Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 1.7. Подберите стилистически нейтральные синонимы к просторечным и разговорным словам.






Горланить, пацан, провести (наивного человека), объегорить, надуть (доверчивого человека), обмишулить, изгваздать, замусолить, клянчить, клындать, цыганить, кваситься, горлопанить, реветь (о человеке), зенки, морда (о человеке), рыло, пятак (о человеке), оттяпать, картошка, моркошка, молочка, умудриться, прохиндей, потешный, простофиля, зашушукаться, толкотня, колгота.

Тест 2

 

Укажите правильный ответ:

1. Проверяемый безударный гласный пропущен во всех словах в варианте ответа:

А) р…внина, непром…каемый плащ, ур…вень, тр…щит;

Б) р…дел сумрак; взошла з…ря; инт…ллект, прик… сновение;

В) ан…малия, соб…рать грибы, выт…реть руки, пл…вец;

Г) обр…з милый, р…ковой; д…леко, ст…рожевой корабль, з..вет утят.

 

2. Безударная чередующаяся гласная в корне представлена во всех словах в варианте ответа:

А) заг…релый, расст…латься, утв…рь, накл..ниться;

Б) ур…вень, ср…внение, ср…внять с землей, ср…вняться в силе;

В) обм…кнуть кисть в краску; вым…кнуть под дождем; р…сла, р…стовщик;

Г) к…рова, вск…чил, накл…нение, делить всё пор…вну.

 

3. Буква И пропущена во всех словах в варианте ответа:

А) д…ф…цит, д…р…жёр, расст…лается, ум…рать;

Б) бл…стание, заж…гание, н…велировать, г…потеза;

В) отп…реть, ц…р…мония, ц…тадель, ц…ган;

Г) изб…рал людей, д…апазон, весенней зел…нью, эсп…ранто;

 

4) Буква Ы пропущена во всех словах в варианте ответа:

А) пред…нфарктный, роз…грыш, вз…мать, суб…нспектор;

Б) спорт…нвентарь, дез…нформация, небез…нтересный, без…нициативный;

В) с…граться, от…скать, без…скусственный, без…сходный;

Г) сверх…зысканный, пед…нститут, под…тожить, пан…сламизм;

 

5) Исключения из правил не содержатся в варианте ответа:

А) мощ…ные улицы, трудолюбивая пч…лка, кирпич…м, ш…пот;

Б) герц…гиня, крыж…вник, трущ…ба, башмач…к;

В) выг…арки, р…стовщик, отр…сль, пл..вец;

Г) вз…мать, ш…рник, з…ревать, панц…рь;

 

6) Буква Ь пишется во всех словах в варианте ответа:

А) подвин…те, пят…сот, феврал…ский, обезьян…ничать;

Б) кос…ба, свад…ба, воз…ми, фонар…щик;

В) ил…люзия, бан…тик, нян…ка, нян…чить;

Г) кос…ба, начал…ник, усад…ба, пол…за;

 

7) Буква Ь не пишется в двух словах в варианте ответа:

А) наотмаш…, съеш…, врач…, мощ…;

Б) могуч…, настеж…, невтерпеж…, биш…;

В) иш…, душ…, не спутаеш…, лож…;

Г) береч…, гореч…, сборищ…, воеш…;

 

8) Разделительный Ъ знак пишется во всех словах в варианте ответа:

А) ин…екция, медал…он, сен…ор, об…ятие;

Б) фельд…егерь, пан…европейский, раз…яренный, трех…ярусный;

В) обез…яна, с…экономить, из…ять, бур…ян, вз…ерошить;

Г) п…едестал, ар…ергард, солов…и, в…явь;

 

9. Буква И пропущена во всех словах в варианте ответа:

 

А) постел…т постель, овца бле…т, выкрас…т окно, выгляд…ит хорошо;

Б) опротиве…т, бре…т, хоч…т петь, угон…т;

В) зижд…тся на прочном основании, дыш…т легко, обид…т, терп…т;

Г) день прибав…тся, петух буд…т громким криком, брезж…тся, завис…т;

 

10. НН пишется во всех словах в варианте ответа:

А) ряжен…ый, отчаян…ый, жеман…ый, организован…ый;

Б) пеклеван…ый, маринован…ый, балован…ый, топлен…ый (топлен…е масло);

В) путан…ый ответ, назван…ый (брат), придан…ое (невесты), растерян…ый (вид);

Г) стеклян…ый, негадан…ый, внесён…ый, умерен…ый (климат);

 

11. НН пишется во всех словах в варианте ответа:

А) избалован…ый ребенок, холен…ая женщина, нестрижен…ые волосы4

Б) свежезаморожен…ая рыба, домоткан…ый сарафан, девушки милы и воспитан…ы; кован…ый меч;

В) скован…ые движения; жарен…ый на масле картофель, естествен…ый, жеман…ый;

Г) нефтян…к, путан…к, бешен…о, размерен…ый;

 

 

12. Правильное ударение во всех словах представлено в варианте:

А) договор, договоры, документ, эксперт;

Б) обезум е лый, з а годя, забал о ванный, моза и чный;

В) о мнибус, п а мятовать, о троческий, обл е гчиться;

Г) ол о нецкий, обесп е чение, панаг и я, прян и чный.

 

13. Ударение на второй слог падает во всех словах:

А) пригоршня, премировать, премированный, варенец, верба, кайло;

Б) договоры, средства, ходатайство, вероисповедание, острога, пешня;

В) кулинария, кухонный, откупорить, занятый, настороженный, искра;

Г) добыча, муштра, коклюш, кулик, подуст;

 

14. Ударение на третий слог падает во всех словах:

А) послушница, поводырь, ворожея, швея, уставный (фонд), принудить;

Б) толика, некролог, парфюм, пасквиль, лубочный, звонить, августовский;

В) сосредоточение, подхалимистый, поиссякнувший, удила, троеженец;
Г) блокировать, апокалипсис, генезис, мытарство, обетованный, дремота;

 

15. Ударение падает на второй слог во всех словах:

А) аудит, апостроф, алфавит, асимметрия, квашение, черпать, исчерпать;

Б) оптовый, мизерный, позыв, праматерь, раскупорка, сиеста;

В) тефтель, тефтели, феномен, соболезнование, фойе, феерия, газопровод;

Г) облегчить, маркетинг, колледж, избалованный, предвосхитить

 

16. Правописание приставки не зависит от глухости-звонкости последующего согласного во всех словах в варианте ответа:

1) испортить, оббежать, подстроить, выстоять

2) чрезвычайный, низложить, отложить, отъесть

3) спросить, освободить, устремиться, расплыться

4) избежать, вспылить, разложить, чересполосица.

17. Знаки препинания расставлены правильно в варианте:

А) Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках.

Б) Петербург – это не только громадные, теснящие и давящие дома, не только пышный, но немой вид, но и те события которые происходят на его улицах.

В) Н.В. Гоголь как писатель наделенный мощной интуицией, понимал, что мир несовершенен и справедливость в нем редко существует, и поэтому финал своей повести окутал дымкой таинственности и недосказанности.

Г) Таким образом, в его пророческом даре, не было, по-видимому, ни капли мистицизма.

 

18. Знаки препинания расставлены правильно в варианте:

А) Впрочем в то время, когда Лиза жила в Батурине, бедный быт наш был украшен жаркими июньскими днями густой зеленью тенистых садов, запахом отцветающего жасмина и цветущих роз, купаньем в пруду…

Б) С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода по обыкновению круто менялась.

В) И вот я вижу себя в усадьбе Арсения Семеновича, в большом доме в зале полной солнца и дыма от трубок и папирос.

Г) И смутно, но неизгладимо запомнили мы долгий летний день, какие-то волнистые поля и заглохшую большую дорогу, очаровавшие нас своим простором и кое-где уцелевшими дуплистыми ветлами; запомнили улей на одной из таких ветел, далеко отошедшей с дороги в хлеба, -- улей, оставленный на волю божью, в полях, при заглохшей дороге…

 

Тест 3

Задание 1.1. Прочитайте. Выполните задания.

 

Будущему специалисту-словеснику будет небезынтересно узнать, как изменился, при передаче литературному герою (в моем романе «Дар»), случай, бывший с автором в детстве (1). После долгой болезни я лежал в постели размаянный, слабый, как вдруг нашло на меня чувство легкости и покоя(2). Мать, я знал, поехала купить мне очередной подарок: планомерность ежедневных приношений придавала медленным выздоравливаниям и прелесть и смысл (3). Что предстояло мне получить на этот раз, я не мог угадать, но сквозь магический кристалл моего настроения я со сверхчувственной ясностью видел ее санки, удалявшиеся по Большой Морской по направлению к Невскому (ныне проспекту какого-то октября, куда вливается удивленный Герцен) (4). Я различал все: гнедого рысака, твердый стук земли и снега о сани (5). Мать в вуали, в котиковой шубе, поднимала муфту к лицу грациозно-гравюрным движением нарядной петербургской дамы, летящей в открытых санях; петли медвежьей полсти были сзади прикреплены к обоим углам низкой спинки, за которую держался выездной с кокардой (6).

Не выпуская санок из фокуса ясновидения, я остановился с ними перед магазином Треймана на Невском, где продавались игральные карты и безвкусные безделушки из металла и камня (7). Через несколько минут мать вышла оттуда в сопровождении слуги: он нес за ней покупку, которая показалась мне обыкновенным фаберовским карандашом, так что я даже удивился и ничтожности подарка, и тому, что она не может нести сама такую мелочь (8). Пока выездной запахивал опять полсть, я смотрел на пар, выдыхаемый всеми, включая коня (9). Видел знакомую ужимку матери: у нее была привычка надуть губы, чтобы отлепилась слишком тесная вуалетка, и сейчас, написав это, нежное сетчатое ощущение ее щеки под моими губами возвращается ко мне, летит, ликуя, стремглав из снежно-синего, синеоконного (еще не спустили штор) прошлого 10). (В. Набоков, «Другие берега»).

 

А1. Какое высказывание не соответствует содержанию этого текста?

1) Подарок матери оказался очень малым, незначительным по размеру.

2) Подарки матери благотворно влияли на ход выздоровления.

3) Мальчик пытается угадать (увидеть внутренним взором, в воображении), что именно подарит ему мать.

4) Автор текста испытывает чувство счастья при воспоминании о случае, бывшем с ним в детстве.

 

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ничтожность» (предложение 8).

1) лишенный внутренней значительности

2) крайне незначительный, несущественный

3) жалкий, вызывающие сожаление, сострадание

4) очень малый, незначительный по размеру

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет

1) Будущему специалисту-словеснику будет небезынтересно узнать, как изменился, при передаче литературному герою (в моем романе «Дар»), случай, бывший с автором в детстве.

2) Пока выездной запахивал опять полсть, я смотрел на пар, выдыхаемый всеми, включая коня.

3) Я различал все: гнедого рысака, твердый стук земли и снега о сани.

4) Мать, я знал, поехала купить мне очередной подарок…

 

А 4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЛИКУЯ 6 звуков

2) В слове МЕЛОЧЬ одинаковое количество звуков и букв

3) В слове СТРЕМГЛАВ происходит оглушение согласного звука

4) в слове ОЩУЩЕНИЕ все согласные звуки мягкие

 

А5. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне.

1) удалявшийся 3) горели

2) гравюрный 4) пробирался

 

А6. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости-звонкости последующего согласного?

1) размаянный 3) безделушки

2) изменился 4) сделать

 

А7. В каком слове написание НН является исключением из правила?

1) синеоконный 3) медленный

2) деревянный 4) сверхчувственный

 

 

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрам.

 

В1. Замените слово «ликовать» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание «в котиковой шубе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматические основы предложения 1.

В4. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном предложении).

Будущему специалисту-словеснику будет небезынтересно узнать(1), как изменился(2), при передаче литературному герою (в моем романе «Дар»)(3), случай(4), бывший с автором в детстве. После долгой болезни я лежал в постели размаянный(5), слабый(6), как вдруг нашло на меня чувство легкости и покоя. Мать(7), я знал(8), поехала купить мне очередной подарок: планомерность ежедневных приношений придавала медленным выздоравливаниям и прелесть и смысл.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Видел знакомую ужимку матери: у нее была привычка надуть губы, чтобы отлепилась слишком тесная вуалетка, и сейчас, написав это, нежное сетчатое ощущение ее щеки под моими губами возвращается ко мне, летит, ликуя, стремглав из снежно-синего, синеоконного (еще не спустили штор) прошлого.

 

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Что предстояло мне получить на этот раз(1), я не мог угадать(2), но сквозь магический кристалл моего настроения я со сверхчувственной ясностью видел ее санки(3), удалявшиеся по Большой Морской по направлению к Невскому (ныне проспекту какого-то октября, куда вливается удивленный Герцен). Я различал все: гнедого рысака(4), твердый стук земли и снега о сани.

В8. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением.

В9. Среди предложений 7-9 найдите сложные предложения с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номера этих предложений.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова писателя Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из текста, иллюстрирующие грамматические явления.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.А. Федина.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

 

 

Тест 4

 

Задание 1. Правильно указаны цифры, на месте которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, в предложениях: Чай (1) это деревце, прирученное человеком и для удобства возделывания превращенное в куст. Маслята среди грибов (2) как одуванчики среди цветов. Бонн, как известно, (3) город политиков и студентов. Егор (4) тоже красавец. Кровь людская (5) не водица. Трудиться целый день без отдыха (6) нелегко. Грош (7) цена твоей любви. Река (8) как время: течет и течет.

А) 1, 5, 8;

Б) 1, 6:

В) 1, 3, 7;

Г) 1, 2, 6.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.