Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен диссоциированных состояний.






Термин диссоциация происходит (от латинского - dissociation), что означает «разъединение». В психологии слово «диссоциация» находит несколько употреблений. Это слово часто используют как метафору для описания сепарированности и независимости частей целостной структуры некоего объекта психологической науки, резкого противопоставления, несогласованности, отсутствие связей. Эта метафора служит для усиления того факта, что рядоположные элементы некоего объекта, определенные в рамках одной концепции по некоторым общим признакам, обнаруживают в своем проявлении независимость друг от друга, а порой и противонаправленность. В самом общем виде термин диссоциация описывает некоторые особенности процессов обработки информации, относится к нарушениям интегрированности протекания психических процессов. В зависимости от контекста, о диссоциации говорят как о процессе, механизме психологической защиты, психическом состоянии, психопатологическом и психиатрическом симптоме и синдроме (Международная классификация болезней 10-ый пересмотр).

Мортон Принц охарактеризовал диссоциацию как основной регулирующий принцип нервно-психического аппарата, который согласно данным современных исследований, имеет доминирующее значение на ранних фазах онтогенеза. Райгородский пишет: «как процесс, диссоциация приводит к тому, что комплекс поведенческих паттернов, мыслей, отношений или эмоций становится, отделен от остальной части личности и функционирует независимо.

Диссоциация, как механизм психологической защиты является элементом психической регуляции в условиях обыденных, экстремальных, потенциально психотравмирующих.

А.М. Людвиг [1966] выделяет семь основных адаптивных функций диссоциации:

Автоматизация поведения. Диссоциативный процесс сводит к минимуму влияние сознательного контроля индивида при актуализации врожденных и наученных паттернов поведения. Благодаря этому предоставляется возможность концентрации на более важных аспектах ситуации.

Экономичность деятельности. Диссоциация позволяет экономично расходовать усилия, повышая, таким образом, их эффективность. Обеспечивая раздельное протекание психических процессов, сводит к минимуму влияние противоречивой и избыточной информации, что снижает напряжение, и дает возможность индивиду мобилизовать усилия для решения задачи.

Разрешение непереносимых конфликтов. Если отсутствуют средства для немедленного разрешения конфликтной ситуации, установки, желания, оценки как бы разводятся в различные состояния или потоки сознания.

Уход от повседневной реальности. Диссоциация лежит в основе множества религиозных практик и феноменов.

Изоляция катастрофических переживаний. Диссоциативный процесс изолирует процесс психотравмирующих переживаний, которые сопровождаются интенсивными, негативными эмоциями. При этом восприятие дробится на фрагменты. Амнестические эпизоды, реактивные, преходящие диссоциативные эпизоды - состояния, которые служат цели изоляции травматических переживаний.

Катарсическая разрядка некоторых эмоций и аффектов. Некоторые аффекты, на переживания которых в культуре наложено табу, могут быть выражены только в контексте санкционированных ритуалов, обрядов. Участники выражают табуированные эмоции в диссоциативном состоянии, которое можно было бы уподобить своего рода «контейнеру», в содержимое которого входит либидинозное напряжение, агрессивные импульсы, чувства, связанные с фрустрациями или неисполнимыми желаниями. Индивид получает возможность выражать эти чувства в символической форме, не испытывая при этом страх или вину в связи с нарушением социальных рамок или цензуры Суперэго.

Усиление стадных чувств. Диссоциация имеет большое значение при сплочении больших групп перед лицом общей опасности или в феномене влияния на массы «харизматических вождей».

Согласно взглядам клянианской школы, примитивные защиты возникают в ответ на тревоги, связанные с действием влечения к смерти, они обладают следующими основными характеристиками, обусловленными ранним этапом онтогенеза: слабой связью с принципом реальности, отсутствием представления о константности и границах внешних объектов [Мак-Вильямс, 1998], необходимость в «другом», как опоре, для отщепленных частей психики. По- видимому, основной задачей диссоциации как защитного механизма, является сохранение связи, как это не парадоксально, с реальностью, контакта, который является источником невыносимых страданий, за счет нарушения целостности, единства внутренней структуры. Диссоциация является врожденным, филогенетически обусловленным архаичным механизмом, а не формируется в онтогенезе. По мере прохождения определенных этапов развития, формируются более сложные механизмы защиты, но диссоциация остается в резерве на случай ситуаций, чреватых психической травмой [Мак-Вильямс, 1998].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.