Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень нормативных и нормативно-методических документов






1. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». - Министерство образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 года №08-249.

2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р).

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).

5. Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (с изменениями на 25 июня 2014 года)

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

7. Приказ Департамента образования г. Москвы от 9 декабря 2013 г. № 823 «Об утверждении Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых государственными (выполняемых) организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы».

8. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации".

 

 

Список рекомендуемой литературы

Экологическое образование детей дошкольного возраста

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма ор­ганизации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1972.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: По­собие для воспитателей. М., 1985.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1977.

4. Богуславская 3.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.

5. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников. Мн., 1988.

6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию в 2-х частях./Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей/. Санкт-Петербург «Детство пресс», 2004

7. Генов Г.В. Театр для малышей. М., 1968.

8. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман. М., 1985.

9. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей детс­кого сада. М., 1981.

10. Давайте поиграем. Книга для воспитателей детского сада и родителей. /под ред. Столяра А.А./.-М. «Просвещение», 1991

11. Зелёный дом без окон: Сб. загадок/ Сост. Л. М. Сукач. Мн., 1977

12. Игра и ознакомление дошкольников с растениями //Методические рекомендации для воспитателей средней груп­пы детского сада / Составитель И. А. Комарова. - М., 1989.

13. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.

14. Игра дошкольника: Научно-методическое пособие / Сост. И. А. Комарова, Р. Л. Непомнящая, О. А. Анищенко и др., Могилев, 1998.

15. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Мн., 1985.

16. Игры с правилами в детском саду. М., 1962.

17. Кралина М.В. Логика/учебное пособие для учреждений дошкольного образования /Екатеринбург «У - Фактория», 1998

18. Комарова И.А.. Игра как средство формирования осоз­нанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Автореферат диссертации канд. пед. наук. - М., 1991.

19. Лыкова И.А. Дидактика в природе/ Игры с цветом. Сенсорное развитие/ Учебно-методическое пособие. М. Карапуз, 2005

20. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста/Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, Аркти, 2004

21. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар», 1999.

22. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей/пособие для воспитателей и учителей/ Минск «Асар», 1999.

23. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов педколледжей.2-е изд.-М., 2001.

24. Николаева С.Н. Место игры в экологическом вос­питании дошкольников. - М., 1996.

25. Николаева С.Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ М., «ГНОМ и Д», 2003.

26. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами». Методические рекомендации к блоку «Песок, камень, глина» к программе «Наш дом - природа». М., ООО «Карапуз - дидактика», 2005.

27. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа». Концепция и структура программы. Блок занятий «Дом под крышей голубой», М. ООО «Карапуз - дидактика», 2005.

28. Рыжова Н.А. «Почва – живая земля»/ Методические рекомендации к блоку «Почва – живая земля»/ Программа «Наш дом - природа», М. ООО «Карапуз - дидактика», 2005.

29. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Издательский дом «Карапуз», М. 2001.

30. Рыжова Н.А. Волшебница вода/ Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников/ М., «Линка - пресс», 1998.

31. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка/Пособие по экологическому образованию дошкольников/М. «Линка-пресс», 1998.

32. Саморукова П.Г. Игры детей: Учебное пособие. Л., 1973.

33. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с мате­матическим содержанием/Книга для воспитателя детского сада. М., 1987.

34. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду/По­собие для воспитателя детского сада. М., 1982.

35. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн., 1976.

36. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ М., Мозаика-синтез, 2005

37. Усова А.Л. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца. - М., 1976.

38. Фролова А. Н. Влияние игр-занятий на формирование самостоятельной игры детей 3-го года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1979.

39. Экологические сказки/Составитель Молодова Л.П. /Минск «Асар», 1998.

40. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985.

41. Ян Кристиане Игра в процессе обучения: Советская педагогика, 1988, № 4.

 

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Перспектива, 2008

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007

3. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. «СемьЯ: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки. – М.: АРКТИ, 2008

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006

5. Козлова С.А. «Я – человек». – М.: Школьная пресса, 2012 г.

6. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2005

7. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств// Авт.-сост. Натарова В.И. и др.- Воронеж.: Учитель, 2005

8. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. - М.: АРКТИ, 2002

9. С чего начинается Родина? /по ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: Сфера, 2003

10. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Скрипторий, 2010

11. Соловьева Е.В. Наследие. И быль, и сказка…- М.: Обруч, 2011

12. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: «Скрипторий 2003», 2009

 

Коррекционная работа с детьми с нарушением речевого развития

1. Для педагогов:

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. - М.; Сфера, 2005.

2. Белая А. Е, Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.- М.: 2002

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

4. Буденная Т.Б. Логопедическая гимнастика. СПб.: - 1999.

5. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М., 1995.

6. Васильева С., СоколоваН. Логопедические игры для дошкольников – М., 1999

7. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. М.: Школьная Пресса, 2002.

8. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. – СПб., 1999.

9. Гомзяк. О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. - М.: Гном и Д, 2009.

10. Ефименковой Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

11. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.

12. Залмаева Р. Сам себе логопед. - СПб, 1999

13. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет/Под ред. О.С.Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2009.

14. Занятия по развитию речи для детей 5-7лет/Под ред. О.С.Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2009.

15. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). М.: Педагогическое общество России, 2007.

16. Игры в логопедической работе с детьми. Под редакцией В.И. Селиверстова. – М., 1981

17. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998.

18. Каше Г.А., Филичевой Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М., 1976

19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М., 1999.

20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. - М., 1998.

21. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2004

22. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб, 1997

23. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М.: 2005

24. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. М.: -2005

25. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

26. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

27. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

28. Нищева Н.В. Серия Картин для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1, 2. - СПб: Детство-Пресс, 2007.

29. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб, 2003.

30. Петрова Т.И.; Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1 Младшая и средняя группы. – М.: Школьная пресса, 2004.

31. Петрова Т.И.; Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.2 Старшая группа. – М.: Школьная пресса, 2004.

32. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2003.

33. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников./Под общ. Ред. Т.В.Волосовец. – М.:, 2002.

34. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 1999.

35. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

36. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – СПб, 1997

37. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ.- М., 2007.

38. Сычева Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1, 2. - М.: Прометей; Книголюб, 2003.

39. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб: Акцидент, 1998.

40. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М., 2001.

41. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. М.: - 2002.

42. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), - Москва, 1993г.

43. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: 1996.

44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи/Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

45. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.; 1998

46. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М., 1998

47. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ.: - 1997.

 

2. Для родителей

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.: Детство – ПРЕСС, 2007.

2. Бардышева Т.Ю. Как много вам хочу сказать. – М., 2001

3. Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.

4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 1999

5. Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников – М., 1999

6. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

7. Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.

8. Залмаева Р. Сам себе логопед. - СПб, 1999

9. Играем в слова. Под редакцией Гавриной С.Е – Ярославль, 1997

10. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль, 1998

11. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2007.

12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2008.

13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет. М.: Ювента, 2007.

14. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: Ювента, 2001.

15. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова – СПб., 1998

16. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 1999

17. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999

18. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.

19. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.

20. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.

21. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Книголюб, 2000.

22. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1998

23. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М., 1998

 

Культурологический компонент в образовательном процессе

1. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона: автореф. дис. докт. пед. наук. – М.: 2009. – 47 с.

2. Анохина Т.Е. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С. 32.

3. Асмолов А.Н. Историческая культура и педагогика толерантности – М.: 2001. № 24. - С. 61-63.

4. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию – М.: 2000. – 255 с.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Педагогика, 2011. – 275 с.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. [Текст] / А.К.Бондаренко – М.: Просвещение, 2011. - 300 с.

7. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) Колесов, Д.В. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 240 с.

8. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Материалы 9-й науч.-практ. конф. Красноярск, 2003. - 114 с.

9. Буторина И. Н. Развитие личностной культуры ребёнка-дошкольника в воспитательном пространстве праздника: дис. … канд. пед. наук. – Ростов на Дону, 2009. – 291 с.

10. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.

11. Воронецкая Л.Н. Генезис основных понятий формирования национального самосознания детей дошкольного возраста //Психолого-педагогические особенности организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации: авторские научно-методические разработки: методическое пособие /М.: МГПУ, 2015. – С. 183-197

12. Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38.

13. Григорьева В.В. Лингвокультурная компетенция детей-билингвов дошкольного возраста в обучении иностранному языку // Детский сад: теория и практика. 2012. № 8. С. 90-95.

14. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. [Текст] / И.С. Гринченко. - М.: ЦГЛ, 2012. - 300 с.

15. Давдян А.С. Билингвизм в раннем возрасте: психолингвистические аспекты // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 79-82.

16. Декина Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47

17. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013 – 363 с.

18. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 214 с.

19. Зинченко В.Г. Межкультурная коммуникация. Системный подход. Нижний Новгород, 2003. – 192 с.

20. Кашапов М.М. Творческое педагогическое мышление как основа в становлении толерантности // Толерантность и проблема идентичности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9. Вып. 4. /Отв. ред. Н. И. Леонов, С. Ф. Сироткин, – Ижевск, 2002. – С. 264–268.

21. Коричко Н.А. Возможности подвижной игры для формирования бесконфликтных взаимоотношений старших дошкольников // В сборнике: Научные труды молодых ученых и специалистов Нижневартовск, 2015. С. 55-63.

22. Крылова Н.Б. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. Новые ценности образования №5(24)./Н.Б. Крылова, - М.: НПО «Школа самоопределения», 2005. -183 с.

23. Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. - М., Сентябрь, 2007. -192 с.

24. Кудрявцев В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания / В. И. Слободчиков, Л. В. Школяр, // Известия РАО, 2001. – № 4. – С. 4 – 46.

25. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Пути культурно-социальной адаптации ребенка-билингва в этносоциальном тандеме семьи и детского сада // Детский сад: теория и практика. 2013. № 10 (34). С. 094-101.

26. Менджерицкая Д.В. Игра и детское творчество // Воспитание детей в игре [Текст]. - М.: А.П.О., 2010. – 320 с.

27. Муродходжаева Н.С. Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста английскому языку «Wonderland» //Психолого-педагогические особенности организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации: авторские научно-методические разработки: методическое пособие /М.: МГПУ, 2015. – С. 198-269

28. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа

29. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку монография. М.: ВЛАДОС, 2010 – 304 с.

30. Романовская Э.Б. Поликультурная среда как фактор развития речевой деятельности ребенка // European Social Science Journal. 2014. № 8-2 (47). С. 151-156.

31. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст]. – Самара: Издательство «Дом Федорова», 2010. – 136 с.

32. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. - 2001. - №11-12. - С. 36-40.

33. Смирнова Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками / монография. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 – 192 с.

34. Степанов П.А. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001. № 9. С. 28-39.

35. Хамраева Е.А. Русский язык в поликультурном социуме: дошкольный этап организации социокультурной образовательной среды // В сборнике: Динамика языковых и культурных процессов в современной России Санкт-Петербург, 2014. С. 99-102.

36. Этническая толерантность: ищем, пробуем, решаем… (Материалы научно-практической конференции и методические рекомендации) / Ред. кол.: Л.В. Разумова, Н.В. Овечкина, О.В Рубцова, Е.В Трапезникова, – Копейск, 2007. – 18 с.

 

Приложения

 

Приложение 1. Экологическое образование детей дошкольного возраста. https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwfmZSYUR5Ui1ORjdUNEdmLVhXWGZTdFlXcnl2d3h3eDhVX0RJN0Y2S3lVRUU

Приложение 2. Культурологический компонент в образовательном процессе

https://docs.google.com/document/d/1wjVpTtbbrzfcjSVreIIBzkBrQLS_EPVWZIcPXwpq2QU/edit

Приложение 3. Социокультурные и природные объекты города Москвы

https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwfjRaN2NNREMxNmRtbmRwQjg5QTZPTnhBQXhFWWI1RTkzN1RocVVnV3hpakk

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.