Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пусть же и в речи паузы делят излагаемую мысль на её составные части, но пусть каждая из этих частей не теряет своей беспрерывности и слиянности.






Те, кто умеют хорошо говорить в реальной жизни инстинктивно или сознательно придерживаются этого правила и более или менее верно расставляют паузы во время речи. Но лишь те же люди заучи­вают чужие слова роли и произносят их со сцены, с ними в боль­шинстве случаев происходит превращение: их речь становится руб­леной, безграмотной, а паузы расставляются ими неправильно. По чему же происходит такое явление? На это есть внешние и внутрен­ние причины. Начну с первых.

Существует немало актёров с коротким и плохо поставленным дыханием. У них звук тянется столько, сколько хватает забранного воздуха, а если его оказывается больше, чем надо, то излишек вы­дыхается в любом месте речи. Так же без разбора воздух вбирается там, где захочется, не считаясь с законностью или незаконностью остановки.

Такая речь подобна астме. Она не может быть толковой и гра­мотной.

Есть и другая причина неправильно распределённых остановок в речи. она происходит от незнания того, что сила речи не в гром­кости, не в вольтаже, а в звуковых повышениях и понижениях или, другими словами, в интонации, так точно, как и в логике и в последовательности речи.

Эти люди, мало сведущие в нашей речевой технике, ищут средств для усиления словесного общения в самых наивных актёрс­ких приёмах. Чтоб быть убедительнее они пыжатся, накачивают тем­перамент, прибегают к крику. Но эта мускульная работа не даёт результатов. Она проходит на поверхности, а не внутри, она вне жизни и переживания, с которыми физическая потуга не имеет ниче­го общего. Она так точно, как и пауза, связанная с ней, вызыва­ется случайными причинами физиологического или нервного проис­хождения.

С этими внешними причинами, вызывающими неправильную расстановку пауз, надо бороться с помощью пения, развивающего дыхание и интонацию.

Но самая главная причина не внешнего, а внутреннего происхождения. Она в недостаточной чуткости и любви людей к слову, в непонимании тонкостей своего языка. Как бороться с этим явлением?

Более внимательным отношением к слову, проникновением в его природу. В этой работе вам помогут изучение законов речи и, в частности, функций третьего (после интонации и ударения) важного пособника в нашем словесном общении - остановки (паузы).

Длительность паузы зависит от того, что вызывает оста­новку и ради чего она производится.

Но не только суть и цель влияют на длительность паузы, она нередко зависит и от других причин, например: от времени, необ­ходимого собеседнику для восприятия чужой мысли, а говорящему - для безмолвной передачи недосказанного словами подтекста; от си­лы внутреннего переживания, от степени взволнованности, от тем­по-ритма словесного общения.

/... /

Правильная группировка слов и размещение пауз - одно из не­обходимых условий для хорошей, красивой речи, для верного ощуще­ния природы своего языка и для умелого пользования им.

 

Источник: https://www.ritorika.info/publikacii/personalii/knjazkov-arkadij-aleksandrovich/materialy-dlja-studentov/golos-i-rech-stanislavskij






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.