Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Душа общества






Из года в год

легенда тянется –

легенда

тянется

из века в век:

что человек, мол,

который пьяница, -

разувлекательнейший человек.

Сквозь призму водки,

мол,

все – красотки...

Любая

гадина –

распривлекательна.

У машины

общества

поразвинтились гайки –

люди

лижут

довоенного лютей.

Скольким

заменили

водочные спайки

все

другие

способы

общения людей!

Если

муж

жену

истаскивает за волосы –

понимай, мол,

я

в семействе барин! –

это значит,

водки нализался

этот

милый

увлекательнейший парень.

Если

парень

в сногсшибательнейшем раже

доставляет

скорой помощи

калек –

ясно мне,

что пивом взбудоражен

этот

милый

увлекательнейший человек.

Если

парень,

запустивши лапу в кассу,

удостаивает

сам себя

и премий

и наград –

значит,

был привержен

не к воде и квасу

этот

милый,

увлекательнейший казнокрад.

И преступления

всех систем

и хрип хулигана,

и пятна быта

сегодня

измеришь

только тем –

сколько

пива

и водки напито.

Про пьяниц

много

пропето разного –

из пьяных пений

запомни только:

беги от ада

от заразного,

тащи

из ада

алкоголика.

 

С. Есенин

Годы молодые с забубенной славой,

Отравил я сам вас горькою отравой.

Я не знаю, мой конец близок ли, далек ли,

Были синие глаза, да теперь поблекли.

Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно.

В поле, что ли? В кабаке? Ничего не видно.

Руки вытяну - и вот, слушаю на ощупь:

Едем... кони... кони... снег... проезжаем рощу.

" Эй, ямщик, неси вовсю! Чай, рожден не слабым

Душу вытрясти не жаль по таким ухабам! "

А ямщик в ответ одно: " По такой метели

Очень страшно, чтоб в пути лошади вспотели".

" Ты ямщик, я вижу, трус.. Это не с руки нам! "

Взял я кнут и ну стегать по лошадьим спинам.

Бью, а кони, как метель, снег разносят в хлопья.

Вдруг толчок... и из саней прямо на сугроб я.

Встал и вижу: что за черт - вместо бойкой тройки...

Забинтованный лежу на больничной койке.

И заместо лошадей по дороге тряской

Бью я жесткую кровать мокрою повязкой,

На лице часов в усы закрутились стрелки.

Наклонились надо мной сонные сиделки.

Наклонились и хрипят: " Эх, ты, златоглавый,

Отравил ты сам себя горькою отравой.

Мы не знаем, твой конец близок ли, далек ли,

Синие твои глаза в кабаках промокли".

 

" Согласие против пьянства"

Более семидесяти тысяч писем к автору " Войны и ми­ра" хранится в отделе рукопи­сей Государственного музея Л. Н. Толстого. Подавляющее большинство этих ценнейших документов нигде и никогда не публиковалось, поскольку полное издание всей переписки ве­ликого писателя потребовало бы не менее двухсот пятидеся­ти - трехсот толстых томов большого формата (восемь ты­сяч пятьсот писем самого Л. Н. Толстого, собранных до 1959 г., заняли тридцать то­мов его девяностотомного юби­лейного собрания сочинений, изданного в 1928-1959 го­дах!).

В личном архиве титана рус­ской и мировой литературы от­ложились многие сотни писем организаторов и руководителей обществ трезвости и отдельных трезвенников. По вопросам от­резвления, борьбы с винопитием и курением, утверждения здорового образа жизни Тол­стому писала вся грамотная Россия. На некоторые письма борцов с алкоголепотреблением и дымоглотанием Лев Николаевич обстоятельно отвечал. Особенно охотно он откликал­ся на письма русских врачей, активно участвовавших в мас­совом трезвенническом движе­нии восьмидесятых - девяно­стых годов XIX века и перво­го десятилетия XX столетия.

"...Всей душой желаю успе­ха Вашей прекрасной деятель­ности", - писал Л. Н. Тол­стой 14 июня 1889 г. органи­затору Одесского общества трезвости Александру Ивановичу Ярышкину. " Замечатель­ным борцом с добровольным безумней, каковым является пьянство", называл Лев Нико­лаевич выпускника медицин­ского факультета Московского университета, известного врача Петра Семеновича Алексеева (1649-1913). П. С. Алексеев помог Л. Н. Толстому основать в декабре 1887 г. в Москве Толстовское общество трезво­сти, названное " Согласием про­тив пьянства". Его фамилия часто встречается в письмах писателя конца восьмидесятых - начала девяностых годов прошлого века. И отнюдь не случайно, Петр Семенович автор ряда трудов по акушер­ству и книги " Первая помощь и уход за больными. Общедо­ступные сведения", напечатан­ной в Москве в 1885 г., не­редко посылал на строгий, но, как правило, справедливый ли­тературный суд Льва Николае­вича свои новые труды.

Так, его книга " О пьянстве", оконченная летом 1889 го­да, во втором полугодии того же года и в январе 1890 года в рукописи находилась у Тол­стого. Работа П.С. Алексеева " О пьянстве" была издана ре­дакцией журнала " Русская мысль" в 1891 г. с предисло­вием Л.Н. Толстого " Для че­го люди одурманиваются". Алексеев не только консуль­тировал Льва Николаевича по медицине, но и постоянно сна­бжал новейшей медицинской литературой. Немало книг Петр Семенович по просьбам Тол­стого безвозмездно разослал по городам и селам России, отзы­ваясь на мольбы трезвенников, обратившихся к Льву Николае­вичу. Типичным примером та­кой мольбы может служить пи­сьмо Александра Петровича Куприянова, собственноручный подлинник которого (на двух листах почтовой бумаги в му­зейной бумажной обложке) хра­нится в отделе рукописей Государственного музея Л.Н. Толстого под шифром Тс 160/68. А.Н. Куприянов - Л.Н. Толстому. 1 января 1890 рода. Область Войска Донского, г. Новочеркасск.

" Новочеркасск, 1 января 1890 г.

Глубокоуважаемый Лев Нико­лаевич!

По поручению священника Бесергеневской станицы обла­сти Войска Донского (А.П. Куприянов обратился к Л.Н. Толстому по поручению свя­щенника станицы Бесергеневской области Войска Донского Василия Ивановича Попова (1855-1922) позвольте обра­титься к Вам с покорнейшею просьбою ответить на некото­рые вопросы, ниже предлагае­мые. Дело в том, что вышеуказанному священнику удалось с ноября месяца прошлого года устроить общество трезвости в своей станице. Число членов теперь доходит до 60, в том числе 8 женщин, причем все вступающие добровольно дают обещание не употреблять спиртных напитков в течение (пока) года. Но уже с самого возник­новения расширение Общества встретило громадные препятст­вия со стороны пьющих, старавшихся представить дело трезвости делом антихриста и в самом святом писании искавших подтверждения своим до­водам. (Пьющие прихожане станицы Бесергеневской посла­ли донос в святейший прави­тельствующий Синод. В доносе основание В.И. Поповым об­щества трезвости было пред­ставлено как " антихристово де­ло", а " умеренное употребле­ние хлебного вина" провозглашено " богоугодным" и " благочестивым"). Препятствие яви­лось и в сомнения сторонников трезвости в правдивости этого дела. Противникам приходится возражать, сомневающихся убе­ждать и подкреплять духовным единением. Ввиду этого, не найдете ли Вы, глубокоуважае­мый Лев Николаевич, возмож­ным ответить: 1) какие книги могут быть употреблены для борьбы с пьющими и для до­казательства трезвости, как доброго и божьего дела, а не дела антихриста? 2) в каком сочинении можно найти подроб­ную историю спиртных напитков, главным же образом, кто, когда и при каких условиях до­был из хлеба водку путем бро­жения и курения? 3) как уст­роилось Московское Общество трезвости?

За разрешением этих вопро­сов обращаемся к Вам потому, что в газетах однажды было напечатано, что Московское Общество трезвости было уст­роено по Вашему почину.

Позвольте надеяться, что и слово Ваше будет укреплять надежды новых сторонников трезвой благоразумной жизни.

С нетерпением буду ждать Вашего ответа, искренне ува­жающий Вас А. Куприянов.

Мой адрес: г. Новочеркасск, Воспитательная улица, дом № 4, Александру Петровичу Куприянову".

На первой странице письма карандашная помета: " А. Куп­риянов".

На четвертой странице по­мета красным карандашом: " Отвечено".

Л.Н. Толстой - А.П. Куп­риянову. 3 января1890 года. Тульская губерния, Ясная По­ляна.

" Александр Петрович. Полу­чать такие письма, как Ваше, составляет одну из наиболь­ших радостей моей жизни. Спе­шу ответить на Ваши вопросы, дельная постановка которых по­казывает мне серьезность Ва­шего отношения к делу.

1) Посылаю Вам при этом те книги, которые у меня есть, и список тех, которых нет, но можно приобрести. (Какие кни­ги и какой список послал Л.Н. Толстой А.П. Куприянову, не­известно). Книги или, скорее, брошюры с доводами религиоз­ными против употребления ви­на печатаются в Казани (А.Т. Соловьев. Татьянин день. Ответ на возражения Льву Толстому. Казань, 1890), другая в Москве (" Грех и безумие пьян­ства". Сборник поучений про­тив пьянства. Из творений св. Тихона Задонского, св. Иоан­на Златоуста, св. Василия Ве­ликого, св. Ефрема Сирина и иных". Москва. Издание И.Д. Сытина, 1890. В этом сборни­ке напечатана статья Л. Н. Толстого " Пора опомниться! ", написанная в 1889 году). Прилагаю Вам адрес г-на Соловье­ва, одного из самых деятель­ных членов наших в Казани (Александр Титович Соловьев (1853-1919) – в 1883 годах председатель Казанского обще­ства трезвости и редактор-изда­тель " Справочного листка", автор статьи " Вино для челове­ка и его потомства - яд", кор­респондент Л.Н. Толстого). Если Вам будет что нужно, об­ратитесь к нему, он окажет Вам всякое содействие. 2) Об истории пьянства Вы найдете сведения и в тех книгах, кото­рые посылаю, и еще более подробные в книге д-ра Алек­сеева, которого надеюсь ви­деть в нынешнем году в Моск­ве. (В 1890 г. П.С. Алексеев в Москву не приезжал). 3) Об­щество наше составилось так. Д-р Алексеев, (приехав) из Америки, где он видел порази­тельные результаты для блага народа, достигнутые общест­вом трезвости (Вернувшись из Северной Америки, П. С. Але­ксеев опубликовал в № 336 газеты " Московские ведомо­сти" от 6 декабря 1887 г. статью " Успех в борьбе с пьянст­вом" и издал в 1888 г. в Москве книгу " По Америке. По­ездка в Канаду и Соединенные Штаты"), рассказал мне про это, и я предложил составить согласие на основаниях, изло­женных на прилагаемом лист­ке (" Прилагаемый листок" - письменный текст " Согласия против пьянства". Впервые он был перепечатан в " Известиях Общества Толстовского Му­зея". Санкт-Петербург, 1911, № 3-4-5, с. 6). Члены ста­ли набираться, и теперь их бо­лее 1200. Надо было бы испро­сить разрешения правительст­ва для основания формального общества. Но я этого не делал, боясь всякой формальности, так как часто замечал, что очень часто внешность подав­ляет содержание. Теперь осно­вываются в разных местах но­вые общества. Если бы Вы или священник Бесергеневской об­ратились к министру внутрен­них дел с проектом основания общества трезвости, то это бы­ло бы очень хорошо. От души желаю Вам успеха".

...Доктор Алексеев помог Александру Петровичу Куприя­нову и Василию Ивановичу По­пову узаконить общество трез­вости в станице Бесергенев­ской, отбить наветы богомоль­ных водкопивцев и наскоки " черных воронов" - епархи­альных и синодальных ревизо­ров и контролеров. Наверно, именно о таких людях, как он, Лев Николаевич Толстой гово­рил: " Не оскудела и никогда не оскудеет русская земля под­вижниками! ". Сегодня эти сло­ва звучат не менее злободнев­но, чем сто лет тому назад...

В. Прищепенко.

 

Литература:

Алкогольные и другие наркотические вещества. – Н. Новгород, 1994. – 130 с.

Гринченко В.И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.

Из опыта работы зарубежных стран по борьбе с курением и алкоголизмом. – Якутск: Дети на охране геноф. народов РС (Я), 1999. – 19 с.

Маюров А.Н. Об Уставе ИОГТ // Эйфория. – 2000. - № 24 (70) – с. 16-17.

Маюров А.Н., Маюров Я.А. Исторический опыт антиалкогольного воспитания в России. / Россия: вчера, сегодня, завтра. Вып. 1-2. – М.-СПб.: Миф, 1998-1999, с. 120-126.

Маюров А.Н., Маюров Я.А. Роль семьи в антиалкогольном воспитании подростков. / Россия: вчера, сегодня, завтра. Вып. 1-2. – М. - СПб.: Миф, 1998-1999, с. 150-154.

Маюров А.Н. Наука и молодежное трезвенническое движение. / Здоровый образ жизни и трезвость – стратегия будущего республики Беларусь. Материалы Международной конференции 1-4 ноября 1997 года. – Минск, 1998. – с. 92-93.

Маюров А.Н. Трезвенническое воспитание: показатели. / XXI век – без наркотиков. Первая региональная научно-практическая конференция, г. Елец, 27 марта 2000 г. – Елец: ЕГПИ, 2000. – с. 62-65.

Маюров А.Н. Нижний Новгород – духовное и физическое возрождение. / XXI век: здоровый образ жизни. – Елец: Госуд. университет, 2001, с. 37-41.

Маюров А.Н. Модели решения проблем наркотизма. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород-Севастополь: МАФР, 2001, с. 43-48.

Кирющенко А.Г., Петрова Ф.Н. Антиалкогольная правовая политика и антиалкогольное законодательство советского государства: уроки истории и пути совершенствования. – СПб.: С-Пб университет МВД РФ, 1998. – 157 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1

" В поход на фронт своих кварталов" ……………………………………..

 

Урок 2

Что представляют собой наиболее распространенные алкогольные изделия

 

Урок 3

Разрушение алкоголем организма человека ……………………………..

 

Урок 4

Социальные беды ………………………………………………………….

 

Урок 5

Семейные проблемы ………………………………………………………

 

Урок 6

Избавление от алкогольной зависимости ……………………………….

 

Урок 7

Алкогольный трамплин в наркоманию ………………………………….

 

Урок 8

Противостояние наркотизму в зарубежном мире ………………………


* Использованы материалы из книги Гринченко В.И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000, с. 24-28.

* Материалы настоящего параграфа взяты из газеты " Соратник", главного печатного органа Союза борьбы за народную трезвость.

* Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000, с. 248-252.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.