Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НАУКА— область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке.






47. НОРМА КУЛЬТУРНАЯ— стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкр. социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном.

48. ПОЛИМОРФИЗМ КУЛЬТУРЫ — множественность форм культуры, многообразие; чем сложнее о -во, тем значительнее дифференциация присущих ему ценностей, что создает П.к., не сводимый к каким-либо однозначным характеристикам.

49. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ — важнейший аспект модели мира, характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отдельной культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой наполненности для человека структурной организации культур.

50. РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ — состояние сознания, повернутое на переосмысление состоявшихся культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и собственного культурного роста.

51. СЕМИОТИКА – наука о знаковых системах. В семиотике культура подразумевается как сложная система семиотических кодов и программ, начиная с языка жестов и кончая мифом, искусством, модой, ритуалом и др. Культура понимается как система, порождающее тексты, смысл которых закодирован и требует постижения языков культуры (естественных, искусственных, языков художественных образов и др.). Культура также понимается как совокупность общечеловеческой информации, информационное поле.

52. СИМВОЛ (от греч. — знак, примета) - 1) в искусственных формализованных языках — понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства — универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством — содержат, элемент худож. произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении; 3) в социокультурных науках — материальный или идеациональный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого является конвенциональным аналогом значения иного объекта.

53. СИНКРЕТИЗМ в культуре – состояние слитности, неразделимости различный сфер культуры, например, религии, искусства, морали, мифологии. Особенно характерен для древнейших периодов истории человечества.

54. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.).

55. СТИЛЬ — устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творч. группы либо отд. личности.

СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ— наличие в современной культуре разных слоев, отличающихся ценностными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях культурной практики.

СУБКУЛЬТУРА— особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами, отличительными чертами имиджа и отношением к официальной культуре.

58. ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА— официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в ряде стран в ХХ столетии, отличается жесткой управляемостью сверху и опорой на массовый, аффектированный энтузиазм снизу.

59. ТОТЕМИЗМ – вид древнейших религиозных верований, связанный с представлением о родстве, единстве происхождения человеческого коллектива (рода, племени) от одного прапредка (тотема), чаще всего животного, птицы, реже растения. Элементы тотемизма встречались у всех древних народов, в наиболее полном виде – у аборигенов Австралии, североамериканских индейцев.

 

60. ТРАДИЦИИ - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в опр. обществах и социальных группах в течение длит. времени. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – тип культуры, для которого свойственно длительное сохранение и консервация черт, восходящих к глубокой древности (например, аборигены Австралии, народности Африки, индейцы Сев.Америки, народы крайнего Севера и др.)

61. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ— обшечеловеч. репрезентации культурного опыта и деятельности, символически отраженные в эйдетич. памяти, образно -мировоззренч. конструкциях, этимологич. ценностях языка, образах искусства и словесности.

62. ФОЛЬКЛОР (в культурологическом аспекте)— в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция).

63. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ — совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность отобранных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

64. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Поскольку способность создавать и понимать художественные образы присуща всем людям, сфера художественной культуры является универсальной, всеобщей.

65. ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — комплекс духовных детерминант деятельности людей или отд. человека, а также соответствующих им социально -психол. образований, которые интерпретируются в положит, ракурсе их значений.

66. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ — направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

67. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее)— субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно -смысловой самодостаточностью.

68. ЭНТРОПИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ — процесс понижения уровня системно -иерархич. структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса к -л. сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.

69. ЭПОС – древнейший вид художественной литературы, основанный на вымышленных событиях, связанный с мифологией, но часто имеющий элементы исторических, географических реалий. Эпос имеет определенную художественную форму, может быть прозаическим или поэтическим, чаще всего имеет определенного автора и отражает древнейшую историю и культуру народа («Гильгамеш», «Илиада и Одиссея», «Калевала», былины и др.)

70. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений.

71. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ — совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.