Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По упорядоченности: случайное, систематическое.






В зависимости от положения наблюдателя: включенное – такой вид исследования, при котором исследователь непосредственно или живет, или работает среди тех, чью культуру, нравы изучает. Находится в контакте с изучаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Невключенное – исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне поля их зрения.

по упорядоченности: случайное, систематическое.

4. По условиям организации наблюдения: полевое - осуществляются в естественных условиях. лабораторное - осуществляются в специально созданных условиях.


  1. Процедура наблюдения

Процедура наблюдения. Во время наблюдения необходимо фиксировать слова и действия таким образом, чтобы не оставалось никаких сомнений о том, где разворачивались события, в какое время, кто и при каких обстоятельствах в них участвовал. девять ключевых признаков: пространство:

1. физическое местоположение или местоположения;

2.актер (деятель): люди, участвующие в происходящем;

3.деятельность: совокупность действий совершаемых людьми;

4.объект: наличествующие физические предметы;

5.акт: отдельные действия, совершаемые людьми;

6.событие: множество взаимосвязанных деятельностей, ведущихся людьми;

7.время: временное упорядочивание происходящего;

8.цель: то, чего люди стремятся достичь;

9.чувства: ощущаемые и выражаемые эмоции.


  1. Меры, способствующие повышению надежности информации, полученной в результате наблюдения.

Меры, способствующие повышению надежности информации, полученной в результате наблюдения.

Для исследователя трудность состоит в том, что необходимо постоянно балансировать на грани вовлеченности и объективности. Чтобы повысить надежность инф должна быть объективность социального исследования, она состоит не в том, что­бы исключить личностное отношение, а в том, чтобы не подме­нять эмоциональными, нравственными и прочими ценностными критериями критерии научного исследования

Следует избегать возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентации, а также эмоциональную окрашенность человеческого восприятия и неизбежность влияния на результаты на­блюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта.

Для того чтобы с необходимой точностью и изучить общую ситуацию и правильно упорядочить наблюдаемые факты в программе наблюдения нужно решить вопрос о научных рамках соотнесения, т. е. определить в каких терминах будет вестись исследование — в социологических, социаль­но-психологических или психологических и на каком уровне будет проводиться наблюдение — на уровне коллектива как целого, или уровне части коллектива или на уровне отдельных индивидов, составляющих коллектив.


  1. Фокус-группы, их численность и состав участников

Фокус-группа состоит из 6-10 человек, которых просят провести несколько часов в обществе опытного ведущего для обсуждения товара, услуг, компании или другого объекта исследования. Ведущий должен быть объективным, хорошо осведомленным о предмете беседы. Обсуждение обычно проводится в комфортной обстановке, при этом ведущий должен поощрять свободные и непринужденные высказывания, чтобы динамика группы, устанавливающиеся в ней взаимоотношения, позволили выявить истинные чувства и мысли участников. Одновременно, ведущий стремится «сфокусировать» обсуждение. Ход дискуссии записывается на аудио- или видеомагнитофон и впоследствии внимательно изучается. Фокус-группы используются для того, чтобы выяснить, как люди будут реагировать на те или иные предложения, и для сбора информации, которая может пригодиться для разработки анкет, применяемых впоследствии в более формальных методах проведения исследований.

  1. Ограничения на участие в фокус-группах

Существует несколько категорий лиц, которые не должны привлекаться к участию в фокус-группах независимо от того, какова тема обсуждения и каковы принципы набора участников. К ним относятся:

Лица, знакомые с процедурой проведения фокус-групп. В данном случае имеются в виду не исследователи-профессионалы, а те, кто ранее уже принимал участие в фокус-групповых обсуждениях в качестве респондентов.

Лица, принимающие повторное участие в фокус-группах, могут быть разделены на профессиональных и случайных. Профессиональные респонденты - это те, кто сознательно ищут возможности участия в групповых интервью ради денег или ради развлечения. Все исследователи согласны в том, что это крайне нежелательный контингент, которого следует тщательно избегать. Случайные повторные респонденты обычно не столь деструктивны, но и их участие должно быть ограничено.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.