Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаманский дар в представлениях тувинцев






 

— Я с большим удовольствием отвечаю на Ваши вопросы. Анну Васильевну Смоляк-этого знаменитого ученого, скромного человека я видел в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Она мне помогала в выборе литературы в области шаманства. Я сердечно благодарен этой русской женщине, которая занималась и занимается проблемой шаманства народов Сибири.

Монгуш Борахович, в предисловии к Вашей книге " Тувинские

шаманы", которая была издана в Москве, написано, что Ваша бабушка

была шаманкой. Вы унаследовали ее шаманский дар?

Да. Чтобы Вы в этом не сомневались, скажу, что когда мне было

девять лет, я бегал босиком по снегу. Люди очень боялись за меня. Тогда

пригласили шамана (бабушку МБ). Куулар Хандыжап, в народе ее звали

Улуг-хам - великий шаман - сказала: этот мальчик будет шаманом

родина икнжнизлм • тувя

от источника - родника. Там она провела обряд и сказала: этот мальчик будет связан с небесами, - когда гроза будет, берегите

 

его, когда наводнение будет, следите за ним: это будет очень опасный удар для малыша. Когда его потрясет, он будет по моим стопам идти -шаманом будет. Я вырос, меня отправили в школу. Я встретился с бабушкой-шаманкой через много лет, когда в 47-ом году после школы приехал в родное село Хондергей.

Однажды просыпаюсь и слышу, родители говорят: "...Он поедет в Россию, а... (речь идет о бабушке Хандыжап) вот поймают, опять судить будут. Вот дорога... пусть он возьмет другого коня, черного. А вот гнедого - пусть на нем он съездит. Надо возвращаться по горам, по тропинкам охотников, а по дорогам нельзя".

Ночью, действительно приехал он с этой шаманкой. Она была уже бритая, седая, высокая. Большая. Бубна не было у нее, у нее было зеркало. Она вела камлание ночью и сказала: " Ваш сын поедет. Ему в течение четырех лет не положено возвращаться. Пусть он там будет. Если он через два года вернется, его ждет самое плохое".

Я приехал в Ленинград и в течение четырех лет я домой не возвращался. Занимался переводами, писал роман, переводил Библию -потом сам сжег. Сейчас очень сожалею. Однажды я показал своему профессору Жирмунскому. Он говорит: " А у вас есть шаманская религия? " Я молча не отрицал. Конечно, мы все были скромными. " Вот она - да, будет работать. А Библия - она переведена на все языки мира. Ваша родная - это шаманская религия. То, что создано тувинским языком - это ваше сокровище, подумайте об этом".

В молодые годы я еще занимался переводом Корана, но не публиковал - все-таки это другая культура, эта культура рождена другим языком. Еще я переводил некоторые изречения Будды. Эта культура нам знакомая.

Расскажите, пожалуйста, о судьбе Вашей бабушки-шаманки.

У нее самая трагическая судьба в жизни женщины-тувинки. У

меня есть документы. Я хочу показать на примере одной женщины, как

тувинский народ пострадал.

Моя бабушка Хандыжап родилась в 1885 году 12 июня, скончалась 20 июня 1963 года. Она три раза сидела за решеткой. Первый раз - в 32-ом году за то, что она шаманка. У нее все конфисковали и лишили избирательных прав. Второй раз ее оскорбили - судили в 38-ом году. В 38-ом году здесь проходил сход контрреволюционеров - изменников и предателей, японских шпионов. А ее сын был образованный человек, был послом в Народной Республике Монголии. Судили за то, что ее сын оказался " японским шпионом". Тогда ей дали пять лет, с 38-го по 41 -ый.

Когда я читал, какие связи она знала своего сына с японскими шпионами. На самом деле она сына тогда не видела - он был в Монголии, японцев она не видела, японского языка не знала. Это была какая-то глупость.

В третий раз она пострадала - стала жертвой коммунистической идеологии 27 сентября 48-го года ее арестовали. Арестовали за то, что она обслуживает больных детей, " проводит работу против советской научной медицины", она хранительница шаманства, значит, приносит государству большой-большой вред! Я читал документы - она не

^признавала себя виновной. Бабушке было 65 лет. Ей дали - вот ^советский закон - 15 лет! Отправили ее через Саяны. В лагерь - в55

Черногорку, под Абаканом. Там один мужской лагерь, один - женский. Она там сидела. Старуха, бабушка - советская власть дает ей за то, что она шаманка, что она вела шаманский обряд лечения - 15 лет!..

Вот ее фотография, лагерная.

У нее конфисковали имущество. А детям шаманки запрещено было ходить в школу: а девушкам, которые достигают совершеннолетия, запрещено было выходить замуж, а сыновей, если они достигли совершеннолетия, заставляли работать только там, где строительство дорог, школ. Вот какая была судьба этой женщины. Это она мне предсказала великое будущее.

Вы больше не видели свою бабушку?

Она была там в лагере, под Абаканом. Был такой случай. Однажды

я остановился в Абакане Я был там поездом, у меня было четыре часа

свободного времени. Я лег и заснул на вокзале. И кто-то меня сапогом

ударил очень грубо - крепкий человек, около двух метров. Плохо

говорит по-русски. Вижу: человек с другой стороны Саян. Даю ему

деньги. Он обрадовался и говорит: " Я оттуда, с Черногорки".

Познакомились и он говорит: " Дед остался дома. Он мне отправлял

табак и продукты. А однажды я ничего не мог получить. Сказали, что

там старуха-шаманка есть, к ней можно обратиться. А она говорит мне:

твой дед жив, не волнуйся, он только через речку перекочевал. Еще,

говорит, посылка придет, только мне оставьте чайку, табаку. (Она курила

- МБ). Я принес ей, что она просила, когда получил посылку, она очень

обрадовалась.

Потом она меня вызывает и говорит: " Скоро все вы будете освобождены, пойдете домой - я одна останусь. Я сон видела. Серебряным солнце было, потом янтарным солнце было, потом солнце стало черным-черным. Потом красная река пошла, черное солнце раскололось на две части. Там, где раскололось, красная река пошла. Потом пошел серебряный дождь. Опять появилось светлое, светлое-пресветлое солнце. Скоро человеку со званием будет очень плохо, конец будет". (Это про главу государства она так сказала - МБ).Через два дня по радио услышали, что Иосиф Виссарионович Сталин заболел. Она предсказала. И он скончался.

А потом всех ребят освободили досрочно, а она осталась - у нее 15 лет.

Попутчик вот еще что рассказал. Однажды там русские женщины говорили, что есть вот такая старуха. Там был генерал, начальник тюрьмы с неизлечимо больной девочкой. Пригласил старуху. Ребенок умирал, а она излечила, и ребенок здоровым стал. Начальник тюрьмы помог ей досрочно освободиться - так отблагодарил. На своей легковой машине он проводил ее до города Читана, и там она просила его остановиться. А начальник тюрьмы и шофер поехали обратно.

На другой день она пришла к реке и стоит: " Сейчас мне нельзя через реку переходить". И она отрезала кусочки кожи от сапог и бросила в воду. Пришла в юрту знакомых людей и заснула - умерла, даже не доезжая до родного дома. Вот такова судьба этой бабушки.

- Еще у Вас был кто-то из шаманов в Вашем роду?

PC ЛИНИ ШЯ1ИЯНИЗАМ • ТУПЯ

- Еще был Дулуш Дондук. Он был шаманом, был их

кузнецом. Ровесник моему отцу. Он сделал серебряный плащ -I

это подарок от Тувинской народной республики для Сталина.

 

Такой он был мастер. А потом его заставили работать на стройках за то, что он шаман.

В 29-ом году проходил восьмой съезд Тувинской народной рабочей партии, на котором было решено было окончательно ликвидировать шаманов и монахов - и шаманство, и буддизм. Эта идеологическая работа началась в 1929 году. А по переписи 1931 года нас было 725 шаманов, настоящих шаманов, о судьбе которых мы не знаем: одних расстреляли, другие за решеткой поумирали. А тогда тувинцы были малочисленным народом - где-то 48 тысяч человек. Одна средняя семья -это где-то 7-9 человек.

Как Вы считаете, за счет чего сохранилось тувинское шаман

ство?

...Даже когда мы были в составе Советского Союза, журналистов

сюда не пускали. Мы жили совершенно изолированно. Поэтому

тувинское шаманство сохранилось в первоначальном виде.

Монгуш Борахович, а много настоящих шаманов до наших дней

сохранилось?

Из самых старых шаманов у нас осталось всего 11 человек Одна

старуха, которой было 84 года, проживала там, где село Кунгуртуг,

около Монголии - в этом году она скончалась. Я не мог туда поехать, по

состоянию здоровья - там высокогорье. О ней создали фильм

американцы. Эту работу сделал финский профессор Хельмо Лапполай-

нен. Копии я не имею. Он хотел копию сделать, но скончался. Я с ним не

имел никакого контакта.

Это знаменитая старая шаманка. Здесь у нас началась коллективизация - отсюда она ушла в Монголию. А в конце 40-х годов там началась коллективизация, и оттуда она ушла и осталась на границе жить. Там вела камлания по-тувински и по-монгольски. Она девять раз рожала. Осталась в живых одна дочь - образованная, институт окончила, работала председателем сельсовета. В этом году она скончалась. Вот такова судьба.

Из современных шаманов у нас немного настоящих, где-то в пределах 130 человек. Но там есть другие, я их не считаю - пусть они там еще проходят обучение, опыт набирают.

130 - это те, кто прошли посвящение?

Да, которые имеют право совершать мистерии.

А вот те старики, которые дожили до наших дней, из них можно

кого-то назвать?

Одного могу назвать сейчас, это село Хандылаты Юрского района.

Ему в этом году 90 лет

Он все еще шаманит?

Он шаманит. Он очень уважаемый. Он был здесь, и, на всякий

случай, я с ним сфотографировался. Он самый старый.

Он далеко живет?

Недалеко: утром отсюда отправимся, вечером там будем.

Камлание можно совершить на любом языке или же только на

тувинском?

- На любом языке, потому что шаманом может быть человек ^любого этноса, любой нации. Шаманство - это частица & |человеческой природы. Эта телепатия, эта энергия есть у каждого57

человека, у каждой нации: и у англичан есть, и у немцев есть. Правда, они цивилизованные страны, они слишком далеко вперед ушли, а корень шаманства тут остался.

У вас все шаманы обычно работают с бубном?

Можно с бубном, можно с атрибутами, культовыми предметами

работать.

Какими атрибутами?

Там они разные: шаманское зеркало, есть шаманская палка... Есть

другие атрибуты. Вот, например, у меня - это шкура налима, это очень

хорошо. Например, у людей бывает ненормальный сон - бессонница. С

помощью этой кожи сделаешь компресс, и сон придет. Будет гармония

кровообращения. Также из этой шкуры будет клей. Тувинцы же

кочевники, а у кочевника должно быть седло, а закрепить его надо клеем

из шкуры налима. Этот клей не боится влаги.

Я, конечно, как мужчина не сделал описания шаманских атрибутов - это женское дело. А так их много - энциклопедию надо делать. Про травы-то я написал книгу. Вот- лекарственные травы (показывает недавно изданную книгу на тувинском языке).

Вы давно занимаетесь траволечением?

Я в молодые годы был костоправом, младенцев принимал у

беременных женщин. Мой отец был профессионал в этом деле.

И вот русские спецы плохо знают расположение младенца. Там три положения: нормальное, ненормальное и поперечное. Я, например, сразу чувствую.

 

Вас сейчас приглашают роды принимать?

Одни звали меня в прошлом году. Приехали. Одна старуха прямо

падает, плачет. Они не говорят, а сидят плачут. Я пригласил одну женщину,

спрашиваю: в чем дело. Она говорит, что молодая женщина в роддоме

уже три дня лежит, рожать не может. Врачи говорят, что не только

младенец, даже мама умрет, операцию будем делать, может, для спасения.

Ну, я сразу гадаю - и рожать будет, и ребенок будет! А потом в марте

месяце приходят они с подарками: " У меня сын хорошо растет. Как Вы

сказали, так и было". Вот так тоже бывает.

Какие болезни Вы чаще всего лечили?

Мне приходилось часто встречаться с ненормальными людьми, с

сумасшедшими....Очень хорошие шаманы так поумирали у нас - они

принимали лекарства и умирали

Вы хотите сказать, что шаманов лечили как психически больных?

Они, врачи-психиатры, и сейчас не понимают, что это будущие

шаманы. А лекарства (психотропные препараты) попринимал - уже

все.

Можно было избежать вмешательства медицины, если у человека

появлялись признаки " шаманской болезни"?

Если ко мне придут, то я скорее отправляю к знакомому шаману.

А если туда (в больницу) попал, то уже все - человек больным будет: ни

шаманом, никем не будет - просто больным.

После того, как бабушка предсказала вам шаманское будущее,

испытывали ли Вы какие-то необычные ощущения, то,

называется измененными состояниями сознания?

Два раза. Осенью и весной.

 

В чем это выражается?

В очень дурном состоянии. Иногда я даже в течение двух-трех

дней не ем ничего - не хочется.

Бывали ли у Вас при этом какие-то видения?

Один пример. Но это у каждого шамана - тайна. Я собирался на

Тайвань. Оформил документы, должен был приехать туда через девять

дней. И тут, когда шел, около почты, мне было очень странное видение:

я видел нечто чрезвычайно яркое на небе. Я очень легко себя почувствовал:

мне очень легко было, по-моему, даже ноги не прикасались к земле.

Пришел домой: я не поеду! Мои домашние не возражают. Билет сдал.

Потом в тот день - когда должен был прилететь туда - на Тайване

произошло величайшее землетрясение. Это я предчувствовал.

Предчувствие у меня всегда есть.

Оно выражается в том, что Вы видите какую-то картинку или это

ощущения какое-то?

Иногда заочно ощущаю, иногда даже вижу. Но я никому не

говорю - не хочу людей напугать.

А если Вы предвидите негативные события в жизни другого че

ловека, вы его предупреждаете об этом?

Один молодой человек работал главным редактором издатель

ства. Там сидит женщина-корректор. Я сказал, что в этом году этому

вашему главному редактору желательно только дома сидеть: спать,

никуда не выходить. Она посмеялась надо мною. Потом, примерно через

два месяца, он исчез - его труп нашли где-то там на берегу.

У меня предчувствие это от самого рождения.

Это не связано с бабушкиным посвящением? Это врожденное?

Бабушка находит человека с шаманскими качествами. Любой

шаман будущего шамана находит.

Какие-то признаки говорят о том, что человек будет шаманом?

Или тут просто срабатывает предчувствие старшего шамана?

Я собирал материалы, но об этом никогда не писал. Необык

новенный человек, который отличается от своих товарищей, св

ерстников, первый признак дает после трех месяцев после зачатия, а

потом через пять месяцев, потом через семь, потом, когда появится на

свет. Как он ведет себя? Либо тихо, либо с криком, либо со сном - там

разные есть признаки. Необыкновенный человек всегда дает свой сигнал,

свой необыкновенный характер. Нормальный человек ничего не дает.

У нас, у тувинцев, другое понятие о зарождении будущего шамана. Может быть, это более древние, архидревние источники понятий о зарождении будущего шамана. У нас так говорят: если женщина забеременела, прошло три месяца, тогда уже начинаются первые признаки движения будущего ребенка, если первое движение будет очень резким, ударным - это необыкновенный ребенок. Так предполагают: возможно, что он будет человеком необыкновенным или, по крайней мере, шаманом будет. Это срок трехмесячный.

Потом есть второй период - пятый месяц. Тогда ребенок как будто уже совершает движения: то ли поперечные, то ли кругом. И мамам очень трудно спать, очень трудно ходить, мама себя чувствует очень ' ^тяжелым человеком, это тяжесть от ребенка. Обычный ребенок Атакую тяжесть никогда не проявляет родной матери - у нас так

говорят. Такой ребенок тоже будет в будущем необыкновенен. А на нашем языке он наверняка будет и шаман. Так мы понимаем.

Седьмой месяц - это месяц у нас необыкновенный: когда будущий ребенок как будто с мамой встречается - очень ласковые движения, очень резкие движения. От поведения мамы очень многое зависит: если мама радуется, ребенок тоже радостным движением выражает свои радости, если мама огорчается, ребенок совершает резкое движение. Этот ребенок по уму, по таланту отличается: это необыкновенный ребенок, наверняка он будет шаманом. Так мы понимаем.

Девятый месяц - это срок рождения младенца. Когда первые схватки завершаются, мама в себе чувствует страшные боли, и она даже готова орать, кричать, плакать. Очень тяжело. Тогда приглашают по нашему обычаю самых хороших костоправов, которые знают приемы родовспоможения, приема младенца. Мы всегда приглашали не монахов, а хороших костоправов, народных знатоков. Костоправами были и наши шаманы.

Ребенок рождается. Он кричит и плачет так, будто весь мир слышит: это голос будущего шамана.. Только что родившийся ребенок по-нашему имеет возраст один год. Этот ребенок плачет сильно почти каждой ночью и родным покоя не дает. Ребенок будет периодически плакать. Сосет -плачет, сытый - плачет, проголодался - тоже плачет. Так до трех лет. По-европейски - до двух лет. Тогда он как будто успокаивается. Все равно он ведет себя ненормально: либо он хнычет, либо он обижается, либо он ругается, вредничает. Вот такие признаки у нас есть.

Есть и другие признаки. Например, пятно, родимое пятно. Эти пятна бывают у младенца, например, на плечах. Это признак того, что когда-то отца, либо мамочку задела энергия от черного неба. Значит, этот ребенок будет шаманом небесного происхождения - это частицы Черного неба.

До семилетнего возраста будущий шаман все равно себя показывает. Он видит то, чего его товарищи не замечают, он слышит голос, который не слышат его простые смертные товарищи. Иногда он с кем-то будет разговаривать, хотя такого человека нет для простых смертных - его не видят, а такой человек есть. Это - признаки будущего шамана.

Еще процесс идет с девятилетнего возраста. По-нашему к этому времени мальчик уже почти самостоятельный человек, девочка уже настоящая помощница для матери. Очень ловкий мальчик либо очень ловкая девушка. Делает все очень аккуратно, быстро, мастерски, очень хорошо. И все-таки этот мальчик, эта девушка отличаются от других. Допустим, зимой мальчик будет ходить босиком по снегу, ноги у него не мерзнут, не замерзают. Он летом любит ходить босиком. Вообще, летом босиком ходить - это наша медицина. Человек получает громадную энергию от Матери-земли, и эта энергия дает человеку не таланты - мальчик будет очень здоровым, крепким и хорошим.

И он либо питается водою, то есть любит пить воду - обычно предпочитает чай попить, организм у него другой. Это - тоже сила будущего шамана.

Лет 13-ти, это у нас уже завершающий возраст, по-русски это 12 лет (когда у нас первый период человеческого возраста/^ завершается, человек уже показывает, кто он такой, к чему!

 

способен: охотник отличатся чем-то, шаман тоже отличается, рядовой человек скотовод тоже отличается) обычно они ведут себя очень спокойно. А вот, допустим, из сорока ребят-мальчиков, только один будет отличаться, не больше. И он будет шаманом.

А есть другие признаки: каким он будет человеком-шаманом. Когда до 13-летнего возраста у мальчика нет таких символов, таких знаков, тогда символы проявляются в трех моментах: когда ему будет 25 лет, когда ему будет 37 лет, когда ему или ей будет 49 лет. По-разному. Если он тогда не встречается ни с какими необыкновенными людьми, он не будет никогда шаманом.

Это возрастные признаки. Я говорил от рождения до 13 лет. А это другие периоды от 13 до 25, от 25 до 37, от 37 до 49 - и конец. В эти периоды человеческого возраста проявляются шаманские признаки. У нас так принято. Правда, об этом никто не скажет, это наша наивная тайна, а я Вам изложил.

- Есть ли другие признаки принадлежности к шаманам?

-А больше шаманских признаков не будет. Но есть другие символы - каким будет шаманом. Иногда человек, с отклонением от нормальных людей, либо куда-то ходит, либо где-то бывает: в лесах, в горах, - куда-нибудь уходит - тогда он встречается с другими представителями звериного мира, небесными явлениями.

Приведу один пример. Еще до моего рождения у нас в селе Хондергей был знаменитый шаман Донгак Кайгал. Он отправился на охоту и к костру, к шалашу не вернулся. Искали товарищи-охотники - не могли найти. Первый день прошел, второй день, третий... Потом его старший брат нашел его под лиственницей. Лиственница была поражена молнией, и он тоже стал жертвой молнии. Он живой был, но без языка, без движения. Его с величайшим трудом брат нашел. Немедленно пригласили шамана, он там совершил обряд. Шаман говорил, чтобы пострадавший купался в холодной воде. Туда его водили, он там купался и оживился, как будто нормальным человеком стал. Шаман сказал: его поразил удар небесной волны и у него открылся шаманский дар, он будет шаманом. Так он стал великим шаманом, очень интересным шаманом, который показывает такие приемы: может " отрубить" человеку голову и показывать, а человек не умирает; он пронзает кинжалом в грудь себя, кинжал насквозь проходит, он ведет камлание - он не умирает (кинжалом его ударит другой человек); он может заставить другого человека, чтобы он его стрелял в грудь - человек стреляет, а он падает, кровь течет, а не умирает...

Еще он может достать во время шаманской мистерии вещь - человек потерял либо вчера, либо три года тому назад, либо десять лет какой-нибудь атрибут, может быть, аркан, может быть топор, а он может достать во время мистерии. Это все потому, что ему помогает могучая таинственная сила, которую он получил от неба. В этом смысле есть у нас понятие " шаман небесного происхождения"

- В своей книге " Тувинское шаманство" Вы рассказываете о шама

нах не только небесного происхождения...

- Есть и другие шаманы. Вот у нас была шаманка Сегельба. ^Женщина-шаманка. Я видел ее, у нее на лбу черное пятно было. I Люди уважали ее, боялись. Она умеет говорить со всеми зверями,

 

со всеми домашними животными, знает язык птиц: если ворон кричит так - она скажет, что возможно будет буря, если ворон кричит этак, она скажет, что, возможно, будет и снег. Это шаманка не небесного происхождения, а от духов земли и воды, потому то, что здесь на земле происходит, она все знает.

Эта шаманка может встречаться с духом давно умершего человека. А давно умерший человек у нас с рядовым простым смертным человеком тоже встречается - у нас это обычное явление. Сорок лет тому назад человек умер, он каким-то всадником показывает себя и исчезает. Конечно, наука отрицает такие явления в области шаманизма, тувинского шаманизма. А практика тувинского шаманства абсолютно не отрицает. Эти необычные явления бывают. Это тоже связано с явлением шаманов особого рода - шаманов от духов земли и воды.

Потомственный шаман - это другая категория. Там не сразу появляется мальчик-шаман, шаманка-девушка. Эта традиция будет продолжаться в течение нескольких поколений. Будет пятое поколение, седьмое, даже девятое... Тогда вдруг рождается мальчик, который похож на шамана-дедушку. Либо девушка рождается после девятого поколения, которая очень похожа на маму-шаманку или на бабушку-шаманку. У нас это обычные признаки. Эта традиция до сих пор продолжается.

В книге Вы рассказываете также о другом явлении: об общении

шаманов с духами природы...

Есть другое явление. У нас был человек Сарыгыр Тапойо. Он

встречался с Русалкой. Он играл там, где берег реки, весной и там

встретился с несказанной красавицей. Играл каждый день, потом они

прощались, а куда она уходила, он не знал. Другие заметили, что вдруг

он стал совсем другим человеком, не кушает, работает пастухом, очень

любит ходить на речку, ни с кем не разговаривает. Почему он не ест,

родители знали. Пригласили шамана Донгака Байрана, все рассказали.

Шаман совершил мистерию и прогнал красавицу-русалочку. Однако он

не стал шаманом и живым остался. Он слышал разговоры невидимых

людей, видел давно умерших людей, знал заранее, что будет, когда. Если

бы великий шаман не совершил мистерию, наверняка он стал бы жертвой

этой красавицы-русалочки и давно бы погиб.

Что представляют собой ваши русалки?

Русалочка (Агустаж) - у нас это понятие женское. Красавица.

Там есть сыпучий песок. Там - они, в громадной белой юрте. Иногда эта

юрта появляется. Однажды я сам видел. Это дворец великих степных

Русалочек, вернее, речных, потому что там река Енисей. Они там

собираются Вечерами они играют там по берегам реки. Под утро они

там собираются. Около этой юрты всегда стоит красавец-конь. Там они

завтракают, пируют. Они хорошо поют, эти песни могут слышать

обыкновенные люди. Но кто с этой Русалкой близко встретится, он от

этой связи никогда не уйдет, по крайней мере, у него сердце будет по-

другому стучать, он будет себя чувствовать по-другому. А тувинцы

такого человека называют не шаманом, а сумасшедшим, говорят, что

его испортила эта неслыханная красавица.

А черти у нас есть, они нехорошие. Эти черти в каждом районе есть, они водятся в степи или вечерами играют там на./ кладбище. Черти группой бывают, бывает и одинокий черт. Есть! ] шаманы от рода чертей. Они очень смелые, очень нахальные, -«-

роотм шйомнизтя - тувя

оаиня шяомнизом-ттея

 

резкие, порой очень грубые эти чертовы шаманы. Это пятая категория шаманов. Это связано с архидревним понятием познания тувинцами разных явлений природы.

Как становятся шаманами из рода чертей? С чертями, как с

Русалочкой, надо встретиться?

Был такой факт. Очень хороший был табунщик. Однажды к нему

пришли два всадника - очень нарядные, красивые, на хороших конях:

" Нам нужен один человек, прекрасный всадник. Наш вожак вас

приглашает, мы поедем туда". В один миг он где-то очутился... Вдруг

всадников нет. Он не помнит, как приехал домой, к стоянке. Но он уже

ведет себя совершенно ненормально. Это заметили. Тогда пригласили

шамана, тот определил, что табунщик уже поражен магией шамана от

рода чертей и будет шаманом от рода чертей. Так он и стал шаманом

чертового рода. Он был очень знаменит, долго жил и умер. Умер очень

загадочно, говорят. Вечером жена доила корову, а ему очень хочется

туда, где он был у чертей. Он сходил туда, пришел домой, около юрты

упал и, слова не сказав, умер.

Да, у нас таких шаманов много, они водятся.

Чертовы шаманы делали плохое людям?

Они тоже помогали людям, хорошо поражали вора. Например,

моего коня кто-то украл, я приглашаю шамана из чертового рода - он

посылает туда своих невидимых разведчиков или разведчиц, а они

поражают этого человека, который совершил воровство. Или его конь

будет убит, или его самого парализует - это метод чертова шамана.

Вот у нас в стране закон есть: нельзя обманывать, нельзя воровать. А у нас воруют. Но если шаман сказал - тут уже нельзя воровать! Это, видимо, национальная специфика, национальное восприятие. Может быть, даже мировоззрение. Поэтому, чтобы тувинцы избавились от пьянства, от воровства, от наркотиков разных, тут образованный юридический закон не работает. А вот традиция шаманской культуры, шаманской этики - это поможет.

Монгуш Борахович, в шамановедении есть представление о том,

что у шаманов были небесные супруги, то есть в роли супругов выступали

духи. Есть ли такие представления у тувинцев? Вы рассказывали о

встречах с Русалкой, например...

У нас есть такое понятие: есть шаман, все равно, какой категории,

он без любви жить не может, хотя у него есть жена, есть дети... Это,

видимо, наша родословная традиция. А вот бывает так. Один пример.

Один охотник оказался на северных Саянах - это территория Сут-Хольского района. Однажды он возвращался к костру и на пути нашел белую юрту. Там живет обыкновенная красавица-женщина, одинокая. Она заваривает чай, он попил чай, вместе с ней там ночевал. И после этого почему-то охота у него была всегда удачная.

Товарищи не знали, думали: он совсем исчез, пропал. Однажды он увидел, что вот эта красавица-женщина грудь вытаскивает и оттуда выжимает молоко и им чай заваривает. Он сразу догадался, что это не женщина, и поскорее вернулся домой. Приехал: дома - и жена, и дети. А он-то совсем другой, необыкновенный. У него и обоняние очень

юммшиммплм-пм

% хорошо работает: " У вас что-то там горит, у вас что-то неладно! " f Ведет себя очень капризно. Он не говорил, что там где-то за горой63

есть красивая юрта, что там есть женщина, с которой он встречался, ночевал до тех пор, пока она не показала грудь с молоком. А потом он стал шаманом, причем необыкновенным: всякие болезни излечивал, он даже мог вызвать гром, град, бурю, потому что встретился с Хозяйкой Высокой Горы. У нас такое бывает в жизни.

Шаманам часто является приведения. Для каждого шамана, независимо от категории, будь он небесным шаманом, потомственным шаманом, от духов земли или воды, будет ли он шаманом от рода чертей, будет ли он шаманом от рода красивых Русалочек.

Одна шаманка была, она еще жива, в Тоджинском районе живет. Возвращались люди как-то по горной дороге. Мотор испортился, машина стоит долго. Холодно сидеть в машине. Вдруг она через окно видит: рядом стоит волк. Соседу говорит: " Вот стоит рядом волк. Где твоя винтовка? " Он говорит: " Волка нету! " Она: " Вот стоит! Где твоя винтовка? " " С ума сошла, что ли? Нет волка! "

Она смотрит, а этот волк превратился во всадника: он сидит на коне, очень нарядный: серебряными звездами сверкал, и очень красивые сапоги тувинские, пояс очень красивый, шелковый - и то ли стоит, то ли висит - ног не видно. Когда водитель молотком ударил в это - и коня, и всадника нет, человека нет, волка нет. Потом они нашли фонарь и пошли смотреть - никаких следов нет, это - настоящее привидение.

Это место очень чистое экологически, неиспорченное место -привидения бывают там, где чистый воздух, чистая погода... А вот здесь, в городе - сейчас нет. Раньше и здесь привидения часто бывали. Видимо, привидения бывают там, где чистейшая небесная энергия падает. Только там.

Что я рассказал - правда. С этой женщиной я был в Бельгии. Я там читал лекции. Она жива и здорова. Чигжит Татьяна. Молодая способная шаманка. Это очень интересно. Это ведь современность. О прошлых примерах я не говорю.

Как Вы относитесь к понятию " шаманской болезни", использу

емому в шамановедении? Мне кажется, что далеко не у каждого шамана

была эта " шаманская болезнь", кроме того, это не соотносимо с болезнью...

Вы правильно думаете: болезнь и поведение - это две разные вещи.

Поведение ребенка отличается от других. Это значит, он другой человек.

Ребенок прыгает, падает, иногда даже в обморок падает. Это не болезнь,

это у него сверхчеловеческая энергия. А больной человек шаманом небудет. На нашем языке такого понятия нет - " шаманская болезнь". Это

ученые еще начала века написали, а потом это словечко пошло гулять по

всем странам.

Вероятно, какие-то черты поведения иногда воспринимались как

болезнь.

В таком духе - да. Со стороны это могло восприниматься как

болезнь, что этот человек либо ненормальный, либо дурак. Я этого не

отрицаю. А как болезнь в натуральном виде - я этого не чувствую.

Поведение шамана связывают с так называемым измененным

состоянием сознания...

Я совершенно согласен и с таким понятием, потому что у нас

шаманы некоторые во время истерии могут даже снять сапоги,

РОЯИНЙ ШЯПМНИЗОИ - TVM

они доходят до такого физического состояния, что будут/f танцевать по костру босиком. Это обычное дело. Например, в|

 

Хайтын-Тайге был один человек. Он всегда показывал такое. Приглашают его - он зажигает костер и проглатывает огонь. Во рту у него огонь горит, а он песни поет. Люди смотрят - одни боятся, другие молчат, третьи удивляются. Этот человек уже переходит в другое состояние -его уже огонь не берет.

- Вероятно, то же самое бывает, когда человек переходит в состояние

ясновидения. Вчера я наблюдала, как работает Аида Захарова... Видимо,

это связано с определенной работой мозга?

Именно. Вот когда мы проводим семидневку, сорокадевятку,

годичный обряд2, мы со стороны умершего человека получаем сигнал.

Он простым языком не говорит. У нас существуют таинственные сигналы.

Еще у нас существуют таинственные привидения: в какой одежде, в какой

рубашке он погиб - это сигнал...

Шаман, чтобы уловить эти сигналы, осажен войти в какой-то осо

бое состояние?

В обычном состоянии ничего не получается тогда.

Как осуществляется переход в эти необычные состояния? Что

для этого должен делать шаман?

Вам ни один шаман об этот не скажет. Для него очень важно,

когда этот человек скончался: утром, вечером, ночью, - какой смертью:

естественной или стал жертвой ножа, пули. Начало хорошенько надо

знать. Начало - это уже все. Оттуда все это пойдет.

У нас сигналы разные. Утром по-разному, вечером по-разному Вечерние сигналы очень-очень ударные, чувствительные. Ночные сигналы неспокойные. Утром - сигнал редкий, но очень точный. Днем - слабенький. А вообще, я не знаю, вот мои предки были неграмотные веками, но они знали девять планет. Вот представьте себе, знали: где-то там Солнце, Венера, Юпитер. Хотя они не видели, а вот по ударам небесной энергии они это хорошо чувствовали. Сейчас мои шаманы очень хорошо это чувствуют. К нам идут удары от Черного Неба. Хотя мы живем - не видим, а они видят: где-то там есть Черное Небо. Оно разгневается -обижает очень страшно. Обижает и Солнце, и Луну... Это могучая энергия, так давит! Поэтому наводнение будет, поэтому такой снегопад будет. Вот люди это знали, особенно шаманы, они были большие профессионалы.

Вы считаете, что раньше люди жили в контакте с природой и

потому лучше воспринимали ее сигналы?

Мои предположения, мои знания такие скромные. Раньше славяне

также хорошо чувствовали, как в настоящее время тувинцы чувствуют

природу. Потом у вас пошла другая цивилизация, особенно после

принятия христианства началось величайшее градостроительство... Вот

эта культура отделила вас от способности без техники, без телескопа

чувствовать - от самой природы. А до нас эта культура еще не дошла, не

доходит. Вот именно такая природа, такое познание загадочных явлений

природы - эта культура у нас сохранилась, потому, что здесь земля не

испорчена фабриками, заводами, воздух не испорчен. Это зависит все от

состояния природы.

ролння ШЯОМН1ШИЯ - ТУПЯ

Американцы мне сказали все это так сохранить, больше здесь \не строить многоэтажных домов, электростанций... Я правитель-|ству тоже рекомендовал, выступал там. Американцы мне ' предлагали сохранить в чистоте тувинские земли, чтобы здесь

было место для любого шаманского путешествия.

Монгуш Борахович, как Вы относитесь к идее американцев о

том, что каждый человек может стать шаманом, если он будет развивать

с помощью специальных техник свои способности?

У меня понимание другое, потому что я - человек из практики.

Каждый народ не лишен таланта, возможности, чтобы народ имел

представителей шаманства. А каждому человеку шаманом быть нельзя.

Каждому человеку быть знатоком шаманских приемов можно: он будет

воображать, он будет подражать шаманам, но у него таинственных

сигналов не будет.

- То есть это будет внешнее подражание шаманству?

-Да-да-да.

А как Вам нравится идея посвящения в шаманы? Вот, например,

Майкл Харнер в свое время посвятился в шаманы у индейцев и считает

себя настоящим шаманом.

Я тут, наверное, отрицать не буду. Шаманом может быть человек

любого этноса. У нас даже были шаманы, которые получали посвящение

у других народов. Это явление обычное, это отрицать я не могу. Поэтому

когда другие к нам приезжают, они проходят тут практику, я им даю

справку.

Я заметил, что люди из Европы - у них очень хорошая практика для создания гармонии и еще у них есть очень хорошие приемы, чтобы восстановить тех людей, у которых депрессия. У них большой опыт. А у людей, которые вот с ума сходят, такие вот тут: наверное, тувинские шаманы великие мастера. У других я не видел этого приема, хотя там хороший шаманизм есть. Надо, чтобы опыт тувинского шаманства здесь другие изучали. Каждый шаман должен быть музыкантом. Я ноты не читаю, на пианино не играю, но, допустим, слух у меня музыкальный.

Человек с этим талантом должен родиться или он у него может

развиться после того, как он стал шаманом, например, в результате

встречи с Русалкой или еще как-то?

Вот встреча с кем-то, с Русалкой, допустим, это уже точка

открытия. А талант, способности у него должны быть от самого

рождения. Допустим, Вы весной посадили арбуз, он растет, растет,

растет, а когда наступил август, он уже такой круглый и дальше расти

нельзя, его надо разрезать и покушать. А вот шаманская энергия, я же

Вам сказал, у кого-то она открывается в семь месяцев, у кого-то в сорок

девять месяцев, у кого в семь лет... На основании этого можно сказать,

что каждому есть время быть шаманом. А приемы шаманские - каждому

можно изучать, можно осваивать. Это хорошо. Шаманская мистерия -

это безлекарственное лечение: это очень хорошо - человека не испортишь.

Монгуш Борахович, скажите, у шамана, помимо музыкальных

способностей, должен быть поэтический дар? Ведь он слагает алгыши

свои, когда камлает?

Да! Вы совершенно четко чувствуете. Вот я сейчас читал труды

наших великих ученых, и западных... Они признают, что шаман - это

поэт, он сам сочиняет свои песни, шаман - это музыкант, потому что он

мелодии свои сочиняет в такт своих песен. Шаман - это поэт,

шаман - это композитор, шаман - это исполнитель-артист, /

причем он универсальный артист одиночного номера. Если здесь \

один шаман будет вести мистерию, тувинцы в театр не пойдут!

 

Во-первых, потому что у него всегда бывает зрелищный эффект, во-вторых, у него - пожалуйста, мелодия, музыка.

В истории человечества шаманский бубен будет занимать самое почетное место: это, может быть, древнейший, архидревний музыкальный инструмент человеческого рода. Бубен - это король всех музыкальных инструментов. После бубна там будет гитара, и скрипка будет, и виолончель. А бубен - это первый музыкальный инструмент, потому что он своим звуком быстро-быстро проходит по лесам, по горам. Раньше у нас телеграфа не было - звук бубна был для нас всегда сигналом сбора, для радостных и грустных известий.

- Значит, бубен у вас раньше использовали для передачи сигналов,

какой-то информации?

-Да.

Монгуш Борахович, Вы камлаете с бубном или нет?

Неплохо. Но я не веду прием. Я слыхал своих знаменитых шаманов

- их мелодии до сих пор по-разному звучат у меня в ушах Звук бубна не

однообразен, он разнообразный.

У каждого шамана существует свои собственный вариант испол

нения?

-Да.

Когда шаман исполняет алгыши, это всегда импровизация или он

может повторять то, что раньше сам сочинил или другие сочинили?

Знаете, каждый шаман должен в высшей степени владеть

импровизацией - без этого он не шаман. Он сам придумывает. Конечно,

он знает какие-то строки, строфы, но в основном свои гимны он уже сам

сочиняет. Есть коронованные гимны, они всегда встречались у всех

шаманов. Это не воровство, это встречается у всех шаманов, например,

в культовых обрядах. Например, культовый обряд, посвященный

рождению младенца, посвященный духам родной речки, посвященный

старой стоянке, где родился, где родился твой отец, твой дед... Мелодия

по-разному звучит. Мелодия - это наша невидимая книга. К сожалению,

наука еще не успела сохранить мелодии наших шаманов.

У вас, помимо шаманов, есть еще много лекарей. Повсюду висят

объявления о приеме. Что это за лекари?

У нас, у тувинцев, шаман - это универсальная личность. Я тоже

чувствую и разбираю лекарственные травы. Могу установить диагноз

по поведению домашних животных, диких животных. Пока таких

шаманов мало, но старые есть. Они умирают. Это великая тайна, они не

сообщают, не оставляют потомкам. Если шаман не будет заниматься

лекарством, то для тувинского общества он уже не шаман. Для тувинцев

шаман - это универсальная профессия. Для нас - это профессия. Он знает

свое дело.

Как работает обычно шаман-лекарь?

Все это по-разному. Он обычно работает по периодам года: по

лету, по осени, по зиме, и тогда травы, домашние животные, птицы

хорошо помогают ему. Вот, например, в этом году для нас, для тувинцев,

очень хорошо собирать орехи. В этом году орехи дают очень хороший

^импульс, очень хорошее лекарство и для нервной системы. В этом ^году очень хорошо получить у кровь от диких зверей: чистую ^кровь косули, козерога, медведя. Наши хорошо знают и отличают

 

кровь: она грязная или чистая. Это очень хорошее лекарство. Конечно, для научной медицины это дикость. Еще очень хорошо в этом году помогает всякий сбор ягод. В этом году можно даже, когда поедешь на охоту, не брать чая - там дикие растения, все они питательные, чистые, хорошие, они лекарства.

Немецкие ученые просили меня открыть: какие лекарства, какие корни используются. Обычно мы не читаем лекции, но я подумаю. Для нас это составная частица нашей шаманской профессии. В этом году все-таки нам хорошо помогает небо: планеты, солнце, луна. Мы заранее это чувствуем: еще что-то будет. Работайте с нами, это интересно!

Как Вы относитесь к тем целителям, которые не являются

шаманами?

Они шаманы. Только они подраздел шаманов. Например, я Вам

сказал, я неплохой костоправ, неплохой врач, принимаю роды. Казалось

бы, к медицине я не имею отношения, а по нашей древней специализации

это - наша профессия. Есть еще шаманы, которые хорошо умеют пускать

кровь, кровопускание у животных и у людей - это тончайшая профессия.

Правда, этим я не владею. У меня был один такой шаман, но, к сожалению,

он умер.

Чтобы пустить кровь - плохую или чистую, - шаман должен смотреть на ладонь: там же все написано. Конечно, я изучал восточные дисциплины в Ленинграде, но у них другое понятие. Я практик. Я сразу вижу, кто он такой, этот человек, и как долго он будет жить..

Значит, тувинский шаманизм включает все разновидности лекарства?

Да, все разновидности лекарства. И еще мы очень хорошо ставим

диагноз.

У вас в городе предлагаются по рекламе какие-то совсем не шаманские

методы: гадание на картах, гадание на домино. Как Вы к этому относитесь? Это мы не признаем. И шаманы этим не занимаются. Хочу Вам

сказать, что тувинский шаманизм - это совершенно непочатый край

человеческого знания. Для нас шаманизм - это наша Академия. Академия

нашей древней цивилизации.

Как Вы считаете, можно ли пообщаться с теми немногочисленными

шаманами-стариками, которые, как Вы говорите, еще живут в отдаленных

районах? Может быть, можно кого-то из них пригласить к нам на симпозиум?

Вряд ли. Народ напуган. Шаманов, как я сказал, уничтожали Это

рана, из которой еще до сих пор сочится кровь...

Как Вы смогли собрать в " шаманские дома" так много шаманок,

в том числе и из отдаленных районов?

Я чувствую, у кого есть дар, способности, и приглашаю их

работать. И этого мальчика (кивает на Кара-оола Тюлюшевича Дончук-

оола, руководителя " Дунгура") я нашел, и Аи-Чурек... Аи-Чурек - сильная

шаманка...

Сколько всего сейчас шаманов в шаманских объединениях4?

Так... Там - 15, здесь - 2, в " Джунгаджар" - 35, а там, значит, 40...

Так... Ну, 110 примерно. Это в " Тос-дээр", " Салангыр", " Бубен" (" Дунгур" 5)

и " Джунгаджур" (" Зеркало"). Родной отец - это " Бубен" (" Дунгур"), все

они оттуда отпочковались. Раньше у моих шаманов была избушка,

РОДИНЙ ШЯШНИЗШ - TVM

они приезжали из районов, там ночевали (в " Доме шаманизма"). А сейчас у моих шаманов избушки нет, они бездомные остались..

Уже второй год6.

Что важно для Вас в Вашей практической работе, когда Вы ведете

прием?

По нашей древней традиции важна моя планета. Планета - это

важно. Вот девушка пришла ко мне - она тоже моей планеты. А до

этого был другой, с другой планетой - я даже не мог выдержать. Я

примерно за сто метров могу предчувствовать, с кем я встречаюсь:

отрицательным или положительным, сразу понимаю. Это культура от

моих родителей, от моих предков. Мы по планетам всегда работаем.

Как гадатель и предсказатель, что Вы можете сказать о нашем

времени, о том, что нас ждет?

По-нашему есть Кара дээр - Черное небо. Очень далеко находится.

Это небо может проглотить все горы, даже города. Оно в этом году

бомбит нашу землю, наше солнце, луну. Это был очень коварный год.

Он уходит По-нашему, это Черное небо без дна, там далеко-далеко есть

какие-то дыры. Если энергия Черного неба ударит кого-либо, он будет

великим шаманом, шаманом небесной красоты - у него такая энергия

будет. В этом году вообще господствует Черное небо над всем. Это

одинаково будет для всех. Когда Черное небо злорадствует, гневается,

беда происходит на земле, там где океан. Там, где север, будет жар, в

теплых краях могут быть даже снега. Все изменяется. И характер человека

изменяется. Вот такой год у нас идет. В этом году много жертв будет,

больше, чем на войне - от разных стихийных бедствий Для нас этот год

- самый жестокий, самый коварный, еще хитрый год: друг может

обманывать своего друга.

Беседовала Валентина Харитонова,

сотрудник института Этнологии и антропологии РАН

Зоя Самдан,

кандидат филологических наук,

заместитель министра Министерства культуры

и по делам национальностей РТ,

ведущий научный сотрудник ТИГИ РТ

ЖИЮЕСОКЮВИЩЕШАМАНИЗМА

Первая часть статьи «Хранитель ценностей» опубликована в журнале «Башкы», 2000 г., № 2; вторая - «Кудесник волшебной избушки в газете «Тувинская правда «от 11 апреля 2ООО г.

«...Когда я больше занимался наукой, то был моложе. А когда переставал заниматься ею, становился старше. Это веяние вечной молодости в науке всегда ощущал даже физически. И если я прожил столь долгую жизнь и написал столь много сочинений, то лишь потому, что меня всегда тянула к себе вечная молодость. Потому вот мой завет: если хотите быть вечно молоды, всегда старайтесь служить вечной молодости в науке. И тогда сколько бы вы ни жили, вы всегда будете чувствовать себя вне ^возраста».

шялмнизгиа • TVBct

/А.Ф. Лосев/

69 1.ХРАНИТЕЛЬЦЕННОСГЕЙ

Живет среди нас человек, убеленный сединами, охваченный думами

- хранитель материальных и духовных ценностей в прямом и переносном

смысле. Большую часть жизни Монгуш Кенин-Лопсан проработал в

музее, собирая и охраняя бесценные сокровища многих поколений

тувинского народа, что само по себе великое дело. Однако он не просто

хранитель этих ценностей, а еще и их собиратель и исследователь.

В духовной жизни каждого народа есть только ему присущие феноменальные явления, вызывающие чувство особой гордости. У тувинцев такими необычно яркими проявлениями национальной самобытности стали шаманизм, горловое пение (хоомей) и камнерезное искусство (чонар-даш). Эти три неповторимые грани души и психологии, этического и эстетического самовыражения тувинца с точки зрения традиционного мировоззрения всю жизнь изучает Монгуш Кенин-Лопсан. Он и сам по себе уникум тувинской действительности, выходец из шаманского и сказительского рода, писатель и ученый. Правда, писатель и ученый в одном лице встречаются у многих народов. У казахов, например, такими являются Олжас Сулейменов и Мухтар Ауэзов, у бурят - Доржу Банзаров, у якутов - Гавриил Ксенофонтов, у хакасов -Николай Доможаков и так далее.

Имя Монгуша Кенин-Лопсана известно не только в Туве, но и за ее пределами. В этом году, 10 апреля, аксакалу тувинской литературы и науки, выразителю и хранителю тувинского народного духа исполнилось 75 лет.

2. ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР

Первым тувинским романистом его признали народные писатели Ю.Ш. Кюнзегеш, С.А.Сарыг-оол, ведущий критик А.К.Калзан. Его поэзию и прозу исследовали Д.С.Куулар, Ч.Ч.Куулар, М.А.Хадаханэ. О значении его литературных и научных трудов высоко отзывались А.Ш.Баир, Ш Ч.Сат, М.С.Байыр-оол...

Многогранную творческую деятельность Монгуша Бораховича предопределили, конечно же, природный дар и упорный труд, а также его эпоха, его счастливая человеческая судьба. Поколение Кенина-Лопсана пережило все основные вехи исторических перипетий народной жизни XX века. Как пишет он в книге «Традиционная этика тувинцев», фундамент человеческой личности формируется в первые 13 лет. Его детство прошло на берегу поющей реки Хондергей, точнее ее притока Чаш-Тал. В семье из десяти дочерей и пяти сыновей в типичных условиях кочевой жизни, в окружении первозданной природы и поэтически одаренных родственников он рос любознательным, наблюдательным, но в то же время закаленным в труде и испытаниях мальчиком, который носил древнейшее сказочно-родовое имя Тас. Его окружали родственники из знаменитых сказительских и шаманских родов. Бабушка Тор-лаажык - ходячий календарь, народный метеоролог; дедушка Келдегей

- искусный лучник и быстроногий бегун; мать Сендинмаа - исполни

тельница народных песен, сказительница; отец Бора-Хоо - неутомимый

охотник, костоправ, знаток народных преданий и благопожеланий. К

отцу он питал, пожалуй, самое сильное чувство.

РОДИНА ШЯОМНКЗАМ - TVBfl

Первые революционные стихи его тети Донгак Барыкаан, | частушки сестер Чылбаккай и Севил-Дарый, учительство в ликбезе, 70

встреча со Степаном Щипачевым, участие в семинаре молодых писателей, переезд в Кызыл, учеба в национальной школе-интернате и литературный кружок Р. Р Бегзи, знакомство с «Образцами...» Н.Ф.Катанова и многие другие события стали как бы мостом, приведшим его к следующему важному этапу жизни - учебе на восточном факультете Ленинградского университета.

М. Кенин-Лопсан оказался одним их тех студентов, которым посчастливилось попасть в первую в истории тувинскую группу, набранную корифеем тюркологической науки В.М. Наделяевым. Не каждому суждено слушать одновременно лекции нескольких ученых-тюркологов с мировыми именами, таких, как С. Е. Малое, Н. А. Кононов. Особо теплое и гордое чувство через всю жизнь он пронес к В. М. Жирмунскому, своевременно направившему его по единственно верному пути. Выпускник ЛГУ сначала преподавал в педучилище, потом около 10 лет был редактором в книжном издательстве, а с 1964 года и по сей день работает в Национальном краеведческом музее имени Алдан-Маадыр.

Вся дальнейшая творческая жизнь М.Б. Кенин-Лопсана оказалась настолько многогранной, что хочется образно назвать его человеком-оркестром. В этом «оркестре» участвуют самые разнообразные инструменты человеческой души: тончайшая мелодия игила - его лирическая поэзия; проникновенный напев бызаанчы — романтическая проза; переливчатые лимби - великолепные рассказы для детей; бархатное звучание шоора - фольклорные записи; тревожно зовущие ритмы шаманского бубна - этнографические исследования... Лейтмотив этого оркестра -гимн гению простого тувинского народа.

История быта, нравов, обычаев тувинцев, их психология и душа выразились в творчестве Кенина-Лопсана. Как поэт, публицист и прозаик он составил своеобразную художественную летопись жизни тувинского народа. Кенин-Лопсан, представитель второго поколения тувинских писателей, достойно продолжил начатое С. Пюрбю, С. Сарыг-оолом и О. Саган-оолом. Он автор девяти романов, в их числе тетралогия, или, как сам Монгуш Борахович называет, этноэпос «Юрта табунщика», около двух десятков сборников поэзии и прозы. Он перевел произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Байрона, Гейне... Собрание его сочинений выходило дважды: двухтомник в 1975 и более полное - в 1993 году. Это на родном языке, а на русском произведения Кенина-Лопсана вышли в семи книгах.

Основные этапы истории Тувы в эпоху обновления и испытаний -революционные перемены, переходила оседлость, коллективизация, участие в Великой Отечественной войне, годы репрессий, формирование тувинской интеллигенции - все нашло отражение в его поэзии и прозе. Писатель создал неповторимые образы простых людей: Саадака в романе «Настигающий птицу», Кулча в «Гордости женщины», Баштак-оола, Черзи в «Танце козерога», Дембилдея, Дуруяа, Ирбиштея в «Юрте табунщика»...

мировоззрение тувинского народа.

Своеобразие прозы Кенина-Лопсана заключается в том, что в ней фактографически точню, этнографически выпукло, композиционно контрастно, с романтическим пафосом, в особой опосредованной автобиографизма воссоздано традиционное

 

Цикл его рассказов и сказок для детей - миниатюрные художественные исследования, отличающиеся живописными описаниями природы и животного мира, с глубоким проникновением в психологию детской души.

Эссе о народной песне «Межегей» (1993 г.) - настоящий образец художественной критики, свидетельствует о редчайшем публицистическом даре писателя, у которого, к сожалению, не остается времен для этого жанра.

На длинном творческом пути Кенина-Лопсана было и немало препятствий. В череде многих повседневных преград (отказ в работе, «непущение» за границу, молчаливое игнорирование...), пожалуй, две все же оставили глубокий след в его сердце. Первая - в течение 10 лет, с 1955 по 1965, задерживали выход его первого романа. Вторая - его исследование тувинского шаманства вплоть до 1982 года встречало упорное сопротивление со стороны партийных властей, расценивалось как пропаганда пережиточной религиозной идеологии.

3. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

В так называемые годы перестройки в судьбе, писателя произошли кардинальные изменения. Наконец-то он постепенно освободился отпартийной опалы как человек, якобы являющийся рупором пережиточной религиозной идеологии. М.Б. Кенин-Лопсан набрал как бы «второе дыхание». На этом этапе он раскрылся больше как ученый. Разумеется, это были всходы предыдущей многолетней научной работы. Этнограф, шамановед, мифолог, этнопедагог, искусствовед, краевед, фольклорист - он работал более чем с тысячью информаторами, переложил в литературные произведения эпос «Танаа-Херел» и богатырскую сказку «Хайындырынмай Багай-оол». Участвовал также в написании «Очерков тувинской литературы». Опубликовал уникальнейшие «Тувинские шаманские алгыши», собранные им в течение всей жизни; исследования «Обрядовая практика тувинского шаманства», «Магия тувинских шаманов». Защитил диссертацию по теме «Сюжеты и поэтика тувинского шаманства» и стал кандидатом исторических наук.

Собранные, исследованные и опубликованные им материалы получили широкий резонанс в общесоюзных и международных научных кругах. Эти материалы - бесценный кладезь, богатейшие источники для будущих исследователей, «пища для нескольких десятков диссертаций.

Шаманизм как религия, как психология, как образ жизни, все больше привлекает внимание современных ученых не только как реликт для изучения традиционной культуры народов, но и как путь познания человека и мира. В этом отношении опыт Кенин-Лопсана - носителя, собирателя и исследователя шаманизма - факт, конечно, феноменальный.

В 1993 году под руководством М. Б. Кенина-Лопсана в Кызыле прошел Международный семинар шаманов и шамановедов, во время которого его доклад «Координаты души у тувинцев» и вся его шамановедческая деятельность были высоко оценены. Американский фонд исследования шаманства присвоил ему в 1994 году звание «Живое сокровище шаманизма» (таких людей во всем мире только четыре) и назначил ежегодную стипендию. Действительно уникальное^ явление - чтобы живого человека, а не какой-нибудь там| археологический, исторический или фольклорный памятник, \'

 

назвали сокровищем мира. Это звание он, конечно, заслужил всей своей жизнью.

Еще одна важнейшая страница его научной деятельности - это этнопедагогика. Изданная в 1994 году Институтом усовершенствования учителей первая часть его книги «Тыва чоннун бурунгу ужурлары» («Древняя этика тувинского народа»), а также вторая часть этого многолетнего труда ученого «Тыва чанчыл» («Традиционный образ жизни тувинцев»), изданная в 1999 г. в издательстве «Новости Тувы» -поистине неординарные события в педагогической жизни республики. Значение этого труда для воспитания подрастающего поколения, да и для взрослых, пока еще недооценено. На мой взгляд, эта работа своей актуальностью, системностью, и действенностью заслуживает присуждения его автору Государственной премии Республики Тыва. Но жаль, что для научных трудов такая премия пока не установлена.

Эту работу, так же, как и его рассказы для детей, необходимо, по моему мнению, включить в школьную и вузовскую программы.

Искусствоведческий очерк «Волшебник» (1976г.) и роман «Танец козерога» о народном мастере-камнерезе Монгуше Черзи и коллекция его малой пластики в музее, исследования о жизни и творчестве мастеров-камнерезов Хертека Тойбу-Хаа, Раисы Аракчаа, Донгака Окаанчика, Саая Когела и других раскрывают нашего юбиляра и как опытного искусствоведа.

Среди важнейших экспонатов тувинского музея особое внимание хочу уделить одной уникальной находке М.Б. Кенин-Лопсана, В 1972-1974 годах он выявил и доставил из пещер далекого Кунгуртуга редчайший памятник мирового значения. Это " Ганджур" в 108 томах пекинского издания на санскрите. Аналогичными экспонатами могут гордиться лишь немногие музеи и институты мира - Пекина, Улан-Батора, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ. Может быть, под влиянием этой находки и написал этнограф Р. Итс историко-фантастическую повесть «Стрелы немой скалы», одного из главных героев которой так и зовут -Монгуш Кенин-Лопсан.

21 января 1997 года в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), под научным руководством доктора исторических наук, профессора Д.Г. Савинова, М. Б. Кенин-Лопсан успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Проблемы этнографического изучения тувинского шаманизма. По материалам шаманского фольклора» и стал доктором исторических наук.

В 1998 году начал публикацию романа-эссе «Буян-Бадыргы» на страницах газеты «Тыванын, аныяктары». В 1999 году в г. Москве в издательстве Трансперсонального Института он издал монографию «Тувинские шаманы».

В марте 2000 года М. Кенин-Лопсан в конкурсе, организованном газетой «Центр Азии», признан победителем в номинации «Человек века».

«Пятилетка» М.Б. Кенин-Лопсана с 1995 по 2000 годы была ознаменована также его непосредственным выходом на международную научную арену. Он побывал по приглашению с лекциями и

^докладами во многих странах Европы - в Австрии (1996 г.); в ipj |Швейцарии, в Этнографическом музее г. Антверпен (1996 г.); США

" (1998 г.). Доктор Кенин-Лопсан участвовал в международных

 

выставках и вернисажах с выездной экспозицией тувинского национального краеведческого музея им. Алдан-Маадыр по теме «Шаманы в Центре Азии. Мифологическое наследие тувинского народа». С этой выставкой в 1998г. в Бельгию выезжала делегация из Тувы под руководством д.и.н. Кенина-Лопсана. К открытию бельгийской выставки была издана книга-каталог с цветными иллюстрациямиЮ. А. Косарькова «Очарованный шаманом. Шаманизм в Туве», куда входит статья М. Кенин-Лопсана «Мифологические корни тувинского шаманизма». Выставка демонстрировалась также в 1999г. в Германии (г. Бремен). Доктор выступал с лекцией «Символика шаманских атрибутов» в Берлинском университете.

В организации и проведении этих выставок неоценимую помощь тувинской делегации оказали зарубежные коллеги.

Самым практичным и талантливым организатором выставки М. Кенин-Лопсан называет нашу землячку, бывшую сотрудницу тувинского музея, воспитанницу восточного факультета ЛГУ, тибетолога Риту Сумбаа, проживающую в Германии. Большую благодарность он выражает мужу Риты Сумбаа, востоковеду и талантливому переводчику Штеффену Ундерлиху (к сожалению, безвременно ушедшему из жизни после того), а также этнологу из Бельгии Ян Ван Алпену.

5. КУДЕСНИКВОЛШЕБНОЙ ИЗБУШКИ

Помимо своей научной и творческой деятельности М. Б. Кенин-Лопсан продолжает приносить неоценимую практическую помощь всем страждущим. Нескончаемый поток посетителей из кожуунов, сумонов и городов Тувы - шаманисты и буддисты,.учителя и научные сотрудники, писатели и художники, приезжие и путешественники - все идут к нему, кудеснику, в его волшебную избушку за помощью, консультацией, спасительным советом. Не зря народ называет его «знатоком тувинской души». Не это ли настоящее народное признание?!

С этой точки зрения он, как кудесник, и его избушка, как волшебная ниша, олицетворяют собой своего рода визитную карточку, духовные ворота Тувы. Древнее китайское изречение гласит: «Продолжительность времени определяется, нашим восприятием. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир».

С другой стороны, как все-таки этот образ кудесника в избушке ярко характеризует наш местный менталитет?! Парадоксально то, что «живое сокровище шаманизма», действительный член Нью-Йоркской АН, Народный писатель и человек века РТ большую часть жизни проводит в ветхой избушке, расположенной в ограде музея, принимает там самых разных людей со всех концов света. Каждый раз, посещая избушку, воспринимаю его «апартаменты» как немой укор всему нашему народу за его близорукость, за его небрежное и наплевательское отношение к своим подлинным ценностям, к своему национальному достоинству.

|(даМ113|ИЙ-ТУВЯ

А сокровищница целого народа в легковоспламеняющемся^ бревенчатом доме-старожиле?! И прихожу к печальному выводу: | как бы ни была неуживчива и капризна шаманская психология, ^ ему все же помогает его духовная одержимость лосевская:

 

 

мысль, неутомимая натура краеведами ученого.<






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.