Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа №1.Экология особи - аутэкология (1 час).






Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

 

Кафедра биологии и экологии

 

план практических занятий

по дисциплине Экология и устойчивое развитие

для студентов всех специальностей

 

 

Рекомендована на заседании кафедры «__» __2010г. Протокол № _

 

Зав. кафедрой биологии и экологии ______________ Ж.М. Исимбеков

 

Павлодар

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Цель курса: освоение студентами основ общей экологии и устоичивого развития; экологизация сознания студентов всех специальностей; воспитание чувства ответственности за природную среду. Знание основных закономерностей взаимодействия компонентов биосферы и последствий хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования, необходимо для решения практических задач в плоскости взаимоотношений общества и биосферы в целом.

 

Задачи дисциплины:

Ознакомить студентов с анализом экологических процессов и постановки конкретных задач и приоритетов в природоохранной деятельности; раскрыть закономерности развития биосферы и условий сохранения экологического равновесия и обеспечения экологической безопасности окружающей среды; привить навыки использования полученных знаний для решения экологических задач.

В результате изучения курса студенты должны знать:

Основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания; распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику; закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом; социально-экологические последствия антропогенной деятельности; основные принципы охраны природы и рационального природопользования.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

Анализировать закономерности протекания экологических процессов, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду; выявлять их причины и пути устранения; использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности.

2 Пререквизиты: школьные курсы: биология, химия, математика, физика, валеология, история.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экология. Человек-экономика-биота-среда. М., «ЮНИТИ», 2007.

2. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2001.

3. Ильин В.И.. Экология, М., «Перспектива», 2007.

4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС», 2003.

5. Никаноров А.М., Хорунжая Т.А.. «Глобальная экология», М., ЗАО, «Книга сервис», 2003.

6. Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2002.

7. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии Алматы, «Қ азақ университеті», 2007.

8. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қ азақ университеті», 2006.

Дополнительная:

9. Хандогина Е.К, Герасимова Н.А., Хандогина А.В.. Экологические основы природопользования, М., «Форум», 2007.

10. Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста», М., «Наука», 1988.

11. Вернадский В.И. «Живое вещество», М., «Наука», 1969 г.

12. Доклады Министерства охраны окружающей среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.

13. Гутенев В.В., Денисов В.В., Камышев А.П., Москаленко А.П., Нагибеда Б.А., Осадчий С.Ю., Хорунжий Б.И. Промышленная экология, М., «МарТ», 2007.

14. Маркович Д. Социальная экология. Москва «РУДН», 1998.

15. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс В.В. Ш. Пределы роста. Москва: МГУ, 1991.

16. Концепция экологического образования Республики Казахстан. Астана, 2002.

17. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан. Астана, 2002.

18. Доклад конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью-Йорк, 1993.

19. Экологический кодекс РК, Астана 2007 г.

20. Экология. Под ред. Денисова В.В. Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.

21. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. М.: 2001.

22. Ермолаев Б.В. Основные положения о ноосфере. Единство биосферы и человека. – М., 1999.

Содержание практических занятий

Практическая работа №1.Экология особи - аутэкология (1 час).

1. Лимитирующие факторы. Закон минимума Либиха.

2. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы.

3. Экологическое значение основных абиотических факторов: освещенности, температуры, влажности, солености и др.

4. Адаптация и ее виды.

Литература: [1-29].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.