Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва Елеазара священника (1–14). Спасение иудеев (15–37).






 

1. Между тем некто Елеазар, уважаемый муж, из священников страны, уже достигший старческого возраста и украшенный в жизни своей всякою добродетелью, пригласил стоявших вокруг него старцев призывать Святаго Бога и молился так:

 

1. «Из священников страны…» В числе иудеев рассеяния были многие из священнического сословия, которые не переставали и на чужбине именоваться???, по-гречески ι ε ρ ε ί ς, а если они были при этом из главных фамилий, то и α ρ χ ι ε ρ ε ί ς. Упоминаемые рядом с ними старцы (π ρ ε σ β ύ τ ε ρ ο ι) ведали дела синагоги вместе с архисинагогом. Это как бы геронты и архонты Александрийской иудейской общины.

 

2. «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель, милостиво управляющий всем созданием! призри, Отец, на семя Авраама, на детей освященного Иакова, на народ святаго удела Твоего, странствующий в земле чужой и неправедно погубляемый.

 

2. О различных наименованиях Божиих - см. 2 Мак I: 24 и д. - «Милостиво управляют всем созданием…» Tή v π α σ α ν δ ι α κ υ β ε ρ ν α ν ο ι κ τ ι ρ μ ο ί ς κ τ ί σ ι ν …, слав.: «иже создание все строяй в щедротах…» Если Бог всем созданием управляет милостиво, то при его особенных отношениях к Израилю это давало особенные основания в столь чрезвычайных обстоятельствах надеяться, что Он не откажет в Своем милосердии. - «Народ святого удела твоего…», народ, составляющий Твою священную собственность, посвященный Тобою в Твою собственность. О наименовании «Отец» - см. к V: 4.

 

3. Ты фараона, прежнего властителя Египта, имевшего множество колесниц, превознесшегося беззаконною дерзостью и высокомерными речами, погубил с гордым его войском, потопив в море, а роду Израильскому явил свет милости.

 

3. Ср. Исх XIV: 26–28.

 

4. Ты жестокого царя Ассирийского Сеннахирима, тщеславившегося бесчисленными войсками, покорившего мечом всю землю и восставшего на святый город Твой, в гордости и дерзости произносившего хулы, низложил, явно показав многим народам Твою силу.

 

4. Ср. 1 Мак VII: 41; 2 Мак VIII: 19. - «Святый город Твой» - 1 Мак II: 7; 2 Мак I: 12. Перед «низложил» здесь в русском переводе пропущено «Господи» (δ έ σ π ο τ α, слав. «Владыко»).

 

5. Ты трех отроков в Вавилоне, добровольно предавших жизнь свою огню, чтобы не служить суетным идолам, сохранил невредимыми до волоса, оросив разжженную печь, а пламень обратил на всех врагов.

 

5. Срав Дан I: 6; III: 12 и д.; 23 и 24 ст. - «Cуетным идолам…», κ ε ν ο ί ς … слав.: «скверным». Средний род греческого κ ε ν ό ς в значении - суетное, тщетное, пустое, несуществующее, отсюда - «идолы». Подобное же значение в 9 стихе имеет μ ε τ α ί ο ι ς (ср. Ам II: 4: τ ά μ ά τ α ι α α υ τ ώ ν), собств. их обман, ложь; слав.: лесть, прелесть. - «Оросив разжженную печь… - ср. Дан III: 50. - «Сохранил невредимыми до волоса…» включительно, ср. Дан III: 94. - «Пламень обратил на всех врагов…», ср. Дан III: 22, 48.

 

6. Ты Даниила, клеветами зависти вверженного в ров на растерзание львам, вывел на свет невредимым; Ты, Отец, и Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, обитающего во глубине моря, невредимым показал всем его присным.

 

6. Ср. Дан VI: 2–28. Об Ионе - ср. Ион II гл. - «Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, обитающего во глубине моря…», Греч.: τ ό ν τ ε β υ θ ο τ ρ ε φ ο ύ ς έ ν γ α σ τ ρ ί κ ή τ ο υ ς 'Ι ω ν α ν τ η κ ό μ ε ν ο ν ά φ ε ι δ ώ ς …, τ очнее слав.: «Иону, во чреве к и та морскаго т а ющаго нещадне…». - «Невредимым показал всем его присным». Книга пророка и вообще Ветхий Завет об этом не передают ничего.

 

7. И ныне, Отмститель обид, многомилостивый, покровитель всех, явись вскоре сущим от рода Израилева, обидимым от гнусных беззаконных язычников.

 

7. «Явись…», т. е. спасающею Своею силою для Израиля, и карающею - для язычников.

 

8. Если же жизнь наша в преселении наполнилась нечестием, то, избавив нас от руки врагов, погуби нас, Господи, какою Тебе благоугодно, смертью,

 

8. «В преселении…», κ α τ ά τ ή ν α π ο ι κ ί α ν, собств. за время пребывания на чужбине, и именно вследствие этого пребывания. Молитвенник допускает, что несмотря на все предосторожности, иудеи могли не избежать многих нечистых влияний окружавшего их язычества. В таком случае выражается желание лучше потерпеть от руки Божией всякое наказание - до смерти включительно, нежели терпеть такое наказание от руки язычников, которые могли отнести это к могуществу своих богов (9 ст.).

 

9. да не славословят суеверы суетных идолов за погибель возлюбленных Твоих, говоря: не избавил их Бог их,

 

10. Ты же, Вечный, имеющий всю силу и всякую власть, призри ныне:

 

11. помилуй нас, по несмысленному насилию беззаконных, лишаемых жизни подобно злоумышленникам.

 

12. Да устрашатся теперь язычники непобедимого могущества Твоего, Преславный, обладающий силою спасти род Иакова.

 

13. Умоляет Тебя все множество младенцев и родители их со слезами: да будет явно всем язычникам, что с нами Ты, Господи, и не отвратил лица Твоего от нас;

 

14. соверши так, как сказал Ты, Господи, что и в земле врагов их Ты не презришь их».

 

14. «Как сказал Ты…», ср. Лев XXVI: 44: «и тогда как они будут в земле врагов их, - Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их…» Подобное - см. Втор XXX: 2–4.

 

15. Только что Елеазар окончил молитву, как царь со зверями и со всем страшным войском пришел на ристалище.

 

15. «Со всем страшным войском…», греч.: σ ύ ν π α ν τ ί τ ω τ ή ς δ υ ν ά μ ε ω ς φ ρ υ ά γ μ α τ ι …, слав. точнее: «со… всею силы гордостию…»

 

16. Когда увидели его Иудеи, подняли громкий вопль к небу, так что и близлежащие долины огласились эхом, и возбудили неудержимое сострадание во всем войске.

 

17. Тогда великославный Вседержитель и истинный Бог, явив святое лице Свое, отверз небесные врата, из которых сошли два славных и страшных Ангела, видимые всем, кроме Иудеев.

 

17. «Явив святое лице Свое…», т. е. «воззрев весело, милостиво», ср. Чис VI: 25; Пс ХХХ: 17; LXXIX: 4, 8, 20.

 

18. Они стали против войска, и исполнили врагов смятением и страхом, и связали неподвижными узами; также и тело царя объял трепет, и раздраженную дерзость его постигло забвение.

 

18. «Связали неподвижными узами…», т. е. привели в состояние такое, что они не могли двинуть ног и сделать ни одного шагу.

 

19. Тогда слоны обратились на сопровождавшие их вооруженные войска, попирали их и погубляли.

 

20. Гнев царя превратился в жалость и слезы о том, что пред тем он ухищрялся исполнить.

 

21. Ибо, когда услышал он крик Иудеев и увидел их всех преклонившимися на погибель, то, заплакав, с гневом угрожал друзьям своим и говорил:

 

22. вы злоупотребляете властью и превзошли жестокостью тиранов и меня самого, вашего благодетеля, покушаетесь лишить власти и жизни, замышляя тайно неполезное для царства.

 

22. «Лишить власти и жизни, замышляя тайно неполезное для царства…» Благоденствие царства и его главы поставляется здесь царем в неразрывную связь.

 

23. Тех, которые так верно охраняли укрепления нашей страны, кто безумно собрал сюда, удалив каждого из дома?

 

24. Тех, которые издревле превосходили все народы преданностью нам во всем и часто терпели самые тяжкие угнетения от людей, кто подверг столь незаслуженному позору?

 

23–24. О верности иудеев своим царям особенно много говорит Иосиф Флавий, Арх XII, 1.

 

25. Разрешите, разрешите неправедные узы, отпустите их с миром в свои домы, испросив прощение в том, что прежде сделано; освободите сынов небесного Вседержителя, живаго Бога, Который от времен наших предков доныне подавал непрерывное благоденствие и славу нашему царству.

 

25. «В свои домы…», ε ί ς τ α ί δ ι α …, точнее слав.: «во своя их…».

 

26. Вот что сказал царь. В ту же минуту разрешенные Иудеи, избавившись от смерти, прославляли своего Святаго Спасителя Бога.

 

26. «В ту же минуту разрешенные…» Если иметь в виду множество заключенных в оковы, сколько приходится предположить исполнителей царского повеления о разрешении закованных «в ту же минуту!» Очевидно и из сего, что количество обреченных на смерть иудеев должно быть весьма преувеличено.

 

27. После того царь, возвратившись в город и призвав заведывающего расходами, приказал в продолжение семи дней давать Иудеям вино и прочее потребное для пиршества, положив, чтобы они на том же месте, на котором ожидали себе погибели, в полном веселье праздновали свое спасение.

 

28. Тогда они, бывшие перед тем в поругании и находившиеся близ ада или лучше нисходившие в ад, вместо горькой и плачевной смерти учредили пиршество спасения и, полные радости, разделили для возлежания место, приготовленное им на погибель и могилу.

 

28. «Нисходившие в ад…», β ε β η κ ό τ ε ς …, слав. правильнее: «сошедшие…», т. е. как бы, сошедшие уже в ад. - «Пиршество спасения…», т. е. пиршество в празднование спасения.

 

29. Оставив жалостнейшую песнь плача, они начали песнь отцов, восхваляя Спасителя Израилева и Чудотворца Бога, и, отвергнув все сетование и рыдание, составили хоры в знамение мирного веселья.

 

30. Равно и царь, составив по сему случаю многолюдное пиршество, выражал свою признательность к небу за славное, торжественно дарованное им спасение.

 

30. «Bыражал свою признательность к небу…», ε iς oυ ρ α ν ό ν α vθ ω μ ο λ ο γ ε ί τ ο …, слав. «на небо исповедашеся…», т. е. взирая на небо, исповедывал благодеяние Божие, прославлял Бога за спасение (ср. Лк II: 38). - «За спасение…» Спасение царя состояло в том, что он, в происшедшей суматохе со слонами, не погиб, подобно многим из сопровождавших его войск, а также и в том, что его неправедное дело во-время остановлено и не дало навлечь на него весь праведный гнев Бога Вышнего.

 

31. Те же, которые обрекали их на погибель и на пищу хищным птицам и с радостью делали им перепись, теперь, объятые стыдом, восстенали, и дышавшая огнем дерзость угасла с позором.

 

32. А Иудеи, как сказали мы, составив упомянутый хор, отправляли празднество с радостными славословиями и псалмопениями.

 

33. Они сделали даже общественное постановление, чтобы во всяком населении их в роды и роды радостно Праздновать означенные дни, не для питья и пресыщения, но в память бывшего им от Бога спасения.

 

33. «Во всяком населении их в роды и роды…», ε π ί π ά σ α ν τ ή ν π α ρ ο ι κ ί α ν α ύ τ ω ν ε ι ς γ ε ν ε ά ς …, слав. точнее: «во всяком преселении их в роды…», т. е. на все время их пребывания на чужбине.

 

34. Потом они предстали царю и просили отпустить их в домы.

 

35. Перепись их производилась с двадцать пятого дня месяца Пахона до четвертого дня месяца Епифа, в продолжение сорока дней; погубление их назначалось от пятого дня месяца Епифа до седьмого, в течение трех дней, в которые славным образом явил Свою милость Владыка всех и спас их невредимо и всецело.

 

35. Пахон был девятый, а Епиф - одиннадцатый египетско-александрийский месяц в году. Начало первого приходилось на 26-е Апреля, второго - на 25-е июня Юлианского календаря. Число дней египетского месяца - 30; от 25-го Пахона до 4-го Епифа - как раз 40 дней, в продолжении коих происходила перепись иудеев.

 

36. Праздновали они, довольствуемые всем от царя, до четырнадцатого дня, в который они и представили прошение об отпуске их.

 

37. Царь, соизволив им, великодушно написал в их пользу, за своею подписью, следующее послание к городским начальникам:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.