общих анамнестических сведений о ребенке.

Диагностику состояния готовности ребенка к школьному обучению.

Составление карты состояния готовности ребенка к школе.

Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребенка к школе.

Психолого-педагогические рекомендации.

1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школников.-М.: Владос, 2001.-160с.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-М.: Академия.Проект, 2000.-190с.

3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.: 1999.-56с.

4. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет.- М.: Школа-Пресс, 1977.-411с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.