Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление о системности.






Изменение представлений о целостности связано с формированием множества концепций системности. Я.А. Пономарев выделил в системных исследования две ветви.

Первая – конкретно-синкретическая, она характеризуется тем, что любые объекты могут рассматривать как системные, их системные свойства могут быть охарактеризованы даже без выделения систем как таковых. Она «непосредственно нацелена на решение практических задач, … отталкивается от описания элементов конкретных систем, объединяет описание этих элементов искусственными связями» [Пономарев, 2006].

Вторая – абстрактно-аналитическая, которая опирается на принцип взаимодействия и выявляет генезис событий, где система рассматривается как особый класс объектов, соответствует концепции функциональной системы. Точный критерий системы введен П.К. Анохиным [1935; 1974]. «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фокусированного полезного результата».

Версия принципа целостности реализованного в СЭП представляет собой один из вариантов принципа системности. В соответствии с системно-эволюционной теорией формирование новой системы рассматривается как фиксация этапа индивидуального развития, формирование нового элемента индивидуального опыта в процессе научения. Формирование нейронной сети происходит из нейронов резерва и установлением их специализации. Нейроны системоспецифичны, то есть их специализация постоянна. К более старым системам прибавляется новая система, при этом осуществление поведения происходит за счет не только новых систем, но и одновременно за счет более древних систем [Швырков, 2006].

Описание системных специализаций нейрона является описанием субъективного мира индивида, а активность нейрона – субъективным отражением. В рамках такого описания субъективный мирпредстает как структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе индивидуального развития системами, закономерности отношений между которыми - межсистемные отношения - могут быть описаны качественно и количественно, а субъект поведения - как весь набор функциональных систем, из которых состоит видовая и индивидуальная память. Состояние субъекта поведенияпри этом определяется через его системную структуру как совокупность систем разного фило- и онтогенетического возраста, одновременно активированных во время осуществления конкретного акта[Барабанщиков, 2005].

Таким образом, реализация поведения есть реализация истории формирования множества систем, каждая из которых фиксирует этап становления данного поведения. Системно-эволюционный подход позволяет избежать варианта описания целостности в терминах перечисления аспектов, т.е. произвольно выделенных сторон явления, и установления между ними отношений порождения. Целостность структуры рассматривается как развивающаяся, фиксирующая взаимодействия индивида с миром, общая по происхождению всех ее компонентов, где компоненты структуры не могут быть рассмотрены как изолированные (непересекающиеся) множества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.