Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Показатели вариации. Цель занятия: изучение и измерение вариации в зависимости от поставленных задач






Цель занятия: изучение и измерение вариации в зависимости от поставленных задач. К ним относятся размах вариации, среднее линейное отклонение, средний квадрат отклонений (дисперсия), среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Необходимо четко представлять условия, порождающие вариацию признаков, а также сущность и значение измерения вариации, признаков. Следует усвоить, что изучение вариации признаков общественных явлений, находятся в прямой связи с группировками, в частности с рядами распределения. Научиться свободно, исчислять все показатели вариации.

Контрольные вопросы.

1. Что представляет собой вариация признака, от чего зависят его размеры?

2. Что такое размах вариации, по какой формуле он исчисляется, в чем его недостаток как показателя вариации?

3. Что представляет собой среднее линейное отклонение, его формула?

4. Какой показатель вариации называется дисперсией? По каким формулам она рассчитывается?

5. Что называется средним квадратическим отклонением? По каким формулам оно рассчитывается?

6. Что представляет собой дисперсия альтернативного признака? Чему она равна?

7. Каковы основные свойства дисперсии?

8. Почему дисперсия и среднее квадратическое отклонение не всегда являются достаточными для характеристики вариации признака в изучаемых совокупностях?

9. Коэффициент вариации как показатель, формула его вычисления и значение для экономического анализа.

10. Что характеризует межгрупповая дисперсия, ее формула?

11. Как определяется внутригрупповая дисперсия, средняя из внутригрупповых дисперсий, их формулы?

12. Что собой представляет правило сложения дисперсий, в чем его практическое значение?

13. Что называется эмпирическим коэффициентом детерминации, каков его смысл?

14. Что называется эмпирическим корреляционным отношением, в чем его смысл?

Задания для практических работ.

Задача №1. Имеются выборочные данные о стаже работников магазинов:

 

Стаж работы, лет До 3 3-5 5-7 7-9 Свыше 9
Среднесписочная численность работников, чел.          

 

Требуется определить:

1. Средний стаж работников магазина.

2. Дисперсию.

3. Среднее квадратическое отклонение.

4. Коэффициент вариации.

Задача №2. Имеются следующие условные данные по трем группам рабочим с разным стажем работы:

 

Стаж работы, лет Число рабочих Средняя заработная плата, руб. Среднее квадратическое отклонение зарплаты, руб.
До 3      
3 – 10      
Свыше 10      

 

Требуется рассчитать:

1. Среднюю заработную плату для всей совокупности рабочих.

2. Общую дисперсию.

3. Среднее квадратическое отклонение.

Задача №3. Имеем распределение рабочих по среднечасовой выработке изделий:

Номер рабочих Рабочие 4 разряда Номер рабочих Рабочие 5 разряда
Выработка рабочего, шт. Выработка рабочего, шт.
       
       
       
       
       
       
Итого: 6      

 

Для результативного признака выработки рабочего исчислим:

1. Групповые дисперсии.

2. Среднюю из внутригрупповых дисперсий

3. Межгрупповую дисперсию.

4. Общую дисперсию.

5. Проверим правило сложения дисперсий.

6.Эмпирический коэффициент детерминации.

7. Эмпирическое корреляционное отношение.

8. Выводы о тесноте связи между квалификацией рабочих и производительностью их труда.

 

Литература по теме:

Основная:

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл.5, п.п. 5.3 (с. 71-84).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл. 5, п.п. 5.1; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 5.6; 5.7; 5.8; (с. 107-158).

3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.7, п. 7.1 (с. 122-146).

Дополнительная:

1.Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. V, параграф 9, 10, 11, 12 (с. 112-126).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл.8, п.п. 8.1; 8.2; 8.3; 8.4 (с. 57-66).

3. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и ор.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.4, п.п. 4.7 (с. 84-90).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.