Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результат соревновательной деятельности

Гл а в а 7

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПОРТЕ


Результат соревновательной деятельности

Спортивный результат как продукт соревнователь­ной деятельности, имеющий самостоятельную цен­ность для спортсмена, тренера, зрителей, спортив­ной организации, страны, обусловливается боль­шим количеством факторов. В их числе индивиду­альные особенности личности спортсмена, эффек­тивность системы подготовки, материально-техни­ческие условия подготовки и соревнований, кли­матические, географические и социальные усло­вия, в которых проводятся соревнования, и др. (рис. 7.1, 7.2).

Спортивный результат оценивается как самим спортсменом, так и обществом с учетом уровня со­ревнований, состава соревнующихся, уровня кон­куренции, сложившихся условий соревновательной борьбы. Естественно, что высокий результат, пока­занный в соревнованиях высокого ранга, в услови­ях жесткой конкуренции примерно равных по си­лам соперников оценивается особенно высоко.

На общественную оценку спортивного резуль­тата большое влияние оказывает вид спорта, кон­кретный вид соревнований, а также популярность спорта в том или ином регионе мира. Например, в США особенно высоко ценятся победы в теннисе, бейсболе, хоккее, баскетболе, легкой атлетике; в северной Европе — в лыжных гонках, горнолыж­ном и конькобежном спорте; в восточной Европе — в тяжелой атлетике (особенно в тяжелых весо­вых категориях), борьбе греко-римской и вольной, футболе и др.

Спортивные результаты, превышающие ранее достигнутые на официальных соревнованиях опре­деленного ранга, фиксируются как рекорды.

Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть опреде­лен в единицах массы, расстояния, числа попаданий, времени и др., непосредственно или с по­мощью специальных таблиц в условных очках (лег­коатлетические и конькобежные многоборья и др.). Для регистрации рекорда необходимо, чтобы результат был показан

 

 

в официальных соревнова


ниях, проведенных в соответствии с условиями и требованиями, установленными федерацией (меж­дународной, континентальной, национальной) по данному виду спорта. К этим требованиям отно­сятся: квалификация судейской коллегии, условия места проведения соревнований, количество и квалификация участников, качество оборудования и инвентаря и др.

В ряде видов спорта (марафонский бег, греб­ля, лыжный спорт и др.), в которых на спортивный результат большое влияние оказывают условия местности и сложность трассы, где проводятся со­ревнования, регистрируются не рекорды, а фикси­руются высшие достижения.

В зависимости от масштаба соревнований раз­личают мировые, олимпийские, региональные, континентальные, национальные, территориаль­ные, ведомственные рекорды и высшие достиже­ния спортивных организаций.

Рекорды в современном олимпийском спорте, как и победа на Олимпийских играх, доступны лишь спортсменам не только имеющим уни­кальные природные способности, но и сумевшим их развить благодаря многолетней рационально спланированной подготовке. Однако этого недос­таточно для успешного выступления: необходим высококачественный спортивный инвентарь, благоприятные климатические и погодные условия, соответствующее психологическое состояние и др.

На протяжении многих лет специалисты иссле­дуют факторы, определяющие возрастание ре­зультатов в олимпийском спорте, пытаются выя­вить тенденции роста рекордов в его различных видах. Однако количество факторов, определяю­щих этот феномен в разных видах спорта, так ве­лико, что спортивная практика чаще всего опро­вергает даже самые смелые прогнозы. Каждые очередные крупные соревнования — чемпионаты мира, Олимпийские игры — приносят новые миро­вые и олимпийские рекорды, неожиданные и яр­кие победы.

Интересно проследить, насколько изменились представления о возможностях спортсменов, спе­циализирующихся в олимпийских видах спорта, всего на протяжении нескольких десятилетий. В 1956 г. на Играх XVI Олимпиады в Мельбурне знаменитый американский тяжелоатлет из США Пол Андерсен, масса тела которого превышала 160 кг, показал в рывке 145, 0 кг, а в толчке — 180 кг. Всего через 20 лет на Играх XXI Олимпи­ады в Монреале с такими результатами он бы про­играл даже соревнования в среднем весе, а побе­дитель во втором тяжелом весе В. Алексеев пока­зал результат в рывке 175 кг, а в толчке — 230 кг.

На Играх XX Олимпиады в Мюнхене блестяще выступили пловцы, установившие 9 мировых ре­кордов в мужском плавании и 9 — в женском. Среди победителей были такие выдающиеся спор­тсмены современности, как М. Спитц, Дж. Хенкен, Р. Маттес, Ш. Гоулд, К. Ротхаммер и др. В 1992 г. эти результаты позволили бы занять следующие места в списках сильнейших пловцов мира (табл. 7.1).

Приведенные данные свидетельствуют не толь­ко об огромном прогрессе в спортивных результатах пловцов, но и о том, что он выражен неодина­ково в различных видах соревнований. Наиболее резко повысились результаты во всех видах жен­ских соревнований, а у мужчин, специализирую­щихся в плавании на дистанции 100 и 200 м брасс, 200 м комплексное плавание, 200 м вольный стиль. Что же касается отдельных видов соревно­ваний (100 и 200 м баттерфляй, 200 м на спине), то здесь прирост результатов меньше, что прежде всего можно объяснить талантом выдающихся пловцов тех лет — М. Спитца и Р. Маттеса.

Подобная картина наблюдается и в других ви­дах спорта, в которых результат может быть изме­рен в метрических единицах.

Количество мировых и олимпийских рекордов, установленных на Играх Олимпиад, является од­ним из важнейших показателей их спортивного уровня, остроты соревновательной борьбы, эф­фективности системы подготовки сильнейших спортсменов к олимпийским стартам. Общее коли­чество видов соревнований, в которых регистриру­ются олимпийские и мировые рекорды, постепен­но увеличивается. Так, если в Играх XV Олимпи­ады в 1952 г. было 60 видов соревнований, в ко­торых зафиксированы рекорды, то через 52 года, в 2004 г., их количество возросло до 120 (табл. 7.2). В программе зимних Олимпийских игр количество видов соревнований, в которых регис­трируются рекорды, возрастало еще более интен­сивно: 1956 г. — 4 вида, 1994 г. — 16, 2002 г. — 18 видов (табл. 7.3).


В последние десятилетия в программах Игр Олимпиад стала проявляться тенденция к сниже­нию процента видов соревнований, в которых ре­гистрируются рекорды. Например, если на Играх 1968 г. таких видов было 47, 1 %, то в дальнейшем их количество постепенно уменьшалось, и в прог­рамме Игр 2000 г. составило 40, 0 % (табл. 7.2). При анализе программ зимних Олимпийских игр мы сталкиваемся с противоположной тенденцией: представительство видов соревнований, в которых


 


 


 


 


регистрируются рекорды, в последние годы увели­чилось прежде всего за счет включения в програм­му Игр шорт-трека (табл. 7.3).

Включение новых видов соревнований и посто­янное совершенствование материальной базы зим­них видов спорта, в частности закрытых стадионов для скоростного бега на коньках, способствовало тому, что, например, на зимних Олимпийских играх 1988 г. в Калгари было установлено мировых ре­кордов больше, чем за восемь предыдущих зимних Игр. Большое количество рекордов зафиксировано и в последующих Играх (1992—2002 гг.).

На Играх Олимпиад ситуация иная. Даже на прекрасно подготовленных спортивных объектах в Сеуле (1988 г.) при острейшем накале как обще­командной борьбы, так и соревнований в отдель­ных видах, было установлено 30 мировых рекор­дов — 30, 3 % от количества видов, в которых ре­гистрировались рекорды. В то же время в 1980 г. при неучастии на Играх в Москве многих команд стран Запада было установлено 36 мировых ре­кордов (42, 9 %), а на Играх 1972 г. в Монреале, в которых принимали участие практически все силь­нейшие спортсмены мира, — 46 мировых рекор­дов (52, 3 %). Результаты Игр XXV Олимпиады в Барселоне еще убедительнее, чем сеульские Игры, продемон­стрировали снижение результатов олимпийских чемпионов по отношению к уровню мировых ре­кордов. Если значительное снижение спортивных достижений на Играх 1984 г. в Лос-Анджелесе можно объяснить отсутствием на них многих силь­нейших спортсменов мира из СССР, ГДР, Болга­рии, Венгрии и ряда других стран, то итоги Игр XXV Олимпиады в Барселоне, несомненно, свиде­тельствуют о наличии более глубоких причин сни­жения количества мировых и олимпийских рекор­дов. Чтобы убедиться в этом, достаточно проана­лизировать уровень спортивных достижений в ви­дах спорта, наиболее широко представленных в олимпийской программе.

Прежде всего следует отметить общее сниже­ние количества мировых рекордов, устанавливае­мых в течение года в различных видах спорта (табл. 7.4). Настоящий кризис в этом отношении охватил тяжелую атлетику. Сегодня ни для кого не является секретом, что выдающиеся достижения в тяжелой атлетике 70—80-х XX в. годов в значи­тельной мере были обеспечены применением сти­мулирующих препаратов. Бескомпромиссная


 



 

борьба с допингом, начавшаяся по инициативе МОК во второй половине 80-х годов, в первую очередь затронула тяжелую атлетику. Боязнь сан­кций и разъяснительная работа изменили ситуа­цию с применением стимуляторов, что привело к резкому снижению уровня достижений в тяжелой атлетике. Уровень результатов чемпионов Игр Олимпиад заметно снизился: результаты победи­телей Игр XXV Олимпиады в Барселоне были в среднем на 5, 5 % ниже уровня мирового рекорда, а в отдельных весовых категориях (60, 75, 100 кг) это снижение достигло 7—9 %.

Столкнувшись с такой ситуацией, Международ­ная федерация тяжелой атлетики пошла на изме­нение весовых категорий для тяжелоатлетов, на­чав тем самым отсчет мировых рекордов в новых весовых категориях, что, естественно, привело к установлению в последние годы большого коли­чества мировых рекордов (табл. 7.4).

Снижение уровня высших достижений на чем­пионатах мира и Олимпийских играх у мужчин зас­тавило также руководство федерации интенсивно развивать женскую тяжелую атлетику, в которой рост мировых рекордов продолжается. На Играх 2000 г. в Сиднее сборные команды стран стали смешанными: 8 видов соревнований для мужчин и 7 — для женщин.

Трудная ситуация сложилась в легкой атлети­ке. Подавляющее большинство победителей Игр XXV Олимпиады в Барселоне (1992 г.) заметно ус­тупили по уровню результатов чемпионам сеуль­ских (1988 г.) Игр. Лишь в 9 из 43 номеров прог­раммы (20, 9 %) результаты олимпийских чемпио­нов Игр 1992 г. превысили результаты победите­лей сеульских Игр. В отдельных видах соревнова­ний (бег на дистанции 200, 1500 и 10 000 м, мета­ние диска, молота и др. — у мужчин; бег на дис­танции 100 и 3000 м, прыжки в высоту и длину, толкание ядра, метание диска и др. — у женщин) снижение результатов оказалось очень большим. Более того, в ряде видов соревнований (бег на дистанции 800, 1500 и 10 000 м — у мужчин, 800 м — у женщин) в Барселоне были показаны результаты ниже уровня результатов чемпионов Игр 1976 г.

Заметно снизился уровень результатов побе­дителей Игр по отношению к уровню мировых ре­кордов. Например, на Играх 1972 г. в Мюнхене в 25 из 38 разыгранных видов соревнований были показаны результаты в диапазоне 99—100 % от уровня мирового рекорда (65, 8 %), в 12 видах — в приделах 97—99 % (31, 6 %) и только в одном номере программы (2, 6 %) результат был ниже.

На Играх XXIV Олимпиады в Сеуле ситуация резко изменилась: в 22 из 42 разыгранных видов соревнований результаты более чем на 1 % усту­пали уровню мирового рекорда (52, 4 %), а в отдельных видах (десятиборье, бег на дистанцию 5000 м, метание копья и диска среди мужчин, ме­тание диска и копья среди женщин) результат по­бедителей оказался ниже уровня мировых рекор­дов на 4—8 %.

На Играх XXV Олимпиады в Барселоне уровень результатов победителей стал еще ниже. Например, в ряде видов соревнований среди жен­щин (бег на 100 и 3000 м, прыжки в длину, толка­ние ядра, метание диска и др.) результаты побе­дителей составили всего 90—91 % от уровня ми­ровых рекордов.

Эта негативная тенденция продолжилась и в последующие годы, что наиболее наглядно проя­вилось в том, что на Играх Олимпиады 1996 г. в Атланте было установлено всего два мировых ре­корда, а на Играх Олимпиады 2000 г. в Сиднее — ни одного.

Снижение спортивного уровня легкоатлетичес­ких турниров Игр последних Олимпиад можно объ­яснить двумя основными причинами: 1) появлением большого количества престижных коммерческих соревнований с крупными призовыми фондами, не позволяющих спортсменам рационально построить подготовку и сконцентрировать все силы для ус­пешного выступления на Играх Олимпиад; 2) уси­лением системы допингового контроля и ужесточе­нием санкций к нарушителям, что, несомненно, повлияло на уровень результатов во многих видах соревнований. Однако, какими бы не были объяс­нения сложившейся ситуации, наблюдается сниже­ние спортивной стороны легкоатлетических сорев­нований на Играх Олимпиад. В легкой атлетике невозможно осуществить процедуру, подобную проведенной в тяжелой атлетике, т.е. изменить весовые категории, начать новый отсчет мировых рекордов. В связи с этим перед Международной федерацией легкой атлетики и МОК стоит сложная задача восстановления спортивной стороны олим­пийского легкоатлетического турнира.

В плавании, в отличие от легкой атлетики, в разных странах мира существует строгая система построения годичной подготовки, ориентиро­ванная на главные соревнования года: Игры Олим­пиад и чемпионаты мира. Популярность коммер­ческих соревнований в плавании низкая и не мо­жет сравниться с аналогичными соревнованиями в легкой атлетике, поэтому вполне естественно, что большинство мировых рекордов в плавании уста­навливается на Играх Олимпиад (табл. 7.4) или чемпионатах мира. Однако и в плавании многие годы проявлялась стойкая тенденция к снижению среднего уровня результатов на Играх. Так, на Иг­рах Олимпиад 1972 и 1976 гг. средний результат победителей составлял соответственно 99, 86 и 99, 94 % от уровня мировых рекордов. Соревнова­ния в 24 из 29 видов (1972 г.) и в 17 из 26 видов

(1976 г.) закончились установлением мировых ре­кордов. На Играх в Сеуле (1988 г.), Барселоне (1992 г.) и Атланте (1996 г.) ситуация изменилась: уровень результатов снизился в среднем соответ­ственно до 99, 58 и 99, 35 %, что по отношению к 100-метровой дистанции составило около 0, 3 с. Это весьма существенное снижение, если учесть, что на финише спортсменов часто разделяли нес­колько сотых долей секунды. Количество побед с мировыми рекордами также резко снизилось. В 32 видах соревнований, разыгранных в 1988, 1992 и 1996 гг., победы с мировыми рекордами были одержаны соответственно в 11, 8 и 4 (рис. 7.3). Однако в дальнейшем эта стойкая тен­денция была нарушена благодаря использованию в 1999 и 2000 гг. скоростных гидрокостюмов, что привело к установлению мировых рекордов в большинстве видов соревнований. Только на Иг­рах 2000 г. в Сиднее было установлено 16 миро­вых рекордов (табл. 7.5).

Если проанализировать динамику результатов победителей Игр Олимпиад и зимних Олимпийских игр в различных видах соревнований, начиная с 1952 г., то можно выявить несколько тенденций:

• неуклонное общее повышение спортивных
результатов в разных видах спорта и видах сорев­
нований;

• скачкообразную динамику результатов в ря­
де видов соревнований;

• большие различия в динамике повышения
результатов в зависимости от вида спорта, вида
соревнований, пола спортсменов.

Характер динамики результатов в различных видах соревнований вполне понятен и объясним, если проанализировать ее с учетом перечислен­ных выше факторов. Например, резкое снижение результата в беге на дистанцию 10 000 м на Играх 1968 г. (рис. 7.4) легко объяснить, если учесть, что соревнования проводились на высоте 2240 м над уровнем моря при пониженном содержании кис­лорода во вдыхаемом воздухе. Результат Р. Бимо

на — победителя соревнований в прыжках в дли­ну на этих же Играх (8 м 90 см) намного превысил не только достижения победителей предыдущих Игр (рис. 7.5), но и самые оптимистичные прогно­зы в отношении перспектив роста спортивных ре­зультатов в этом виде соревнований. Специалисты считают, что этот результат оказался возможным вследствие целого комплекса причин: талант спор­тсмена, попутный ветер, разреженная атмосфера,


точное попадание на планку, оптимальный угол вылета и др. Интересно, что Р. Бимону в дальней­шем никогда не удалось даже приблизиться к этому результату.

Низкие результаты в тяжелой атлетике на Иг­рах 1984 г. в Лос-Анджелесе объясняются отсут­ствием советских и болгарских спортсменов, а в 1992 г. в Барселоне — резким уменьшением ис­пользования допинга вследствие повышения эф­фективности контроля и ужесточения санкций (рис. 7.6).

При анализе динамики результатов победите­лей Игр в плавании и конькобежном спорте мож­но обнаружить много интересных моментов. Нап­ример, прирост результатов в плавании в начале-середине 90-х годов существенно замедлился по сравнению с периодом 1968 — 1976 гг., когда рез­кое (практически двукратное) увеличение объемов работы на суше и в воде сильнейшими пловцами мира, наряду с рядом других факторов, привело к скачкообразному приросту результатов. Новый скачок в результатах пловцов произошел в 2000 г. благодаря, как уже отмечалось, использованию гидродинамических костюмов (рис. 7.7). В жен­ских дисциплинах скоростного бега на коньках за­метно снизились результаты на зимних Олим­пийских играх 1992 и 1994 гг. (рис. 7.8), что в пер­вую очередь обусловлено объединением Германии и разрушением системы спорта высших достиже-

 

ний ГДР. Затем результаты снова резко возросли, чему в значительной мере способствовала разра­ботка и внедрение принципиально новой конструк­ции скоростных коньков.

Специфической является ситуация в велоси­педном спорте (трек). Динамика результатов побе­дителей в этом виде спорта наряду с другими фак­торами во многом зависит от конструктивных осо­бенностей трека и его покрытия: резкое повыше­ние результатов, как правило, было связано не только с прогрессом в области методики подго­товки, применением более совершенных велосипедов и одежды, но и с особенностями трека, на ко­тором проводились соревнования (рис. 7.9).

Следует отметить, что специфика вида спорта во многом определяет количество устанавливае­мых мировых и олимпийских рекордов как в тече­ние года, так и в олимпийских турнирах. Естествен­но, что в таких видах спорта, как плавание и лег­кая атлетика, отличающихся широчайшим распрос­транением в мире, высокой научной обоснован­ностью методики подготовки, независимостью в большинстве видов соревнований от специального оборудования и инвентаря и др., трудно ожидать интенсивного обновления мировых рекордов. Оп­ределенная стабилизация достижений в большин­стве дисциплин этих видов спорта неизбежна.

В то же время в видах спорта, где результат за­висит не только от системы подготовки, но и, не в меньшей мере, от спортивного инвентаря и соору­жений (например, велоспорт — трек), можно ожидать интенсивного обновления мировых рекор­дов. Для подтверждения этого достаточно сослать­ся лишь на один факт: за 15 лет существования ско­ростного олимпийского велотрека, построенного в 1980 г. к Играм московской Олимпиады, на нем бы­ло установлено свыше 100 мировых рекордов.

Появление на олимпийской арене новых видов спорта, дисциплин и видов соревнований, напри­мер шорт-трека, связано с установлением большо­го количества рекордов. На зимних Олимпийских играх в Альбервиле, когда шорт-трек впервые был включен в программу, мировые рекорды многок­ратно обновлялись, в том числе и в предваритель­ных забегах. Это убедительно доказывает то, что включение в программу Игр новых видов является мощным стимулом к их развитию: росту популяр­ности и привлекательности для молодежи, расши­рению спортивного календаря, строительству сов­ременных спортивных сооружений, совершенство­ванию методики подготовки и т. п.

На рост количества рекордов, бесспорно, мо­жет оказывать влияние и общая политика федера­ций, направленная на стимулирование соревнова­тельной стороны видов спорта, как это происходит в настоящее время в тяжелой атлетике. Изменение весовых категорий, несомненно, приведет к уста­новлению большого количества новых рекордов.

Поддержанию высокого уровня спортивных результатов в различных видах спорта, установле­нию новых мировых рекордов в значительной сте­пени будет способствовать расширение географии олимпийского спорта, увеличение количества стран, в которых создаются условия для подготов­ки спортсменов на современном уровне. Этот про­цесс в последние годы идет достаточно интенсив­но, что убедительно можно продемонстрировать на материале разных видов спорта. Например, в легкой атлетике обладателями мировых рекордов

на 01.01.2004 г. были спортсмены из 16 стран (рис. 7.10), а в тяжелой атлетике — 9 (рис. 7.11). Все чаще выдающихся результатов добиваются представители государств, не отличавшихся в прежние годы высокими достижениями в спорте. Вызывает интерес сравнение мировых рекор­дов у мужчин и женщин (табл. 7.6, 7.7). Представ­ленные данные свидетельствуют о том, что резуль­таты женщин наиболее близки к результатам муж­чин в тех видах соревнований, где спортивный ре­зультат в основном определяется теми компонен­тами, в которых отмечаются наименьшие различия между мужчинами и женщинами. Это относится в первую очередь к видам соревнований, связанных с проявлением выносливости. Влияние половых различий наиболее велико в скоростно-силовых видах — прыжках в длину и высоту, тяжелой ат­летике.


 

В литературе нередко можно встретить утвер­ждение о том, что женский спорт прогрессирует значительно быстрее мужского и в перспективе в некоторых видах соревнований женщины могут оказаться в состоянии конкурировать с мужчина­ми, а возможно, и превзойти их. Однако, анали­зируя динамику результатов победителей Игр Олимпиад последних 40 лет, нетрудно убедиться в том, что эти рассуждения являются ошибочными (рис. 7.12, 7.13).

Определенные колебания являются следствием частных причин (появление особо талантливого спортсмена, возможно применение стимулирую­щих веществ и др.) и не нарушают общей законо­мерности, свидетельствующей об относительно параллельном росте результатов у мужчин и жен­щин. Существенные биологические различия меж­ду мужчинами и женщинами предопределяют зна­чительное преимущество мужчин во всех видах со­ревнований, в которых регистрируются рекорды.

Мы часто являемся также свидетелями дискус­сий о мастерстве сильнейших современных игро­вых команд в сравнении с мастерством команд прошлого. Какой результат мог бы быть, если бы

 

 

встретились сильнейшие команды по футболу, хоккею или баскетболу наших дней и 50—70-х го­дов XX в. Журналисты, как правило, уделяют мно­го внимания этому вопросу и приходят к неодноз­начным выводам. Даже тренеры и игроки, добившиеся успеха в те годы, часто не склонны отдавать преимущество современным командам. Однако нет никаких оснований говорить о том, что за эти десятилетия футбол, баскетбол, хоккей и другие спортивные игры прогрессировали менее интенсивно, чем плавание, легкоатлетические ме­тания, конькобежный спорт или спортивная гим­настика. Более того, острейшая конкуренция в иг­ровых видах, их коммерциализация, тесное взаи­модействие олимпийского спорта с профессио­нальным позволяют полагать, что в отношении от­бора талантливых игроков, техники и тактики иг­ры игровые виды прогрессировали даже более ин­тенсивно по сравнению с другими. Отсюда возни­кает вполне резонный вопрос: как же можно дис­кутировать о реальной конкуренции сильнейших игровых команд 50—70-х годов XX в. с современ­ными лидерами в этих видах спорта, если в видах спорта, в которых результаты могут быть реально сравнимы, о таком сопоставлении не может быть и речи?

Стратегия и тактика соревновательной деятельности

В широком смысле слова под стратегией следует понимать высший уровень знаний и практической деятельности, обеспечивающий достижение задан­ных целей на основе реализации важнейших зако­номерностей, действующих в конкретной области, постановки соответствующих задач, выбора форм, средств, путей и методов их решения, а под тактикой — теорию и практику организации и проведения специализированной деятельности для достижений целей в конкретных конфликтных си­туациях на основании принципов, схем и норм по­ведения, сформулированных исходя из опреде­ленных правил. В соответствии с общепринятым пониманием стратегии и тактики, тактика по отно­шению к стратегии имеет подчиненное отношение.

Стратегия определяется общими закономер­ностями подготовки и ведения соревнований в спорте. Стратегия должна учитывать все (по край­ней мере, известные и возможные в данное вре­мя) варианты подготовки и ведения соревнова­тельной борьбы, альтернативные формы, средства и способы достижения результата.

Для соревнований в спорте характерно нали­чие конфликта, в котором противоборствующие стороны (спортсмены, команды) стремятся к по­давлению соперника, достижению более высокого результата. Этому подчинена стратегия подготов­ки к конкретному соревнованию, выбор которой осуществляется с учетом:

• технико-тактической подготовленности спорт­
смена (команды);

• функциональной подготовленности и психо­
логического состояния спортсмена (команды);

• уровня соревнований и системы их проведе­
ния;

• уровня компетенции и подготовленности со­
перников, знаний об их возможностях, сильных и
слабых сторонах;

• состояния окружающей среды (судейство,
болельщики, географические, климатические и по­
годные условия, состояние спортивных сооруже­
ний и инвентаря и др.).

На основе этих сведений строится стратегия участия в конкретном старте, например, в различ­ных видах единоборств стратегия ведения поедин­ков схематично может быть представлена в виде атакующей, контратакующей, защитной.

В рамках каждого из видов стратегии могут быть реализованы различные манеры ведения

поединка. В атакующей стратегии спортсмены мо­гут стараться добиться преимущества за счет си­лового подавления соперника, скоростного натис­ка, атакующего преодоления действий соперника, атакующего обыгрывания за счет ложных угроз, атак и др.; для контратакующей стратегии харак­терно маневренное или позиционное провоциро­вание, действия на опережение или преодоление, действия после защит разрушением или уходом; защитная стратегия связана с позиционной обо­роной, маневренным отступлением, защитным обыгрыванием, изматыванием соперника и др. (Малков, 1999).

Под тактикой соревновательной деятельности следует понимать целенаправленные способы объ­единения и реализации двигательных действий для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных ха­рактеристик подготовленности (своей, партнеров и противника), а также условий среды. В каждом ви­де спорта способы решения тактических задач спе­цифичны и зависят от правил соревнований, осо­бенностей спортивной техники, традиций вида спорта, опыта спортсменов и др. Тактика может соотноситься с соревновательными, стартовыми (бой, поединок, забег, заплыв, схватка и др.) и си­туационными целями. Особенностями тактики яв­ляется ее индивидуальный, групповой или коман­дный характер, определяемый видом спорта и осо­бенностями соревнований (Келлер, 1987).

В гимнастике и тяжелой атлетике, прыжках в воду, акробатике и лыжном спорте, фигурном ка­тании и легкоатлетических метаниях спортсмены соревнуются неодновременно, т. е. независимо друг от друга. При этом очередность их выступле­ния определяется жеребьевкой. В этих видах спорта отсутствует непосредственный контакт между спортсменами в процессе поединка. Одна­ко перечисленные виды спорта по особенностям действий спортсменов, структуре спортивных уп­ражнений, и другим параметрам, кроме указанной особенности соревновательного выступления, не могут быть объединены в одну группу.

Особенности тактики в этих видах во многом определяются последовательностью выступлений спортсменов в соревнованиях (до или после основ­ных соперников), например, заявку исходной мас­сы снаряда в тяжелой атлетике и высоту в легко­атлетических прыжках определяет спортсмен исхо­дя из указанного условия. Включение в комбина­цию наиболее сложных элементов в гимнастике и прыжках в воду, фигурном катании на коньках, скорость прохождения трассы в горнолыжном спорте и др. также в значительной мере зависят от очередности выступления основных конкурентов.

Забеги и заплывы, эстафетные старты в легкой атлетике, плавании, лыжном спорте, шоссейные гонки в велосипедном и других видах спорта ха­рактеризуются одновременностью начала и воз­можностью корректировки соревновательной дея­тельности в процессе борьбы с соперниками.

При одновременном старте партнеров по ко­манде возможна взаимопомощь и групповые вари­анты состязательной борьбы (забеги в легкой ат­летике на средние и длинные дистанции, группо­вые гонки в велосипедном спорте и др.).

Особо важное место занимает тактика в сорев­новательной деятельности спортсменов, специали­зирующихся в единоборствах и спортивных играх.

В единоборствах (фехтование, бокс, борьба) и соревнованиях теннисистов (одиночный разряд) тактика ведения состязательных поединков сход­на. Соревновательное общение с противником, постоянный дефицит пространства и времени, быстро и вариативно изменяющиеся условия спор­тивного конфликта ставят перед спортсменами сложные мыслительные и двигательные задачи.

Еще больше усложняется тактика в игровых видах спорта (футбол, баскетбол, волейбол, хок­кей и др.). В командных играх спортсмены контак­тируют не только с противником, но и с партнером по команде, а следовательно, принятие решения и его двигательная реализация должны учитывать уровень подготовленности, восприятие ситуации, ее понимание группой соревнующихся спортсме­нов как партнеров, так и противников.

Для соревновательной деятельности в едино­борствах и играх характерным является то, что спортсмен должен учитывать не только известные ему обстоятельства, но и, по возможности, реше­ния, которые принимает его противник и которые ему самому достоверно не известны.

В соревновательных условиях спортсмены, специализирующиеся в единоборствах и играх, часто оказываются в ситуациях, знакомых по пре­дыдущей тренировочной и соревновательной дея­тельности. Однако в вариативных конфликтных ситуациях единоборств и игр постоянно неизвес­тен прием, которым противник будет решать кон­кретную задачу, и момент начала его применения.

Взаимодействие спортсменов в спортивном конфликте (в частности, в единоборствах) осущес­твляется на нескольких уровнях — стратегичес­ком, технико-тактическом и технической реали­зации (рис. 7.14). Естественно, что успешные действия спортсмена на стратегическом уровне снижают возможности его соперника к эффектив­ному тактическому взаимодействию, рациональ­ные тактические действия предопределяют ре­зультативность технических.

В спортивных единоборствах и играх слож­ность тактических действий определяется возника­ющими затруднениями восприятия, принятия ре­шения и реализации действий из-за их большого

разнообразия, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, мас­кировки действительных намерений, неопределен­ности момента начала действий и др. Перечислен­ные характеристики поединка умышленно созда­ются противодействующим соперником. Зачастую они возникают из-за неадекватной деятельности партнеров по команде в спортивных играх. Все это затрудняет оценку создавшейся ситуации, осущес­твление оптимальных двигательных решений, предъявляет повышенные требования к нервно-мышечным процессам и возможностям вегетатив­ной нервной системы, усиливает психическую нап­ряженность.

В зависимости от квалификации соперников и их индивидуальных особенностей тактика может быть алгоритмичной, вероятностной и эвристичной (Келлер, Платонов, 1993).

Алгоритмичная тактика строится на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации. В ходе поединка спортсменам прихо­дится действовать, предполагая активное противо­действие со стороны противника. В таких случаях спортсмен предварительно планирует свои дей­ствия, заранее определяя их технико-тактическое содержание, действует преднамеренно.

Вероятностная тактика представляется действиями, в которых планируется определенное начало с последующими вариантами продолжения в зависимости от конкретных реакций соперника и партнеров по команде. Это связано с тем, что в соревнованиях постоянно возникают ситуации, в которых спортсмену приходится прекращать или корректировать действие по ходу его выполнения в соответствии с характером противодействий со­перника. В таких случаях спортсмен переключает­ся с действий, предварительно запланированных, на действия, наиболее соответствующие возник­шей ситуации, т. е. действует преднамеренно-эк-спромтно.

Эвристичная тактика строится на реагирова­нии спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации поединка. Зачастую в соревнованиях сложная ситуация возникает внезапно, в момент недостаточной готовности спортсмена. В таких случаях спортсмен должен, мгновенно оценив си­туацию, действовать экспромтом. Это наиболее сложный вариант действий.

Исходя из тактических задач все действия в спортивном поединке могут быть направлены на подготовку, нападение и оборону. Подготавливаю­щие действия характеризуются разведкой, выбо­ром момента для начала активных действий, раз­гадыванием намерений противника, маскировкой замыслов, обманами, маневрированием и др. На­падение осуществляется атакующими и контрата­кующими действиями. Оборона может быть пози­ционной, маневренной и комбинированной.

Следует учитывать, что все действия по такти­ческой направленности могут быть действительны­ми и ложными.

Для тактики действий в спорте характерно при­менение традиционных или новых приемов, разра­батываемых тренерами и спортсменами, исходя из индивидуальных особенностей спортсменов, сов­ременных тенденций спорта и др.

Несмотря на то что в ряде видов спорта (лег­кая атлетика, лыжные гонки, плавание, конько­бежный спорт, тяжелая атлетика, гимнастика спортивная и др.) состав соревновательной дея­тельности определен заранее, спортсмену необхо­димо моделировать предстоящую состязательную борьбу с учетом конкретных противников и усло­вий предстоящих соревнований. В спортивных иг­рах и единоборствах моделирование соревнова­тельной деятельности в конкретных соревновани­ях и стартах приобретает решающее значение.

В процессе спортивных соревнований на фоне непрерывного общения соперников происходит постоянный обмен информацией. При этом каж­дый из участников спортивного поединка чаще всего пытается ограничить поступление к соперни­ку данных о своих истинных замыслах и планах технико-тактической деятельности или, наоборот, дает заведомо ложную информацию для введения его в заблуждение. Практически речь идет о соз­дании у соперника неадекватной модели соревно­вательной деятельности (МагИп, 1991, Р1ат.опоу, 2002).

Маскировка истинных намерений, создание ложного представления у соперника с помощью действий подготовки, ложных действий нападения и обороны является основой тактики соревнова­тельной деятельности. Главное в этом — полнота и адекватность отображения в своем сознании мо­дели поединка. Особое значение приобретает спо­собность к рефлексивному тактическому мышле­нию в спортивных играх, поскольку игрок не толь­ко должен воссоздавать в своем сознании модель своих действий, но и адекватно отображать моде­ли действий партнеров по команде. Это значит яс­но представлять не только их доктрины, но и сос­тояние подготовленности, индивидуальные осо­бенности, техническое мастерство и тактическое мышление. Неадекватность рефлексивного отоб­ражения модели игры в сознании партнеров по команде не приводит к успеху даже при полнос­тью адекватном рефлексивном отображении мо­делей соревновательной деятельности соперников (Келлер, Платонов, 1993).

Процесс принятия решения на основании ана­лиза ситуации спортивного поединка составляет важнейший компонент соревновательной деятель­ности. Принятие решения происходит под посто­янным воздействием альтернативных мотиваций: «начинать или повременить», «так или иначе» и др. (Келлер, 1987).

Важнейшей характеристикой тактики является момент начала активных действий. Это можно сде­лать одновременно с противником или партнером, опережая их или запаздывая. При этом активные действия могут протекать по временным характе­ристикам равномерно, переменно, с замедлением или ускорением. Особое значение в современном спорте приобретает ритмичность и аритмичность тактических действий.

Перечисленные характеристики спортивной тактики носят общий характер в зависимости от особенностей спортивной деятельности в виде спорта, правил соревнований и особенностей су­действа, Положения о соревнованиях; задачи, сто­ящие перед спортсменом; уровень его подготов­ленности и подготовленности противника (и пар­тнеров); среда; особенности тактических действий и другие, указанные характеристики получают конкретную специализированную направленность и определяют выбор частных технико-тактических схем ведения соревнований.

Техника соревновательной деятельности

В любом виде спорта достижение спортивного ре­зультата осуществляется путем многочисленных приемов и действий, объединенных в систему, исходя из специфики вида спорта. Эта система при­емов и действий рассматривается как техника со­ревновательной деятельности вида спорта. В зави­симости от особенностей определения спортивно­го результата в соревнованиях техника может быть направлена:

• на достижение максимального метрически
измеряемого результата (легкая атлетика, плава­
ние, тяжелая атлетика и др.);

• на достижение определенной формы и струк­
туры движений, критериями которых являются
сложность и артистичность действий (гимнастика,
фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.);

• на достижение конечного эффекта: забить
гол, забросить мяч, шайбу, нанести укол, удар и
т. д. (единоборства и игры).

В комплексных видах спорта (пятиборье, биат­лон и др.) техника как система движений состоит из техники видов спорта, включаемых в данный вид.

Объем приемов и действий в решающей мере определяется спецификой соревновательной дея­тельности в конкретной группе видов спорта: чем в меньшей мере детерминирована техника условия­ми и правилами соревнований, тем она разнооб­разнее. При всей сложности техники бега, прыж­ков, метаний, лыжных гонок, скоростного бега на коньках она не может по своему разнообразию сравняться с техникой, например гимнастики спор­тивной или горнолыжного спорта. Особым много­образием характеризуется техника спортивных игр и единоборств, отличающихся исключительным разнообразием атакующих и защитных действий.

Техника спортсмена определяется кинемати­ческими, динамическими и ритмическими характе­ристиками.

Кинематические характеристики техники прояв­ляются в пространстве и времени. К ним относят­ся пространственные, временные и пространствен­но-временные характеристики. Положения и пере­мещения тела и звеньев тела спортсмена в прос­транстве, их траектория и др. — пространственные характеристики техники. К временным характерис­тикам относится длительность выполнения прие­мов и действий и их частей. Скорость и ускорения при выполнении приемов и действий относятся к пространственно-временным характеристикам тех­ники спортивных упражнений. Пример схематичес­кого представления кинетической характеристики гимнастического движения дан на рис. 7.15.

Динамические характеристики техники прояв­ляются во взаимодействии звеньев тела спортсме­на друг с другом, тела спортсмена со средой и спортивными снарядами. Основными силовыми ха­рактеристиками являются: величина силы, момент силы, вектор силы, импульс силы. К инерционным характеристикам техники спортсмена относятся масса, момент инерции и др.

Ритмические характеристики техники спортив­ных упражнений проявляются в ритме — рацио­нальном акцентированном распределении усилий движения, действия во времени и пространстве. Ритм действий спортсмена принято рассматривать в качестве интегрального параметра, характеризу­ющего уровень спортивно-технического мастер­ства спортсмена, в котором собраны во временной последовательности разнообразные характеристи­ки техники спортсмена.

Приведем пример особенностей ритмических характеристик техники одного из сложных в техни­ческом отношении видов спорта — прыжков с шестом. В.М. Дьячков (1984) установил, что опорный период прыжка с шестом имеет пятифаз-ную структуру: вис-замах, мах-группировка, разги­бание тела, подтягивание, отжимание. Это определяет ритмические характеристики техники сорев­новательной деятельности этого вида (табл. 7.8).

Приведенные данные показывают направлен­ность путей совершенствования техники прыжка с шестом с ритмовыми акцентами в начальном воз­действии на шест, в момент усиления деформации шеста, в начале распрямления шеста и при окон­чании разгибания шеста.

В процессе соревновательной деятельности на спортсмена действует ряд сбивающих факторов, которые можно отнести к эндогенным и экзоген­ным. Эндогенными сбивающими факторами явля­ются: эмоциональные переживания, гипоксия, раз­вивающееся утомление, травмы и др. Экзогенные факторы — это воздействие условий соревнова­ний, поведение болельщиков, повышение напря­женности соревновательной борьбы.

Спортсмены высокой квалификации, имеющие большой опыт участия в соревнованиях, демон­стрируют лучшую технику, добиваясь высших ре­зультатов именно в ответственные периоды сорев­нований, несмотря на остроконфликтную ситуа­цию, утомление и другие сбивающие факторы.

Техника видов спорта, являясь системой специ­ализированных движений и действий, характери­зуется диалектическими особенностями: целос­тностью и дифференциацией; стандартизацией и индивидуализацией; стабильностью и вариатив­ностью (Донской, 1969).

Объединение движений и действий в единое целое на основе взаимодействия и соподчинения элементов и фаз системе специализированной со­ревновательной деятельности находится в диалек­тическом противоречии с дифференцированным проявлением различных частей (движений и дей­ствий) системы по их динамическим, кинематичес­ким и ритмическим характеристикам. Стремление к соблюдению основных требований к традицион­ности техники вида спорта входит в противоречие с необходимостью соответствия структуры и ха­рактеристик техники индивидуальным особен-

ностям спортсмена и его двигательной подготов­ленности. Относительная устойчивость, стабиль­ность техники спорта диалектически взаимосвяза­на с вариативными изменениями структуры и ха­рактеристик действий в зависимости от ситуации соревнований и возникающими препятствиями для достижения высокого спортивного результата (Р1ат.опоу, 1995).

Непрерывное приспособление чувственных восприятий к условиям среды определяет постоян­ную изменчивость координационных механизмов спортивной техники. Учитывая это, Д.Д. Донской (1969) предложил классифицировать виды спорта по характеру стабильности проявления характе­ристик техники на следующие три группы:

1. Виды спорта с относительно стабильным
проявлением кинематических характеристик (гим­
настика спортивная и художественная, фигурное
катание на коньках, синхронное плавание, прыж­
ки в воду и др.).

2. Виды спорта с относительно стабильным
проявлением динамических характеристик (легкая
атлетика, плавание, тяжелая атлетика и др.).

3. Виды спорта с постоянно и вариативно изме­
няющимися, в соответствии с соревновательной си­
туацией, динамическими и кинематическими харак­
теристиками (спортивные единоборства и игры).

Соревновательная деятельность спортсменов проходит в постоянно и быстро изменяющихся си­туациях спортивного поединка. В этих условиях спортсмены применяют разнообразнейшие дей­ствия, направленные на достижение победы. Ко­личество возможных действий, применяемых спортсменами в соревнованиях, особенно в едино­борствах и играх, весьма велико. Так, например, в футболе применяется более 640 действий (Люк-шинов, 1989). Е.И. Огуренков (1969) при описании техники ближнего боя в боксе приводит более 70 способов нанесения только одиночных ударов и 30 способов вхождения в ближний бой в момент атаки противника.

В гимнастике спортивной и художественной, фигурном катании на коньках, прыжках в воду и других видах спорта возможны разнообразнейшие варианты соединения элементов в соревнователь­ные комбинации.

В легкоатлетических дисциплинах существует большое количество вариантов выполнения сос­тавляющих техники (старта, разбега, перехода че­рез планку и др.) соревновательного упражнения.

В структуре соревновательной деятельности пловцов выделяют старт, переходной участок от скольжения после старта к циклической работе, циклическую работу, подплывание к поворотному щиту, поворот и др. Каждый из этих элементов имеет свою фазовую структуру, комплекс кон­кретных движений и действий. В связи с бесчисленным множеством вариан­тов соревновательных ситуаций, необходимостью быстро реагировать на каждую из них адекват­ными действиями, двигательный стереотип сорев­новательной деятельности в ряде видов спорта вы­работать сложно, а в единоборствах и играх неце­лесообразно. Если бы тренеры и спортсмены все же решили выработать такой стереотип, то это вряд ли привело бы к успеху, поскольку каждый раз спортсмен, встречаясь даже с хорошо извес­тным противником, применяя одни и те же дей­ствия, никогда не может точно повторить прос­транственные, временные и другие характеристи­ки. Очень изменчиво и функциональное состояние организма спортсменов даже в пределах одного соревнования (Платонов, 1997).

Если в спортивном поединке мы наблюдаем за действиями одного из участников соревнований и не видим его противника (и партнеров в спортивных играх), то вряд ли возможно определить смысл так­тической ситуации и даже точно назвать вид дей­ствия (нападение, защита и т. д.), выполняемого спортсменом. Единственно возможным в таком вос­приятии представляется определение структуры и характеристик техники движений спортсмена. Для того чтобы установить тактическую принадлежность действий, необходимо видеть не только одного участника соревнований, но и его противника (и партнеров в спортивных играх), учитывать дистан­ционные взаимодействия (наступление, отступление и др.), пространственно-временные взаимосвязи (ложное или действительное действие) и др.

Для усовершенствования процесса обучения и тренировки (особенно в единоборствах и спортив­ных играх) необходимо дифференцировать поня­тия «прием» и «действие».

Специализированные положения и движения спортсменов, отличающиеся характерной двигатель­ной структурой, но взятые вне тактической ситуа­ции, вне поединка, называются приемами. Все спе­циализированные положения и движения в каждом виде спорта можно классифицировать по группам приемов, близких по характеру, условиям выполне­ния и решаемым двигательным задачам. Так, напри­мер, учитывая особенности деятельности спортсме­нов в единоборствах и играх, целесообразно клас­сифицировать приемы по трем группам: исходные положения, передвижения, основные действия.

К исходным следует отнести все специализи­рованные положения спортсменов — стойки, дер­жание оружия, ракетки, клюшки (фехтование, тен­нис, хоккей), мяча (спортивные игры), захваты в борьбе и др.

Группа передвижений охватывает все способы перемещения по рингу, ковру, площадке, полю. Естественно, что в каждом виде спорта приемы пе­редвижения имеют специфический характер.

мерность прохождения различных отрезков дис­танции, эффективность поворотов (в плавании), прохождение виражей (в конькобежном спорте).

В сложнокоординационных видах спорта веду­щие элементы определяются спецификой конкрет­ных видов: в гимнастике спортивной и художес­твенной, фигурном катании и др. — количество элементов высшей сложности, количество свер­хсложных элементов, коэффициент трудности, ар­тистичность и др.; в стрелковых видах спорта — результаты по сериям, разброс от среднего, сох­ранение средней точки попадания, время прицели­вания и др.; в горнолыжном спорте, санном спор­те, бобслее — эффективность разгона, средняя скорость, равномерность преодоления трассы, эф­фективность прохождения виражей, поворотов и др. В спортивных играх и единоборствах ведущее значение приобретают такие характеристики, как активность атакующих и защитных действий, их эффективность, разнообразие (Новиков, Шустин, 1993; Р1аЮпоу, 2002).

Параметры, характеризующие те или иные ком­поненты соревновательной деятельности, часто слабо связаны между собой и требуют строго диф­ференцированной оценки и совершенствования. Лишь определив уровень совершенства отдельных составляющих, можно объективно оценить силь­ные и слабые звенья в структуре соревновательной деятельности конкретного спортсмена, разрабо­тать оптимальную для него модель соревнователь­ной деятельности и наметить пути ее достижения (Шустин, 1995).

Эффективность различных компонентов сорев­новательной деятельности наиболее точно и прос­то можно оценить в циклических и скоростно-си-ловых видах спорта.

В структуре соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции может быть выделено как минимум четыре компонента:

1) быстрота реакции на стартовый сигнал, оп­
ределяемая по времени от выстрела до первого
движения бегуна;

2) качество стартового разбега, оцениваемое
по времени пробегания отрезка 30 м с низкого
старта;

3) абсолютная скорость бега;

4) эффективность финиша, которую оценивают
по степени изменения скорости бега в конце дис­
танции.

Каждый из этих показателей существенно вли­яет на уровень спортивных достижений в беге на 100 и 200 м. Вместе с тем анализ пробегания со­ревновательных дистанций лучшими спринтерами мира свидетельствует о том, что они имеют значи­тельные различия в характеристике названных составляющих. У одних спортсменов высокая аб­солютная скорость бега, но сравнительно слабый стартовый разбег; у других — относительно мень­шая скорость, но эффективные старт или финиш. Есть и спортсмены, демонстрирующие примерно одинаковый уровень мастерства во всех компо­нентах соревновательной деятельности.

Наличие различных вариантов структуры сорев­новательной деятельности проявляется и в видах единоборств. Например, в борьбе греко-римской в последние годы выделено три основных варианта соревновательной деятельности: технический, ско-ростно-силовой и функциональный. Борцы техни­ческого типа добиваются победы в основном за счет выполнения комбинаций приемов, скоростно-силового — за счет высокоэффективных оди­ночных приемов и хорошей защиты, а борцы функционального типа — за счет высокой двига­тельной активности и хорошей защиты (Новиков, Шустин, 1993). С аналогичной ситуацией мы стал­киваемся и при анализе структуры соревнователь­ной деятельности и в других видах единоборств — фехтовании, боксе, дзюдо, вольной борьбе. Более того, подобное разделение спортсменов по струк­туре соревновательной деятельности на группы наблюдается и в других видах спорта, в частности в циклических — плавании, гребле, спринтерском беге и др. (Р1а{опоу, 1995; Булатова, 1996).

Всесторонние знания о структуре соревнова­тельной деятельности в конкретном виде спорта, факторах ее обеспечения и реализации, наличие со­ответствующих функциональных возможностей и технико-тактического оснащения лишь создает не­обходимые предпосылки для достижения заданно­го результата. Однако его практическая демонстра­ция зависит от способности и реализации этих пред­посылок в условиях ответственных соревнований.

Всякое сложное действие человека (а спортив­ные действия, характерные для соревновательной деятельности, носят именно такой характер) зави­сит от восприятия информации, ее переработки и воплощения полученных данных в соответствую­щих действиях. Взаимодействия спортсменов в со­ревнованиях проходят в процессе постоянного восприятия, отражения и ответного реагирования и во многом зависят от адекватности отображения соответствующей ситуации спортивного поединка, от правильности оценки возможностей (своих, партнеров и противника).

Информационный фон, являясь интегралом всех стереотипных сенсорных экстеро-, проприо-и интерорецептивных раздражений, воздействую­щих на центральную нервную систему, обусловли­вает характер деятельности спортсмена и предоп­ределяет ее эффективность в соревнованиях.

Результативность деятельности спортсмена (на­ряду со специализированной технической, физи­ческой, тактической, психической подготовленнос­тью) зависит от характера воспринимаемой инфор-

Переработка информации для обеспечения:

Восприятие информации для обеспечения

ощущения отбора умения различать восприятия познания

представления сравнения предвосхищения планирования шения

Накопление информации для обеспечения: запоминания знаний опыта

мации, времени ее переработки и воплощения в соответствующих реагированиях, быстрого и адек­ватного специфического мышления. Эффектив­ность восприятия и быстрота переработки инфор­мации, принятие решения, выбор средств для дос­тижения целей являются центральными в соревно­вательной деятельности спортсмена. Дефицит пространства и времени в условиях соревнователь­ной борьбы затрудняет восприятие, переработку информации и принятие решения (рис. 7.17).

Таким образом, особенностями соревнователь­ной деятельности в спорте, вытекающими из фун­кциональной структуры деятельности человека и определяющими ее специфику, являются:

1)восприятие информации в условиях маски­ровки и ложности действий противника;

2) обработка информации и принятие решения
в условиях лимита и дефицита пространства и вре­
мени;

3) воплощение принятых решений при актив­
ном противоборстве противника и не всегда бла­
гоприятных условиях среды и деятельности пар­
тнеров (Келлер, 1995).

Указанное выше определяет состав соревнова­тельной деятельности спортсмена в информацион­ном аспекте, заключающийся в восприятии среды, поведения противников и партнеров, динамики собственного состояния и действий; анализе полу­ченной информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований, выборе и принятии мысленного решения, его воплощения в соответ­ствующих специализированных действиях. Для соревновательной деятельности спортсме­на характерно то, что он должен учитывать не только хорошо известные ему обстоятельства по­единка, но, по возможности, обстоятельства и ре­шения, принимаемые противником, которые спор­тсмену достоверно не известны.

В ряде видов спорта (единоборства, игры) эк­стремальность условий состязания определяется еще и возникающими затруднениями восприятия, принятия решения и реализации действий из-за большого разнообразия, постоянной смены ситуа­ций, пространственных и временных ограничений, определяемых правилами, ложностью и недоста­точностью информации, неопределенностью мо­мента начала действий и др. При этом следует учитывать, что экстремальность условий состяза­ний умышленно усугубляется противником. Все это затрудняет как оценку создавшейся соревно­вательной ситуации, так и осуществление специа­лизированных действий, предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям спортсмена, усиливает психическую напряжен­ность его деятельности.

Естественно, развитие соревновательной ситу­ации можно в определенной мере предвидеть. При этом степень информационной неопределенности зависит от квалификации спортсмена, его опыта и др. Однако даже при значительном различии в мастерстве спортсменов сильнейший не может быть полностью уверен в предполагаемом разви­тии ситуации поединка.

Ориентирование в пространстве и времени, восприятие и переработка информации, принятие решения и осуществление действий в соревнова­ниях усложнены весьма подвижным эмоцио­нальным фоном. При этом многократные (в одних соревнованиях) контрастные смены эмоций связа­ны со стрессовыми, а иногда и экстремальными воздействиями условий соревновательной борьбы на организм спортсмена. Эти условия определяют­ся бескомпромиссностью состязаний в присут­ствии многочисленных болельщиков, не всегда благожелательно настроенных; субъективной оценкой правильности и неправильности действий соперников и судей; необходимостью неоднократ­ного развития максимальных физических и психи­ческих усилий в зависимости от вариативно изме­няющейся ситуации соревнований (Ваг1п, 1994).

Контрастность соревновательной борьбы неред­ко приводит к эмоциональным нарушениям, кото­рые, вызывая снижение психофизической надеж­ности спортсмена, отрицательно сказываются на ре­зультативности его технико-тактических действий. Неудачно выполненные действия в свою очередь (сознательно или подсознательно) вызывают нега­тивно окрашенные эмоциональные реакции, порож­дают сомнения в успешности данного действия,


 


 


ухудшают состояние соревновательной готовности спортсмена (Ма1пе5Ш5, 1994; Келлер, 1995).

Обстановка спортивных состязаний всегда кон­фликтна, так как двое или группа спортсменов (команд) соревнуются в достижении одной и той же цели — победы. При этом каждая из соревну­ющихся сторон должна принимать наилучшее из возможных решений, учитывая, что противная сто­рона ставит такую же цель.

В процессе соревнования спортсмену, прини­мающему решение, приходится считаться не толь­ко с собственными целями, но и с теми, которые ставит перед собой противник. Стрессовый харак­тер воздействия поединка на организм спортсме­на значительно возрастает при рассогласовании между запланированным и текущим ходом сорев­нований.

Спортсмен в процессе соревнований пережива­ет радость и печаль, удовлетворенность и огор­чение, страдание и бодрость, тяжесть и облегчение, т. е. у него возникают эмоции, которые многократ­но меняются в зависимости от хода поединка, сос­тязания. Эмоциональная насыщенность соревнова­ний в зависимости от силы противника, яркости, напряженности поединка может вызывать широчай­шую гамму человеческих чувств.

Все эти факторы, характерные для соревнова­тельной борьбы и достигающие своих максималь­ных проявлений в условиях особо ответственных соревнований, требуют глубокой мобилизации


 
 


функциональных ресурсов организма спортсмена. Это ярко проявляется уже при рассмотрении реак­ции организма спортсмена на условия тренировоч­ной и соревновательной деятельности по такому общему показателю, как частота сердечных сок­ращений (табл. 7.9).

Соревновательная деятельность в спорте рас­крывает потенциальные возможности человека, физические и психические резервы его организма. При этом достигнуть результатов мирового уровня могут лишь одаренные люди, благодаря многолет­ней специализированной напряженной подготовке.

В результате у спортсмена формируются необ­ходимые для эффективной соревновательной дея­тельности соревновательный потенциал и соревно­вательная надежность. Соревновательный потенци­ал — это способность к соревновательной деятель­ности, обеспечивающая ей достижение запланиро­ванного результата, обусловленного природными задатками, эффективностью подготовки и матери­ально-технической обеспеченностью соревнова­тельной деятельности; соревновательная надеж­ность — это способность к обеспечению высокоэф­фективной деятельности в экстремальных условиях соревновательной борьбы (Смирнов, Зулаев, 1996).

Высокий уровень соревновательного потенциа­ла и соревновательной надежности является эф­фективным средством предотвращения ошибок в процессе соревнований (табл. 7.10).

Управление соревновательной деятельностью

Спортсмену в соревнованиях приходится иметь де­ло с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого харак­тера. Эта информация должна соотноситься с за­дачами, стоящими перед спортсменом в каждой ситуации поединка и соревнованиях в целом. Вос­приятие и переработка информации осложняются соревновательной конфликтностью, которая всег­да характеризуется дефицитом времени и прос­транства (Келлер, 1987).

Для решения конкретной задачи необходима и полезна только часть информации о создавшейся ситуации, соотносящаяся с информационной мо­делью, выработанной спортсменом в тренировоч­ном процессе и его соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важнейших задач соревновательной деятельности.

Наблюдая спортивный пое

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение. Из сортамента выписываем все необходимые геометрические характеристики для профилей, входящих в составное сечение | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.