Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора. Раскройте скобки.






А) Алексей любил, что(бы) вокруг него все были веселы и довольны; всего (не)вын…симее была ему мысль, что кто-нибудь им (не)доволен, ропщ…т на него, что он кого-нибудь ст…сняет (1). Он первый начал ослаблять строгость зав…ден…ого при московском дворе ч…порного эт…кета, делавшего столь тяж…лыми и натянутыми пр…дворные отношения (2). Он н…сходил до шутки с пр…дворными, ездил к (ним) (за)просто в гости, пр…глашал их к себе, поил, бли…ко входил в их домашние дела (3). Уменье вх…дить в пол…жение других, пон…мать и пр…н…мать к сер…цу их горе и радость было одною из лучших черт в характере царя (4). Надобно читать его ут…ш…тельные письма к князю Ник. Одоевскому по случ…ю смерти его сына и к Ордину-Нащокину по поводу побега его сына за границу – надобно читать эти задушевные письма, чтобы видеть, на какую высоту д…л…катности и нра…ственной чуткости могла поднять даже (не)устойчивого человека эта способность прон…кат…ся ч…жим горем (5).

В 1652 г. сын кн. Ник. Одоевского, служившего тогда в…еводой в Казани, ум…р от г…ряч…ки почти на глазах у царя (6). Царь написал старику отцу, чтобы утешить его, и, между прочим, писал: «И тебе бы, б…ярину нашему, через меру (не)ск…рбеть, а (не)льзя, что(бы) (не)поск…рбеть и (не) поплакать, и поплакать надобно, только в меру, что(бы) Бога (не) прогн…вить» (7).

Автор письма (не) огр…ничился подробным рас…сказом о (не) ожидан…ой смерти и обильным потоком ут…шений отцу; окончив письмо, он (не) ут…рпел, ещ… пр…писал: «Князь Никита Иванович! (Не)г…рюй, а уп…вай на Бога и на нас будь надежен» (8). (В.О. Ключевский).

 

Выполните задания по прочитанному тексту.

1) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

2) Выпишите грамматические основы предложения 1.

3) В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове).

В 1652 г. сын кн. Ник. Одоевского (1), служившего тогда в…еводой в Казани (1), ум…р от г…ряч…ки почти на глазах у царя. Царь написал старику отцу (3), чтобы утешить его (4), и (5), между прочим (6), писал: «И тебе бы (7), б…ярину нашему (8), через меру (не)ск…рбеть (9), а (не)льзя (10), что(бы) (не)поск…рбеть и (не) поплакать (11), и поплакать надобно (12), только в меру (13), что(бы) Бога (не) прогн…вить».

4) Среди предложений 5-8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

5) Среди предложений 21-24 найдите сложное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Задание 3.Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на –з, -с; 3) приставкой с-.

 

По…твержденные факты, …держать слово, бе…причинно возненавидеть, ра…считывать на успех, чре…вычайные обстоятельства, ни…ложенный правитель, …вергнутый император, ра…положение противника, провести ра…следование, о…бить атаку, странное пр…исшествие, д…веренное лицо, во…наградить за труды, бе…спорная победа, чере…чур подозрительный, и…гиб реки, в…бежать на вершину холма, и…черпать аргументы, …водная сестра, по…водная охота.

 

 

Практикум

Орфография и пунктуация

А) Знаки препинания при обособлении согласованных определений. Знаки препинания при обособлении обстоятельств.

 

Объясните знаки препинания

1. Задумчив, тих сидел меж нами Грозный, мы ж перед ним недвижимо стояли, и тихо он беседу с нами вел (Пушкин). 2. Что ж мой Онегин? Полусонный в постелю с бала едет он (Пушкин). 3. И снова, преданный безделью, томясь душевной пустотой, уселся он – с похвальной целью себе присвоить ум чужой (Пушкин). 4. С душою, полной сожалений, и опершися на гранит, стоял задумчиво Евгений (Пушкин). 5. Скоро девчонка показала рукою на черневшее вдали строение, сказавши: «Вон столбовая дорога!» 6. Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух (Лермонтов). 7. Есть в Петербурге сильный враг всех получающих четыреста рублей в год жалованья или около того (Гоголь). 8. Произнесенное метко, все равно что написанное, не вырубливается топором (Гоголь). 9. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломанную березу (Гоголь). 10. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое (Гоголь). 11. Держа в руке чубук и прихлебывая из чашки, он был очень хорош для живописца, не любящего страх господ прилизанных и завитых, подобно цирюльным вывескам, или выстриженных под гребенку (Гоголь). 12. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного.

13. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе (Пушкин). 14. С крестьянами и дворовыми он обходился строго и своенравно; но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство (Пушкин). 15. Они, суровым неведеньем пугая робкую любовь, ее привлечь умели вновь, по крайней мере, сожаленьем (Пушкин). 16. Кокетка любит хладнокровно, Татьяна любит не шутя и предается безусловно любви, как милое дитя (Пушкин). 17. По утрам, просыпаясь и прислушиваясь к тишине, Александр Антонович знал, что нынче зацветает ярица или наливается рожь (Федин). 18. И, послушав по-весеннему дрожавший голос и взглянув на роспись открытого стекла – куст кубических роз и павлиний веер, -- Ганин почувствовал, что свободен (Набоков). 19. Сделать это надо исходя из полученных донесений. 20. Начиная с завтрашнего дня на предприятии вводится пропускной режим. 21. Дальше, на полугоре, лежали ряды сена, потемневшие от дождя; среди них, далеко друг от друга, виднелись старые серебристые тополя (Бунин). 22. И в самом деле, Селифан давно уже ехал зажмуря глаза, изредка только потряхивая впросонках вожжами по бокам дремавших тоже лошадей (Гоголь).

 

 

Б) Правописание Н/НН

Перепишите, вставьте н или нн в полные отыменные и полные отглагольные образования.

Ледян…ой взгляд, заключен…ый договор, причинен…ый вред, кассацион…ая жалоба, предъявлен…ые документы, заявлен…ые требования, государствен…ое учреждение, укоризнен…ый взгляд, калён…ые орехи, нестрижен…ые волосы, обеден…ый перерыв, казен…ный счет, единовремен…ое пособие, дан…ое постановление, берестяная грамота, полирован…ая мебель, зажжен…ая свеча, неограничен…ая власть, жарен…ый на масле картофель, маринован…ые грибы, серебрян…ое блюдо, золочен…ые вилки, воронен…ое ружье, непахан…ое поле, домоткан…ый сарафан, свежезаморожен…ая рыба, назван…ый брат, придан…ое невесты, ранен…й бредил, солдат, ранен…ый в тяжелом бою, получил награду, ветрен…ый день, безветрен…ая погода, пеклеван…ый хлеб, родствен…ая душа, листвен…ые леса, трехтон…ый грузовик, несказан…ый свет, окаян…ые дни, ряжен…ые гости, востребован….ый документ, надмен…ый человек, сложноподчине…ное предложение, установлен….ый факт, естественн...ое волнение учащихся, причин…о-следствен…ые связи, материал, изучен…ый на уроке, пространствен…ые представления, кривошипно-шатун…ый механизм, учебно-производствен…ая группа.

 

Перепишите, вставляя Н/НН в краткие отыменные и краткие отглагольные образования. Часть примеров взята из книги Л.Б. Селезневой «Русское правописание. Задачи, алгоритмы, упражнения. Москва, Высшая школа, 1997.

1. К тому ж и мнения супруга для добродетельной жены всегда почтен…ы быть должны (П.). 2. Змеились косы на плечах младых, оплетен…ы тесьмою золотою (Л.). 3. Конечно. Война нами проигран…а! (Булг.). 4. Сердце к сердцу не прикован…о, если хочешь – уходи (Ахм.). 5. Претензии ничем не обоснован…ы. 6. Требования истца чрезмерны и необоснова…ы. 7. Девочки милы и воспитан…ы. Девочки воспитан…ы строгой матерью. 8. Система доказательств тщательно продуман…а. Вводы точны и продуман…ы. 9. Дела окончательно запутан…ы. Проблема слишком сложна и запутан…а, чтобы ее можно было быстро и безболезненно решить. 10. Средства на ремонт вскоре были изыскан…ы. Ее манеры утончен…ы и изыскан…ы.

 

Заполните таблицу, вставляя Н/НН в производные существительные и наречия

 

Производные существительные  
Нн  
Н  
Производные наречия  
Нн  
Н  

 

Путан…ик, поклон…ик, торфян…ик, стлан…ик, листвен…ица, гостин…ая, возбужден…но говорили, растерян…о улыбался, бесон…ца, окон…ицы, подокон…ик, ушел бесприн…о и стран…о, коноплян…ик, роствен…ица, племян…ик, нефтян…ик, подлин…ик, мучен…ик, тружен…ик, торговать беспошлин…но, морожен…ое, рябин…ик. дровян…ик, измен…ик, гривен…ик, маслен…ица, рассеян…ость, мыслен…о представил.

 

 

Г) Правописание гласных в корне слова

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание корней

Закр…пление и сов…ршенствование знаний, привл…чение к уг…ловной ответственности, отр…сли народного хозяйства, неприк…сновенность личности, ур…вень инфляции, прим…нение знаний, д…дактические средства обучения, совершенствование инт…ллектуальных умений учащихся, тв…рения искусства, д…ф…цит, д…р…жёр, ген…алогия, ан…малия, ат…визм, д…ап…зон, д…ректива, п…н…рама, эксп…р…мент, эм…грант, пан…гирик, пл…вец, пл…вучий остров, легкое прик…сновение, ум…рать, зам…реть от страха, ср…вняться в силе, р…вны перед законом, решить ур…внение, откл…нение от нормы, предп…ложение, непром…каемый плащ, пром…кашка, обм…кнуть кисть в краску.

 

Д) Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при обособлении приложений

Объясните постановку тире

1. Звезды казались огромными, небо – атласным, синим, снег – бархатным, зеленоватым. 2. Кто создан из камня, кто создан из глины, а я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина. Я бренная пена морская (Цветаева). 3. Осиновый пух – это большое событие весны. 4. Бонн, как известно, город политиков и студентов. 5. Единственное, что выдавало паутину, -- это сам паук, особенно когда он был большой. 6. Мы время знаем в деревне без больших сует: желудок – верный наш брегет (Пушкин). 7. Я всем чужой. 8. Я знаю, ты мне послан Богом, до гроба ты хранитель мой (Пушкин). 9. Внушать любовь для них беда, пугать людей для них отрада (Пушкин). 10. Свободы сеятель пустынный, я вышел рано, до звезды (Пушкин). 11. И знает бог, и видит свет: он, бедный гетман, двадцать лет служил царю (Пушкин). 12. Ты воевал под башнями Казани, ты рать Литвы при Шуйском отражал, ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив! А я от отроческих лет по келиям скитаюсь, бедный инок! (Пушкин). 13. В ней жил тогда Кирилл многострадальный, муж праведный. 14. Тут была отчасти и ревность к прошедшему – самый ужасный вид ревности, но была только отчасти (Куприн). 15. Между тем наступило 1-е октября – день храмового праздника в селе Троекурова (Пушкин). 16. Учитель француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу (Гоголь). 17. Певец пиров и грусти томной, когда б еще ты был со мной, я стал бы просьбою нескромной тебя тревожить, милый мой; чтоб на волшебные напевы переложил ты страстной девы иноплеменные слова (Пушкин).

 

 

Практикум

Тропы и фигуры речи. Фонетические средства выразительности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.