Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Должностной регламент






 

1. вводится понятие " должностной регламент гражданского служащего". В соответствии с должностным регламентом осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего, им должны определяться должностные обязанности, права и другие условия профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Согласно ч. 1 данной статьи должностной регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. При этом не вполне понятно, что понимается под административным регламентом государственного органа. Понятие " административный регламент государственного органа" законодателем не только не раскрывается, но и не упоминается в других статьях Закона (что, кстати, отмечалось в заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы РФ по проекту данного Закона). Как нам представляется, административный регламент государственного органа должен представлять собой нормативный правовой акт, регулирующий порядок действий и решений в рамках реализации задач государственного органа и устанавливающий стандарты исполнения государственных функций. Должностной регламент в этом смысле устанавливает стандарты реализации конкретной должностной функции.

Статья 24 Закона называет должностной регламент в качестве существенного условия служебного контракта. Это не вполне корректно, поскольку служебный контракт заключается с конкретным гражданским служащим, а должностной регламент, на наш взгляд, должен отражать функциональные особенности должности гражданской службы. По всей видимости, должностной регламент будет являться обязательным приложением к служебному контракту. Должностной регламент должен содержать описание должности (паспорт должности). Паспорт должности включает в себя: наименование органа государственной власти с указанием конкретного структурного подразделения, категорию и группу должности, должность непосредственного начальника, перечень подчиненных должностей должностных лиц, порядок назначения и снятия с должности, порядок замены в случае отсутствия и иные необходимые сведения о замещаемой должности.

2. Часть 2 данной статьи содержит перечень условий прохождения государственной гражданской службы, которые включаются в должностной регламент гражданского служащего:

1) прежде всего в должностном регламенте необходимо указать квалификационные требования, которым должен удовлетворять гражданский служащий для замещения соответствующей должности гражданской службы. В соответствии со ст. 12 комментируемого Закона в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

а) к уровню профессионального образования;

б) к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

в) к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Требования к уровню профессионального образования в зависимости от категории и группы соответствующей должности гражданской службы содержатся в ст. 12 Закона. Так, гражданские служащие, замещающие должности категорий " руководители", " помощники (советники)", " специалисты" всех групп должностей, а также категории " обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей, должны иметь высшее профессиональное образование. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории " обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Должностной регламент может конкретизировать эти квалификационные требования, например, в части профиля соответствующего образования и т.п.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, а для гражданских служащих субъекта РФ - законом субъекта РФ.

Должностной регламент в свою очередь должен содержать квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются нормативным актом государственного органа в соответствии с его задачами и функциями. Например, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 14 октября 1998 г. N 68 были утверждены квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Требования к профессиональным знаниям и навыкам государственного служащего системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ включают в себя: способность планировать, организовывать и анализировать свою деятельность, деятельность подчиненных подразделений и работников; использование компьютерной и оргтехники; знание этических норм и способность применять их в служебном общении и т.п.;

2) должностной регламент должен включать в себя права, обязанности и ответственность гражданского служащего в связи с замещением конкретной должности гражданской службы. Основные права и обязанности гражданского служащего в связи с прохождением им гражданской службы закрепляются в гл. 3 (" Правовое положение (статус) гражданского служащего") настоящего Закона. Кроме того, права и обязанности гражданского служащего являются существенным условием служебного контракта. По всей видимости, эти права и обязанности должны конкретизироваться в должностном регламенте применительно к задачам и функциям структурного подразделения и замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы. В этом смысле должностной регламент должен отражать функциональные особенности конкретной должности;

3) в должностном регламенте должен быть предусмотрен конкретный перечень тех вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать решения. Круг вопросов, входящих в компетенцию гражданского служащего, определяется задачами и функциями соответствующего структурного подразделения государственного органа, а также спецификой замещаемой им должности. Должностной регламент должен включать в себя: перечень обстоятельств, при которых гражданский служащий должен или может принять решение самостоятельно; содержание вопросов, по которым гражданский служащий принимает решение самостоятельно; варианты возможных решений; критерии принятия решения; сроки принятия решения и правовые формы указанных решений. В зависимости от функциональных особенностей конкретной должности в должностной регламент могут включаться и иные требования;

4) отдельно в должностном регламенте предусматривается перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов. В этой связи должностной регламент должен включать в себя: перечень обстоятельств, при которых гражданский служащий должен принять участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, проектах управленческих и иных решений; содержание управленческих или иных действий гражданского служащего; варианты возможных действий и решений; критерии принятия решения; сроки их выполнения и правовые формы указанных действий и решений;

5) также должностным регламентом должны быть предусмотрены конкретные сроки и процедуры подготовки проектов решений, порядок согласования и принятия данных решений. Очевидно, что сроки и процедуры подготовки и принятия решений должны быть предусмотрены при регламентации вопросов, по которым гражданский служащий принимает решения самостоятельно, а также вопросов, в решении которых он принимает участие;

6) в должностном регламенте предусматривается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей с иными гражданскими служащими, гражданами или организациями. Иными словами, регламентации подлежат: основания и порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, а также формы и порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданами и организациями. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданами и организациями определяется на основе стандарта обслуживания соответствующего органа государственной власти;

7) из содержания п. 7 ч. 2 комментируемой статьи не ясно, что понимается под государственными услугами, которые должны оказываться в соответствии с административным регламентом государственного органа. Вызывает сомнение необходимость включать в каждый должностной регламент по отдельным должностям указанный перечень государственных услуг;

8) наконец, в должностной регламент должны включаться показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности конкретного гражданского служащего. По всей видимости, речь идет о гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, по которым установлен особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Перечень таких должностей утверждается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов утверждаются Президентом РФ, а специфические показатели конкретного государственного органа утверждаются правовым актом этого государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций. На основе этого акта должны определяться показатели эффективности и результативности по конкретной должности гражданской службы, которые в соответствии с данной нормой включаются в должностной регламент. Вместе с тем следует отметить, что согласно ст. 24 данного Закона условия оплаты труда, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности, представляют собой существенное условие служебного контракта.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что положения должностного регламента должны учитываться при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы прежде всего должны учитываться квалификационные требования к данной должности и, в частности, требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются должностным регламентом. Аттестация гражданского служащего согласно положениям ст. 48 данного Закона проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Оценка соответствия замещаемой должности включает в себя: соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности; выполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей; результативность выполняемой им работы. При этом квалификационные требования по замещаемой должности, перечень должностных обязанностей, критерии эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяются должностным регламентом. Квалификационный экзамен проводится в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего (см. комментарий к ст. 49). Уровень профессиональных знаний, навыков и умений гражданского служащего должен соответствовать требованиям, предусмотренным должностным регламентом.

4. Если положения должностного регламента согласно ч. 3 данной статьи представляют критерии надлежащего исполнения гражданским служащим своих служебных обязанностей, то фактическое исполнение должностного регламента выступает в качестве предмета оценки конкурсной или аттестационной комиссией.

5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой. В настоящее время действует Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, который образован Указом Президента РФ от 1 декабря 1995 г. N 1208 (с изм. и доп. от 6 февраля 1996 г.). По всей видимости, разработка и утверждение примерных должностных регламентов входят в компетенцию указанного Совета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.