Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Куда зовут бубны.






 

Старший научный сотрудник Тувинского национального музея имени Алдан-Маадыр, обладатель звания «Живое сокровище» Американского фонда шаманских исследований, народный писатель Тувы, доктор исторических наук М. Б. Кении-Лопсан сравнительно недавно вернулся из командировкив Германию с группой тувинских шаманов. О поездке, об этих мгновениях уходящего года с ним беседует наш корреспондент.

Почему визит опять в Германию?

Потому что пригласил писатель, журналист и фотограф,

руководитель шаманов Западной Европы Пол Уккусич. Там работает

___^21деление Американского фонда шаманских исследований, возглавляемый большим другом тувинских шаманов профессором Майклом " Харнером.

Величие Тувы мы заметили на чужой земле, в более развитой стране. Оказывается, раньше зарубежные специалисты изучили труды наших ученых прошлого и советского периодов. Они знакомились с природой тувинского шаманства поверхностно, без языковых материалов. Ведь, например, без знания русского языка нельзя понять русскую душу в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.

В Скандинавских и других европейских странах, в Соединенных Штатах знают хорошо мои диссертации - кандидатскую «Сюжеты поэтика тувинского шаманства», докторскую «Проблемы

 

практика и фольклор тувинского шаманства», «Магия тувинских шаманов, «Алгыши тувинских шаманов» и «Тувинские шаманы», в которых убедительно раскрыта первозданная природа тувинского шаманства на языковых - фольклорных материалах.

Конечно, шаманство было у многих народов. Однако высокоразвитая цивилизация прошлых лет, особенно XX века, основательно разрушила первозданный мир шаманства у разных народов нашей планеты. Советский Союз, особенно Тува, до 26 августа 1991 года были в большой степени изолированы от внешнего мира, к тому же наша республика - труднодоступный регион для иностранцев. Словом, центр Азии является единственным местом в современном мире, где первая религия человечества — шаманская — сохранилась в первозданном виде, и эта культура создана гением наших предков.

Почему немцы приглашают именно тувинцев?

Когда вышла книга «Алгыши тувинских шаманов», западные

ученые сразу же заметили, что этот древнейший жанр, о котором можно

читать в классических трудах наших предшественников, оказался живым,

то есть поэтические гимны живут в сердцах тувинцев, их здесь создает

каждый шаман - мужчина или женщина. Итак, перед всеми цивилизован

ными странами вдруг появились наши шаманские гимны, это было

открытием истока духовной культуры тувинского народа — древних

жителей центра Азии. Тувинское шаманство исключительно разнообраз

но и богато. Порядочный человек не должен забывать родную мать -

так же любая нация, уважающая свою духовную культуру, не должна

хоронить шаманскую религию, материнскую для человечества.

Сколько шаманов в Германии?

Шаманские общины созданы в Германии, Швейцарии, Австрии,

Бельгии, Франции, Дании, Чехии, где ныне организованно действуют

свыше 600 человек. Их руководитель Пол Уккусич, который был сопред

седателем международного форума шаманов и шамановедов в 1993 году

в Кызыле. Тогда зарубежные участники встречи убедились, что в центре

Азии живет народ, сохранивший шаманство в колыбели духовного

развития человечества. И это частица мировых сокровищ. Наши немецкие

друзья читают и изучают гимны тувинских шаманов. Они берут у наших

земляков уроки шаманских мистерий, посвященных культовым и

лечебным обрядам. В этом международное признание древних секретов,

которыми так мастерски владеют тувинские шаманы.

Кто ездил вместе с вами?

Я получил персональное приглашение, сам выбрал участников

встречи. Это ответственный работник Аппарата правительства

республики Любовь Хертековна Тас-оол, кандидат химических наук.

Она нам очень помогла в 1993 году в том, чтобы впервые в истории

тувинского общества удачно прошла встреча тувинских, европейских и

американских шаманов и шамановедов. Моя любимая переводчица

Ролланда Николаевна Конгар, шаман старшего поколения Сарыглар

Дуктуг-оолович Борбак-оол, среднего -костоправ Николай Мунзукович

Ооржак и молодого - Нина Васильевна Сырат.

РОДИ Ни uwrtWHIWlW - TYM

У каждого шамана было по два бубна и комплект шаманс одежды, потому что зрелищный эффект имеет привлекательное/ притяжение для зрителей и начинающих шаманов. Наши земляки

роаиня шялммизом - тувя

достойно вели себя и на семинарах показывали самые разные приемы для больных, для мистерий и для культовых обрядов. Немецкие шаманы -среди них были учителя, историки, врачи, коммерсанты, путешественники, туристы, спортсмены, служащие, купцы и простые люди - внимательно все впитывали.

Где вы побывали?

Наш маршрут получился длинным: Кызыл, Новосибирск, Мос

ква, Гамбург — там Этнографический музей, морской порт, сельцо Прой-

це, Международная выставка развитых стран мира в Ганновере, Экспо-

2000, Хорн-Бад Майнберг, торжественный обед и дружеская встреча с

бургомистром этого города Блоком, священное место Екстарнштайн

на 143 гектаров, пещера, где жили первобытные люди, а тувинские ша

маны провели освящение Дуба в знак встречи с жителями этого священ

ного места. Здесь найдены атрибуты немецких шаманов древности. Еще

- село Оберау с гостиницей «Эдельвейс», где мы остановились, дальше -

Олимпийская деревня в городе Гармиш-Партенкирхен, Мюнхен, Москва,

Красноярск и Кызыл. В каждом месте, где мы останавливались, прохо

дили семинары тувинских шаманов для европейцев. Сначала я читал

для них лекции, затем в трех группах наши шаманы вели практические

приемы для коллег из Европы, также для клиентов. В день мы работали

по 8-10 часов.

Какие лекции вы прочитали?

Готовился тщательно. Темы следующие: «Мифологическая

история тувинцев», «Письменная история тувинцев», «Особенность

тувинского шаманства», «Истоки тувинского шаманизма», «Атрибуты

тувинских шаманов», «Культовые обряды у тувинских шаманов»,

«Похороны умерших тувинцев», «Лечебные обряды тувинских

шаманов», «Душа чело века у тувинцев».

Какая встреча осталась в памяти?

Дорога привела нас к Олимпийской деревне в Гармиш-

Партенкирхене, построенной еще в 1936 году. Здесь, у подножия немецких

Альп, проходила 11 -я конференция международной гуманной медицины.

Под термином «гуманная медицина» подразумевается шаманская

мистерия. Собрались представители 29 стран мира, в том числе США,

Швейцарии, Западной Германии, Колумбии, Австрии, Тибета,

Монголии, Перу, Мексики, Кореи, Непала, Голландии, Турции,

Австралии, Западной Африки, и российских Якутии и Тувы.

Никогда не забуду 27 октября 2000 года. Мне предоставили честь читать лекцию «Черное небо в шаманской мифологии у тувинцев» в Доме конгрессов. Ведущий организатор конференции господин Дитер Райхерт оперативно собрал переводчиков на английский, немецкий и французский языки, так как пришло очень много людей. Мое выступление прекрасно перевела немка Изольда. Кончил говорить. Тишина. И вдруг овация. Аплодисменты. Три раза выходил на сцену, чтобы выразить благодарность моим слушателям. В тот день в Большом зале Дома конгрессов меня слушали около полутора тысяч человек. До моих ушей доходили слова высокой признательности: «Вы совершили подвиг», «Вы оратор от Бога», «Вы редкий человек». Думаю, что Хэти слова и признательность истоку духовной культуры Цтувинского народа, произнесенные европейцами. Признание53

величия древней культуры тувинского народа -это и признание величия России!

А в Москве запомнились встречи?

Конечно. В Москве нас встретили председатель исполкома Совета

Ассамблеи народов России Чимит-Доржу Байырович Ондар, замес

титель председателя исполкома Совета ассамблеи народов России Кара-

кыс Донгаковна Аракчаа. Как не радоваться моему старческому сердцу,

когда земляки-тувинцы работают на высоких постах в родной столице!

Они нас привели на встречу с Рамазаном Гаджимуратовичем Абдулатиповым — председателем Совета ассамблеи народов России, доктором философских наук и писателем из поселка Гебгута Гляратан-ского района Республики Дагестан. Рамазан Абдулатипов всех нас обнимал, как родных сестер и братьев. Мы сидели за столом, уставленным лучшими образцами дагестанской кухни, вели поэтизированную беседу.

Великая радость. Мне вручили диплом Ассамблеи народов России с таким текстом: " Награждается Живое сокровище тувинского народа, востоковед-шаманист, доктор наук Кенин-Лопсан Монгуш Борахович за большой вклад в сохранение национальной самобытности и укрепление единства народов России. Председатель Совета ассамблеи народов России Р. Абдулатипов. Октябрь 2000 г."

Благодарю судьбу, что мой тувинский народ через тысячелетия сохранил в первозданном виде исток духовной культуры — шаманскую религию в центре Азии. На память приходят стихи Александра Сергеевича Пушкина:

Откуда чудный шум,

неистовые клики? Кого, куда зовут и бубны, и тимпан?

Бубны тувинских шаманов зовут людей доброй воли к тому, чтобы каждый народ сохранил свой язык, свою веру и свою Родину.

Марина Кенин-Лопсан,

" Тувинская правда", № 142 от 30 декабря 2000 года


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.