Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По освоению дисциплины






Спецкурс «Преступления в сфере экономики» изучается студентами, занимающихся по программе высшего профессионального образования, по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Для более успешного освоения дисциплина поделена на модули. Каждый модуль включает группу тем. Поскольку темы курса уголовного права по своей сложности неравноценные, модуль составляют различное количество тем. При делении дисциплины «Преступления в сфере экономики» на модули учитывалось также количество аудиторных часов и часов для самостоятельной работы, выделенных рабочими учебными планами для каждой формы обучения. В конце каждого модуля проводится рубежный контроль в форме компьютерного тестирования с целью проверки качества усвоенного материала.

При изучении законодательного, лекционного, учебного и монографического материала обязательно использование знаний, ранее полученных из учебного курса теории государства и права, а по некоторым темам курса – философии и логики, с учётом специфики изучаемой дисциплины.

Изучение спецкурса рекомендуется студентам заочной формы обучения осуществлять в следующем порядке: ознакомиться с методическими указаниями, учебной программой, изучить материалы лекций, законодательные и иного нормативные правовые материалы, изучить учебный материал по основной (базовой) литературе, ознакомиться с дополнительной литературой по соответствующей теме.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание таких основных форм занятий, как лекция, практическое занятие и самостоятельная работа с литературными и нормативными источниками. Возможны иные формы.

Лекция служит организующим началом работы обучающегося. В лекции излагается общая характеристика отрабатываемых вопросов темы. Для более эффективного усвоения лекционного материала студентам рекомендуется соответствующим образом подготовиться к аудиторному занятию. Подготовка студента к лекции включает в себя:

1) ознакомление с вопросами темы лекции по программе учебного курса;

2) чтение соответствующей главы учебника (и/или другой учебной и научной литературы, например, учебных пособий, монографий).

Восприятие материала лекции предполагает активную мыслительную деятельность студента, который должен:

1) понять сущность темы лекции;

2) понять логику рассуждений преподавателя;

3) оценить аргументацию преподавателя;

4) составить собственное мнение об изучаемых явлениях;

5) соотнести услышанное с изученным ранее.

Целесообразно, чтобы изучение материалов на лекции сопровождалось конспектированием, что способствует их эффективному усвоению. Для более эффективного конспектирования лекций студентам следует перед каждой лекцией ознакомиться с содержанием соответствующей главы базового учебника. Существуют определённые правила ведения конспектов лекции:

1) не нужно записывать лекцию дословно, нужно записывать кратко, своими словами, только самое существенное;

2) схемы, таблицы, диаграммы, статистический материал к теме следует полностью заносить в тетрадь для конспектов;

3) дословно записывать нужно определения (дефиниции), правила, выводы;

4) конспектируя лекции, нужно обязательно записывать источники, на которые ссылается лектор;

5) если преподаватель диктует (повторяет) отдельные важные положения либо выделяет их интонацией голоса, то их следует обязательно записывать;

6) в тетради должны быть поля для последующих уточняющих записей, замечаний, комментариев;

7) нужно использовать красную строку для выделения смысловых частей в записях;

8) важно выработать собственную систему сокращений (понятную и простую);

9) часто встречающиеся слова нужно обязательно сокращать, что позволит меньше писать, больше слушать и думать;

10) целесообразно делать в конспекте различные подчёркивания наиболее важных положений лекции, определений, выводов; разноцветные выделения текста лучше делать во время домашней работы с конспектом (для экономии времени в аудиторном занятии);

11) запись по каждому предмету целесообразно вести в отдельной тетради;

12) конспект нужно вести аккуратно, разборчивым почерком.

Вести конспект целесообразно в специальной тетради, при этом вести его следует таким образом, чтобы иметь возможность впоследствии его дополнить. Материал пропущенных лекций необходимо восстановить самостоятельно на основе рекомендованной к соответствующей теме обязательной литературы. Если текст пропущенной лекции переписывается у другого студента, то настоятельно рекомендуется попросить у автора конспекта расшифровку его сокращений в целях недопущения неправильного понимания материала.

Практические занятия проводятся по наиболее важным проблемам спецкурса. Такие занятия призваны углубить и расширить теоретические познания обучаемых, научить их размышлять и рассуждать, выдвигать гипотезы, аргументировать теоретические положения, отстаивать свою точку зрения.

При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить конспект лекции по соответствующей теме, нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу, указанную к каждой теме. По всем непонятным положениям и вопросам необходимо консультироваться с преподавателем на проводимых занятиях или во время индивидуальной консультации.

При этом студенты должны помнить, что готовиться к практическому занятию всегда нужно заранее. Участие студента в работе практического занятия состоит в следующем:

1) выступление с докладом, сообщением по вопросам плана семинарского занятия (5-10 мин.);

2) участие в обсуждении вопросов плана практического занятия;

3) ведение записей наиболее важных положений;

4) решение задач, тестов и выполнение других практических заданий.

При подготовке ответов к занятиям целесообразно придерживаться следующей последовательности изложения материала:

Общая характеристика изучаемой группы преступлений, включающая оценку их общественной опасности и распространённости; определение видового объектов данной группы преступлений; общий обзор объективной и субъективной стороны, а также субъекта анализируемой группы преступлений; общие особенности квалифицирующих признаков рассматриваемой группы преступлений.

Детальный анализ отдельных составов преступлений следует давать по следующему алгоритму:

1. Указать непосредственныйобъект преступления (в многообъектных преступлениях назвать основной, дополнительный и, если есть, факультативный объекты);

– если есть, то назвать и охарактеризовать предмет преступления, а в преступлениях против личности – особенности потерпевшего;

2. Раскрыть объективную сторону преступления в следующем порядке:

– назвать и охарактеризовать общественно опасное деяние (действие или бездействие – в простом составе, в сложном составе с альтернативными деяниями – все входящие в диспозицию действия и/или виды бездействия);

– определить момент окончания преступления и назвать вид состава по конструкции (материальный, формальный или усечённый);

в материальном составе:

– назвать и охарактеризовать указанные в диспозиции статьи общественно опасные последствия,

– сказать о причинной связи между ранее определёнными деянием и последствиями;

во всех составах:

– если есть, то назвать и охарактеризовать признаки объективной стороны из числа факультативных, которые в данном составе являются обязательными (время, место, обстановка, способ, орудия или средства совершения преступления).

3. Раскрыть субъективную сторону преступления в следующем порядке:

– определить и назвать форму и вид вины (умысел прямой и/или косвенный либо неосторожность в виде легкомыслия и/или небрежности);

раскрыть вину по формуле, указанной для материального состава в частях 2 и 3 ст. 25 и в частях 2 и 3 ст. 26 УК РФ. Формула вины для формального и усечённого составов: лицо сознаёт общественную опасность своего деяния (действия или бездействия) и желает совершить это деяние;

– если есть, то назвать и охарактеризовать признаки субъективной стороны из числа факультативных, которые в данном составе являются обязательными (мотив, цель или эмоциональное состояние).

4. Охарактеризовать субъект преступления:

– определить общий субъект или специальный;

– если субъект общий, то назвать все признаки (физическое лицо, вменяемое, указать возраст согласно ст. 20 УК РФ);

– если субъект специальный, то дать определение такого субъекта или охарактеризовать.

5. Если статья состоит из двух и более частей, то назвать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки, распределив их по признакам состава преступления (например: «в качестве квалифицирующего признака указан способ совершения данного преступления – особая жестокость») или по институтам уголовного права (например: «в качестве квалифицирующего признака указана форма соучастия – организованная группа) и охарактеризовать (раскрыть) их.

Для правильного понимания обязательных, квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков анализируемого состава преступления необходимо руководствоваться разъяснениями соответствующих постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

После детального анализа соответствующего состава преступления необходимо указать общие сведения о его наказуемости для отнесения его к категории небольшой, средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также показать его отличие от смежных составов преступлений.

На практических занятиях, как правило, решаются задачи (казусы), предложенные в сборниках задач по уголовному праву (Особенная часть), анализируются и обсуждаются приговоры по уголовным делам, а также опубликованные материалы судебной практики Верховного Суда РФ.

Решение задач следует излагать в следующей последовательности:

1. Сделать общий вывод о наличии в содеянном состава преступления с точным указанием соответствующих пунктов, частей и статей Уголовного кодекса РФ и дословным (по возможности) перечислением инкриминируемых признаков. Например: в действиях N содержится состав преступления, предусмотренного п. «в», ч. 2 ст. 158 УК РФ по признакам: кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершённая с причинением значительного ущерба гражданину.

2. Обосновать своё решение, исходя из обстоятельств, изложенных в условии задачи (казуса), придерживаясь следующего порядка:

– указать, какой объект (объекты) поставлен под угрозу причинения вреда или уже пострадал (пострадали) от данного преступления. Если есть, то указать соответствие предмета или особенностей потерпевшего, указанных в условии задачи (казуса) предмету преступления или особенностям потерпевшего, указанных в выбранной статье УК РФ;

– определить объективную сторону: указать, какие действия (бездействие) и последствия, указанные в условии задачи (казуса), соответствуют признакам выбранного в УК РФ состава преступления, есть ли причинная связь между деянием и последствием по условию задачи, а также при необходимости проанализировать остальные признаки объективной стороны из числа факультативных, которые в данном случае являются обязательными.

– определить субъективную сторону: какие обстоятельства из условия задачи (казуса) указывают на субъективную сторону (вину в форме умысла или неосторожности, мотив, цель или эмоциональное состояние);

– указать, соответствует ли указанное (указанные) в условии лицо (лица) признакам субъекта (общего или специального);

3. При наличии квалифицированного состава преступления требуется назвать и раскрыть содержание всех имеющихся квалифицирующих признаков (отягчающих или особо отягчающих), проанализировав соответствие таких признаков в условии задачи (казуса) признакам, указанным в выбранной статье УК РФ.

Необходимо указывать особенности рассматриваемых составов преступлений, если преступление совершено в соучастии или осталось неоконченным на стадии приготовления или покушения. В этих случаях, обязательно следует определять форму соучастия, раскрывать его объективные и субъективные признаки, указывать виды соучастников. Необходимо квалифицировать действия каждого из соучастников в отдельности. В неоконченных преступлениях необходимо точно установить на какой стадии была прервана преступная деятельность (приготовление или покушение), отразить это в квалификации; рассмотреть виды покушения (оконченное, неоконченное). Все это следует выполнять применительно к содержанию конкретной решаемой задачи.

Учитывая особый характер профессиональной деятельности юриста, практические занятия могут проходить с элементами следующих методов:

– дискуссия;

– «мозговой штурм»;

– презентации;

– изучение и анализ правовых актов;

– творческое (проблемное задание);

– выполнение тестовых заданий;

– комментирование научной статьи;

– подготовка обзора научной литературы по теме;

– «мини-конференция»;

– «круглый стол»;

– приглашение практических работников и др.

Поскольку разные формы занятия требуют особой подготовки, для более целенаправленной и успешной подготовки к практическому занятию коротко охарактеризуем некоторые из них. Конкретные задания и способы подготовки к ним преподаватель разъясняет на занятиях, здесь же описаны лишь краткие характеристики некоторых возможных методов.

Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является хорошая подготовка к ней. Преподаватель заранее указывает проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиск наиболее приемлемых решений. Дискуссия обычно начинается с короткого вступления преподавателя или чтения подготовленного студентом реферата. Затем должны высказать свое мнение студенты.

Сущность метода «мозговой штурм» заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время. Преподаватель заранее формулирует задание, которое может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. Необходимо не только подготовиться к основному вопросу, но и быть готовым проанализировать и обобщить все идеи и предложения, высказываемые участниками группы.

При этом необходимо соблюдать некоторые условия и правила:

– нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;

– краткость и ясность выражения мысли участниками «мозговой атаки»;

– недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;

– недопустимость повтора сказанного другими участниками;

– краткость и ясность выражения мысли;

Итогом «мозгового штурма» является обсуждение лучших идей, принятие коллективного решения и рекомендация лучших идей к использованию на практике.

Презентация – (от лат. Praesentatio – представление) официальное представление, открытие чего-либо созданного, организованного. Презентация – наглядное представление, дополнение доклада, реферата, выступления. Презентация не заменяет, а дополняет доклад. Презентация создается к докладу, а не наоборот. Компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации. Презентация является мультимедийным документом; каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео), а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов. Для этих целей используется PowerPoint – специализированная программа.

К презентации предъявляются следующие требования:

– слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины;

– количество слайдов презентации не должно превышать 8-10 слайдов;

– для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке слайдов;

– содержание и оформление презентации должно отвечать принципам научности, доступности, наглядности;

– размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последнего ряда парт;

– заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок;

– рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле;

– анимация не должна быть слишком активной.

Изучение и анализ правовых актов. Первичным объектом толкования является текст нормативного правового акта или иного источника права. Такой текст организован в соответствии как с общими закономерностями, присущими текстам вообще, так и особенностями официально-делового стиля, посредством которого нормы права выражаются в предложениях естественного языка.

В системном анализе юридических документов можно выделить следующие основные операции: лингвистический анализ, логический анализ, юридический анализ. При анализе текста правового акта, прежде всего, устанавливаются значения терминов (юридических и других сфер человеческой деятельности) и иных слов, содержащихся в нём, а также внутренние связи между этими словами. Но анализа собственно текста в подавляющем большинстве случаев недостаточно, поэтому необходимо обращаться к контексту источника права, то есть его смысловым связям с другими источниками права и иными явлениями социальной действительности.

Творческое (проблемное задание). Применяемые в проблемном обучении задания довольно раз­нообразны. Сюда относятся задания, которые тре­буют от студентов творческой деятельности. Как правило, студент должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, соз­дать нечто субъективно (иногда и объективно) новое. В случае применения данного метода конкретное творческое задание и способы подготовки к нему будут объяснены преподавателем на занятиях.

Выполнение тестовых заданий. Проведение текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины может осуществляться с использованием компьютерных тестовых заданий.

Комментирование научной статьи.

Научная статья – это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного научного метода. Ее целевая направленность – всесторонний анализ фактов, выводящий на решение научного вопроса. В ней содержатся оценки взаимосвязей, взаимозависимости и значимости фактов, аргументированные доказательства и обоснования, теоретические обобщения, логические выводы и практические рекомендации.

Цели, которые преподаватель ставит перед студентом при комментировании научной статьи, могут быть различными. Поэтому можно посоветовать при подготовке комментария научной статьи придерживаться следующего общего плана:

1) полное название статьи, Ф.И.О. автора;

2) краткое описание проблемы, которой посвящена статья;

3) степень актуальности статьи;

4) наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье;

5) аргументированное согласие либо несогласие с автором статьи.

Подготовка обзора научной литературы по теме.

Обзор литературы – это научное исследование, состоящее из изучения опубликованных работ по заданной преподавателем теме. Цель обзора – дать обобщённую картину современного состояния того или иного вопроса. Подбор литературных источников должен быть целенаправленным, а критический анализ состояния рассматриваемого вопроса достаточно глубоким. В конце обзора могут быть сделаны выводы о перспективах дальнейших исследований.

Основой работы некоторых описанных методов является подготовка реферата. Реферат (от лат. referre – «сообщать») – краткое изложение в письменном виде научного материала по определённой теме (изложение книги, статьи и т.п.). Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в теме главного, а также освоение приёмов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера. Для написания реферата студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы которым посвящена работа, а так же пути и способы их решения, используемые автором (или авторами). Объем реферата 10-15 страниц. Выполнение рефератов позволяет студенту более глубоко, обстоятельно постигать конкретный вопрос изучаемой дисциплины.

В процессе работы над рефератом студент:

1) анализирует различные точки зрения, явления, факты, события;

2) ведёт научно обоснованную полемику;

3) развивает навыки научного поиска;

4) обобщает научный материал;

5) приобретает навыки грамотного, лаконичного изложения своих мыслей;

6) учится правильному оформлению научных (курсовой и бакалаврской) работ.

Этапы подготовки реферата:

1) выбор и/или формулирование темы;

2) изучение соответствующих разделов учебника;

3) подбор литературы и изучение основных источников;

4) составление плана реферата, раскрывающего избранную тему;

5) написание реферата и его оформление.

Структура реферата включает в себя введение, где указывается актуальность темы, основную часть и заключение, в котором указываются основной(ые) вывод(ы). Правила оформления рефератов в целом аналогичны правилам оформлению курсовых работ.

Эссе – небольшая по объёму самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

К практическому занятию любой формы необходимо тщательно готовиться!

Самостоятельная работа студента должна начинаться с изучения рабочей программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Она содержит перечень тем и вопросов, определяющих объем знаний студента по данной дисциплине. В программе указывается рекомендуемая литература – основная и дополнительная, список электронных ресурсов.

Тематический план предусматривает темы и время, отводимое на их изучение с учётом лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов, а также их последовательность и чередование. Знакомясь с тематическим планом, учебно-методическими материалами, важно обратить внимание на особенности изучения дисциплины, в частности, на то, что в отдельных случаях практические занятия могут проводиться по темам, по которым не читаются лекции, отдельные темы рассчитаны на самостоятельное изучение и не охватываются лекциями и практическими занятиями. В таком случае особое внимание необходимо обратить на темы, которые рекомендованы для самостоятельного изучения и объем времени, необходимый для их изучения.

Существенную помощь при изучении дисциплины оказывают своевременные консультации преподавателя. Консультации могут проводиться перед экзаменом (групповые) или быть текущими (индивидуальными). Текущие (индивидуальные) консультации проводятся на кафедре в межсессионный период согласно графику консультаций. Как уже отмечалось, при изучении тех или иных тем, могут возникать вопросы, которые остались непонятыми. Такие вопросы необходимо записывать. Особое внимание при подготовке к консультации следует обратить внимание на следующее: вопрос должен быть чётко сформулирован, должна быть указана тема, при изучении которой возник вопрос, перечислены источники (как дополнительная литература, так и нормативные акты), к которым обращался студент для самостоятельного выяснения вопроса. Консультации – это такая же обычная работа преподавателя, как и проведение лекций и практических занятий. Студент должен уяснить, что чем чаще он обращается к преподавателю за консультацией, тем успешнее материал будет освоен. Однако при этом он должен показать и свою работу над трудным вопросом, так как только тщательное и скрупулёзное изучение материала приводит к положительным результатам.

Завершается изучение спецкурса зачётом, проводимым по всему его содержанию. Студент на зачёте должен помимо ответа на вопрос показать связь изученного спецкурса с другими дисциплинами, свободное владение юридической терминологией, должен уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам экономической преступности в России.

При подготовке к зачёту следует руководствоваться программой учебного курса, которая определяет объем требований к обучающемуся, полнее использовать конспекты лекций, практических занятий, другие письменные материалы, составляющие личный архив студента. Необходимо помнить, что зачёт проводится по всей программе, а не только по тем темам, которые были изучены на лекциях или практических занятиях.

Рекомендуется составлять краткие либо развёрнутые планы ответов на основные вопросы программы спецкурса, на контрольные вопросы по учебной дисциплине. Эти планы и записи, просмотренные ещё раз перед зачётом, помогут закрепить недостаточно усвоенный материал. Особое внимание нужно обратить на пробелы в знаниях, на трудные дискуссионные вопросы. Их можно разрешить во время групповых и индивидуальных консультаций на кафедре уголовного права и процесса.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.