Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






и в период Возрождения

Психологическая мысль в Средневековье

Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социально-экономической деградации общества, которое ее породило. Была утрачена большая часть достигнутых знаний. Вначале исчезла потребность читать книги. Вскоре их уже никто не мог понять. Их сжигали, чтобы нагреть воду или уничтожали другими способами.

Жестокие удары по античной культуре наносила христианская церковь, которая разрушала ее памятники и создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему «языческому». В 4 в. Был уничтожен научный центр в Александрии. В начале 5 в. Императором Юстинианом закрыта просуществовавшая около 1000 лет афинская школа – последний очаг античной философии. Победившее ортодоксальное христианство, ставшее в Европе господствующей религией феодального общества, культивировало ненависть ко всякому знанию, основанному на опыте и разуме, внушало веру в непогрешимость церковных догматов и греховность самостоятельного, отличного от предписанного священными книгами понимания устройства и предназначения человеческой души.

Естественнонаучное исследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спекуляции.

Арабоязычная наука.

Переориентация философского мышления в направлении сближения с эмпирией, с позитивным знанием о природе совершалось в этот период в недрах другой культуры – арабоязычной, расцветшей на Востоке в 8 – 12 веках.

После объединения в 7 веке арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию – ислам. Под эгидой этой религии завоевательное движение арабов, приведшее к образованию Халифата, на территориях которого жили народы, обладавшие древней культурой.

Государственным языком Халифата был арабский, но культура, которая сложилась в огромном государстве, включала достижения многих населявших его народов, а также эллинов, народов Индии.

В культурные центры Халифата прибывали караваны, навьюченные книгами чють ли не на всех известных тогда языках.

В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения европейской и александрийской науки, на арабском востоке закипела интеллектуальная жизнь. На западе пропали сочинения Платона и Аристотеля, а на востоке их труды (как и других античных мыслителей) переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе – от Средней Азии до Пиренейского полуострова и Африки.

Это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. Появилось множество астрономов, математиков, химиков, географов, ботаников, врачей. Они создали мощный культурно-научный слой, обогатив достижения своих древних предшественников и создав предпосылки для последующего подъема философской и научной, в том числе и психологической мысли на Западе. Среди них выделяется прежде всего среднеазиатский ученый Ибн Сина (в латинской транскрипции Авиценна, 980-1037 ). Обобщенное знание, накопленное вековым опытом изучения поведения живых существ, с которыми имеет дело практическая медицина, было изложено в трактате Ибн Сины «Канон врачебной науки». Этот трактат на протяжении нескольких столетий пользовался популярностью и авторитетом не только на Востоке, но и в странах Западной Европы (начиная с 12 века, когда он был переведен на латинский язык). В Европе этот трактат затмил труды великих древних врачей Гиппократа и Галена. Уже одно это говорит о том, что Ибн Сина не ограничился представлениями о функциях организма, которые накопила прежняя наука, о обогатил их новыми сведениями и обобщениями. Следует иметь в виду, что под медициной тогда понималось не узкоспециальная область врачевания. Она охватывала объяснения, которые в дальнейшем стали относить к таким наукам как химия, ботаника, астрономия, география и др. И, конечно, во всех этих дисциплинах имелось реальное эмпирическое знание, умело обобщенное Ибн Синой в картину человека.

 

В своем объяснении жизнедеятельности Ибн Сина неуклонно придерживался идеи о зависимости психики от головного мозга. Определяющей служила установка на выяснение зависимости душевных явлений от телесного устройства и внешних сил природы, которые действуют по открытым для опыта (в т.ч. медицинского) законам.

Положение о зависимости психических явлений от физиологических выдвигалось Ибн Синой применительно к чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также преминительно к его эмоциональным состояниям. Познание функций души было направлено на познание материального органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.

Ибн Сина не ограничивался опорой на факты, подчерпнутые при изучении простейших реакций организма. Он учил, что используя эти факты, можно объяснять и такие сложные явления психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.

Во всех случаях Ибн Сина апеллировал к своему врачебному опыту. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями а разные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось воспитанию. Именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что оно, являясь активной силой, способно изменять физиологические свойства этого организма в определенном направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные пери оды. Аффекты же эти возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций.

Нельзя не обратить внимание на то, что за всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности регулировать внутренние, психические состояния человека путем воздействия на его поведение. Идея взаимосвязи психического (как зависящего от этого поведения) и физиологического разрабатывалась Ибн Синой исходя из принесшего ему мировую славу медицинского опыта. Сохранились сведения, что в ряде случаев он выступал как психотерапевт, в частности, излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативный эксперимент. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи.

Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил изучение явления, названного «экспериментальным неврозом». Двум баранам давалась одинаковая пища. Но один питался в нормальных условиях, а около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он, хотя и ел, но быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение давалось этому опыту, но его схема говорит об открытии роли «сшибок» противоположных эмоциональных установок (потребность в пище – с одной стороны, страх – с другой) в возникновении глубоких соматических сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний. Таким образом, развитие знаний о психике детей и путей воздействия на нее обогатилось в средние века многими важными данными, в частности, методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время способы обучения и воспитания детей, общий стиль общения взрослых с детьми серьезно отставали от тех данных, которые были получены наукой и нуждались в переосмыслении. Именно эти вопросы, связанные с практикой воздействия на психической развитие и формирование личности ребенка, и встали прежде всего перед учеными в эпоху Возрождения.

 

Среди ключевых фигур исламской науки Средневековья выделяют Ибн – Сину (Авиценна, 980-1037) и Ибн-Рушда (Аверроис, 1126-1198). Оба они были видными комментаторами Аристотеля. Авиценна вывел формулу, описывающую процесс индуктивного познания: «Мышление выводит всеобщее из отдельных вещей». Аверроис полагал, что истина может быть постигнута одним разумом без привлечения откровения. Арабо-язычные ученые не ограничивали свои изыскания исключительно умозрительными построениями, что было типично для европейских современников. Их интересы лежали и в практической плоскости, прежде всего в области медицины. Поэтому в работах представителей арабского мира зачастую наблюдается причудливый параллелизм метафизического истолкования души и естественнонаучной направленности в описании психических феноменов. Например, Ибн–аль-Хасам (Альгазен, 965-1038) начинает изучение зрительного аппарата человека, основываясь на рассмотрении глаза как оптического прибора. В каждом зрительном акте им различались, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющаяся к этому работа ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.

Ибн–аль-Хасам ом были изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей. Подверг анализу зависимость зрительного восприятии и его длительности, введя, таким образом, время в качестве существенного фактора. При кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты только знакомые объекты. Это он связывал с тем, что условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.

Впоследствии именно оптика становится «мостиком» между физиологией и психологией, воплощаясь в разнообразные концептуальные формы: учение о перспективе Р.Бэкона, науку о живописи Леонардо да Винчи, учение о восприятии цвета Гете. Общим для всех этих теорий являлось то, что психический феномен зрения объясняется через физические законы построения образа в оптической системе глаза.

Изучением функций глаза занимались и другие ученые той эпохи. К достижениям средневековой психофизиологии относится открытие того, что чувствительной частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка.

Это открытие считают принадлежащим философу и врачу 12 века Ибн-Рушду (Аверроис, 1126-1198).

Известный арабский мыслитель Ибн Рушд жил в Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача. Основные его труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения, которое оказало большое влияние на западноевропейскую мысль эпохи средневековья. Учение Ибн Рушда жестоко преследовалось как мусульманской (принятой в Халифате в качестве государственной), так и христианской религией. И это неудивительно, поскольку он отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, а именно сделал упор на разделении души и разума. Под душой понимались функции, которые неотделимы от организма (прежде всего - чувственность). Они необходимы для деятельности разума (таково было мнение и Аристотеля). Разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как Солнце посылает лучи органу зрения.

Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Как врач, Ибн, Рушд, тщательно изучая устройство человеческого тела и его органы чувств, показал зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется и после распада тела. И это свидетельствует о богоподобии человека. Мир вечен и подчиняется собственным законам, которые можно логически объяснять. Возможно и опытное исследование природы вещей, в том числе души человека, и каждый обладает способностями к такому познанию. Не отрицая индивидуальных различий, ограничивающих возможности каждого отдельного человека, Ибн Рушд подчеркивал, что принципиальные возможности людей в постижении истины неограниченны, и важно только научить детей правильно мыслить, привить им желание размышлять.

В период средневековья в европейской науке воцарилась схоластика (от греч схоластикос – школьный, ученый). Этот особый тип философствования («школьная философия») с 11 по 16 века сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения.

В схоластике имелись различные течения. Но общей для них была установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялось словесными ухищрениями.

Ориген (185-253), первый из церковных писателей, имевший систематическое философское образование, обогатил христианскую мысль сокровищами античной учености. Будучи последовательным платоником, он резко противопоставляет душевное и телесное. Целью человеческой жизни является созерцание Бога. Оно достигается путем систематической борьбы со страстями и освобождением от них. Под страстями Ориген понимал подчинение всему, что ни есть Бог. В соответствии с этой целью выделяется задача тщательного изучения страстей и разработки психотехнических практик овладения своими желаниями и помыслами. Они реализуются в корпусе аскетической литературы, основателем которой был образованный египетский монах 4 в. Евагрий Понтийский. Уже в его сочинениях мы сталкиваемся с детальным и эмпирически точным описанием целого ряда психологических феноменов. Пожалуй самую полную таксономию страстей создает Иоанн Синаит – автор книги, известной в славянском переводе как «Лествица», оказавшей колоссальное влияние на дальнейшую историю контроля человека над своим душевным миром.

Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350-430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией.

Кроме введенных Аристотелем вегетативной, животной и разумной души он различал разные уровни совершенства последней. Разумная душа включала в себя уровень совершенства души, на котором она начинает стремиться к благу; уровень очищенной души, свободной от страха смерти; уровень чистого стремления к Богу и наивысшую ступень – душу, поглощенную божественным, т.е. погруженную в непосредственное созерцание Божества. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая память самой значительной частью души, в которой заключена идея Бога. Эту идею невозможно познать эмпирически, но можно «припомнить» в абсолютно платоновском смысле. Августин предложил метод интроспекции (в христианской трактовке - исповеди) в качестве основного средства познания души и этим во многом определил пути психологической мысли.

В европейской мысли преемником Аристотеля можно считать схоласта Фому Аквинского (1225-1274). Учение Фомы Аквинского получило название томизм.

Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась опасная для церкви концепция двойной истины. Фома отстаивал одну истину – религиозную, «нисходящую свыше».Фома развил идеи Аристотеля, предложив учение о «лестнице форм», на которой в иерархическом порядке располагаются растительная, животная и разумная типы души, каждая из которых соответственно отвечает за порождение различных психических явлений: ощущения, представления и понятия. Фома конкретизирует термин «рефлексия» Плотина, описывая его как последовательно сменяющие друг друга фазы познания внешнего объекта, осознания акта познания, и позиционирования души как метафизической сущности через преломление этого осознания. Разумная душа обладает бессмертием, в то время как растительная и животная смертны. Однако в земной жизни все три типа души неразрывно связаны.

Схоластическая наука Средневековья на новом витке осмыслила конфликт «линии Платона» и «линии Аристотеля» в вопросе об источниках человеческого познания. Этот спор получил название «спора об универсалиях». Одна из позиций – реализм (от лат реализ - вещественный) – заключалась в принятии положения о первичности неких абстрактных универсальных форм (идей), которые осваиваются человеком преимущественно в форме божественного дара откровения. Другая – номинализм (с лат. номина - имена) – признавала только эмпирический путь получения знаний. Полагалось, что знание формируется абстракцией значимых качеств из многократно повторяющегося опыта. Например, человек встречает много белых объектов - молоко, снег, облака, - и, в конце концов, абстрагирует понятие белизны. Фома различал два типа познания: естественное и сверхъестественное, занимая, т.о., промежуточное положение в споре об универсалиях.

В Англии, где социальные устои феодализма подрывались особенно энергично, против томистской концепции души выступил номинализм (от лат номен - имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий (так называемых универсалий). Спор шел о том, существуют ли эти общие понятия самостоятельно, вне нашего мышления (подобно другим вещам), или они бестелесны, ибо эти понятия только имена, а реально познаются только индивидуальные вещи.

Самым энергичным образом проповедовал номинализм профессор Оксфордского университета У.Оккам (14 век). Отвергая томизм и отстаивая учение о двойственной истине (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт, для ориентации в котором существуют только термины, имена, знаки.

Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков, в т.ч. в ХХ веке.

«Бритва Оккама» - правило, согласно которому не следует прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом. «Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего». На основе этого правила впоследствии был утвержден психологами своего рода «закон экономии». Например, при изучении поведения животных не надо наделять их умом человека, его можно объяснить более простым способом.

Т.о., в период средневековья в противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли Божьей, складывалась другая методология, в основе которой был опытный и детерминистический подход.

Эпоха Возрождения, которую можно назвать уникальной интеллектуальной субкультурой в рамках Средневековья, снова воскресила круг «сократических» вопросов: каков человек, какое место в мире соответствует его достоинству, каковы пределы педагогического воздействия на сущность человека? Философы эпохи Возрождения называли себя гуманистами (от лат хуманус - человечный). Хотя основным занятием представителей Возрождения была филология (отсюда самоназвание – «граждане страны Словесности»), основная заслуга философов Возрождения заключалась в том, что они вернули в научный обиход доаристотелевские представления о материальном основании души и подкрепили их обширными открытиями в сфере анатомии и техники. Труженики и творцы эпохи Возрождения, будучи активно задействованными в практической деятельности – архитектуре, живописи, педагогике, - заложили основы эмпиризма, который расцвел в Новое время. Так, например, Леонардо да Винчи – наиболее универсальный человек своего времени – создал систематику аффектов, в которой все многообразие человеческих эмоциональных состояний могло быть сведено к 4 «базовым» аффектам:

радости,

горю,

распри и

усилию.

Важно, что в основу классификации были положены не гипотетические предположения, а данные наблюдений и анатомических исследований. Леонардо пытался моделировать движения живых существ в технических устройствах (например, конструировал крылья), учитывая ведущую роль нервной системы в построении движений. Можно утверждать, что он предвосхитил биомеханику – одну из бурно развивавшихся в ХХ веке отраслей знания.

Идеологи этого периода считали его главной особенностью возрождение античных ценностей.

Новые философы вновь обращаются к Аристотелю.

Сложившийся в античности идеал разносторонне развитой человеческой личности претерпевал в новую эпоху существенные изменения. Так в Италии, главным в формировании гармонической личности было воспитание гражданина, а основным очагом воспитания считали семью.

Гуманитарные знания давали образованному человеку внутреннюю свободу, уводили его от собственно гуманистического идеала, что в результате привело к трагедии гуманизма. Первоначальный гуманистический идеал воспитания всесторонне развитой активной личности стал превращаться в формальную литературную образованность.

Одним из самых влиятельных среди гуманистов был Эразм Роттердамский. Он связывал с воспитанием преобразование мира, изменением государственного и церковного уклада, с достижением счастья.

Наряду с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь достигло высокого уровня и в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, Хуан Вивес (16 век) в книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно воспитывать ребенка. Он получил образование в Англии, долгое время работал там, а также в Голландии и в Германии, поддерживая дружеские отношения со многими европейскими учеными того времени – Т.Мором, Э.Роттердамским и др. Он предложил новый способ обобщения чувственных данных – индукцию. Хотя операционально-логические способы индуктивного метода были позднее детально разработаны Ф.Беконом, Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, являются законы ассоциаций, а ассоциация впечатлений определяет природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности важное значение придавалось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу. Что наиболее эффективно для подавления негативного переживания не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием Психологическая концепция Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я.А.Коменского.

Другой испанский врач, Хуан Уарте (16 век), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследование способностей к наукам». Это было первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

В своем исследовании он впервые поставил 4 вопроса:

1. Каким и качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой?

2. Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

3. Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию а частности?

4. По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

 

Способности сопоставлялись со смесью четырех элементов в организме (темпераментов) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т.е пропорцией, в которой смешаны главные соки. С другой стороны, науки и искусства оценивались с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило Уарте на психологический анализ деятельности полководца, юриста, теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности, характер питания.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя его собственные наблюдения о соответствиях между телесными признаками и способностями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о корреляции между внутренним и внешним являлась, как показал последующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе.

Т.о., делая шаг назад в метафизике, Возрождение, особенно в лице своих титанов, совершило прорыв в подведении психических явлений под общий законы физического мира.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие культуры Состояние философии | Глава первая. ВВЕДЕНИЕ Раздел первый




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.