Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вена знакомится с шаманизмом и атрибутами






 

В конце 1997 года в Бельгии была открыта выставка, посвященная шаманизму, большая часть экспонатов которой была из нашего республиканского краеведческого музея. Экспозиция в Этнографической музее портового города Антверпена действовала до весны 1998 года, имела большой успех, огромное число посетителей с интересом знакомилось с экспонатами.

После закрытия вернисажа выставка не вернулась в Россию, а " переехала" в Австрию, где осенью состоялось торжественное открытие выставки.

В Вену ездила небольшая делегация из Тувы, чьи расходы полностью оплатила принимающая сторона. Она принимала участие в презентации экспозиции " Мифологическое наследие тувинского народа. Шаманы в Центре Азии", приуроченной ко Дню независимости Австрии.

Корреспондент газеты " Тувинская правда" встретился с автором этой выставки, председателем объединенной религиозной организации шаманов Тувы " Тос Дээр", доктором исторических наук М.Б. Кенин-Лопсаном.

Какие встречи в Вене вам запомнились?

В жизни любого человека бывает особый день встречи или

прощания. 25 октября 1998 года состоялся вечер дипломатической элиты

- торжественный ужин для особо приглашенных людей: дипломатов,

ученых, администраторов.

В старинном здании, предназначенном когда-то для королей Австрии, ныне находится Этнографический музей красивейшей Вены. Ко мне неожиданно подошел посол России с женой и долго беседовал. Затем я познакомился с представителем нашего посольства, который отвечает за культурные связи и мероприятия. Директор Этнографического музея представил мне министра культуры Австрии. Эта дама королевского вида, очень высокая и очаровательная, разговаривала с каждым членом нашей делегации. Я очень радовался тому, что она знакома с моими трудами в области этнографии тувинского народа, мы дружески беседовали в тех залах, где были представлены экспонаты тувинского шаманства. Собрались художники, писатели, ученые и дипломаты.

Сердце мое вдруг почувствовало: какой древний мой народ, какая древнейшая культура сохранилась на моей земле, которой высокоразвитая Европа восхищается! Добрые слова о мифологической культуре тувинского народа там звучали на немецком, английском, испанском и восточных языках! Шаманская поэзия в тот вечер оказалась х сближающей силой народов Европы и Азии. Велика заслуга моего | народа, сохранившего давно уже исчезнувшую цивилизацию!

 

человечества - самый исток духовной культуры любого этноса.

— Кто сидел за вашим круглым столом?

— Мы, члены тувинской делегации, выбрали " северный" белый стол. К нам очень тихо присоединился филиппинский посол с женой. Да, оказывается, ужин из семи блюд готовил специально приглашенный русский повар высокой категории, хорошо знающий рецепты русской кухни прошлых лет для царского приема высоких гостей.

Директор Венского этнографического музея представлял всех присутствующих. Когда прозвучало " Представители Республики Тыва из России", все мы привстали в национальной одежде.

Этнографам известно, что на Филиппинах есть " хилеры", то есть шаманы, делающие операции бесплатно и без ножа, по-тувински " тудугжу хамнар" (строители-шаманы), поэтому послу этой страны интересно было с нами пообщаться. Мы познакомились, обменялись автографами. Оказывается, филиппинский посол заранее знал особенности тувинского шаманства. Может быть, потому он с нами был так близок и откровенен.

А русский посол?

Он чуть раньше с нами простился, потому что в одном театре в тот

вечер показывали музыкальное представление по произведению

Пушкина " Моцарт и Сальери", также он готовился к приезду Бориса

Николаевича Ельцина. Потом ведь в Вену прилетел глава нашего

правительства Евгений Максимович Примаков.

В Российской Федерации много коренных народов, которые

считают шаманскую религию своей исконной. Почему Запад, а также

Америка так интенсивно интересуются практикой тувинских шаманов?

— Западные и русские ученые всегда занимались проблемой

шаманства народов мира. Для зарубежных стран более или менее

известны характерные особенности шаманской практики тех или иных

народов разных континентов.

В XX веке они изучали и хорошо знакомились с трудами советских ученых, в которых шаманство как бы оказалось уже вымершим или частично умирающим под мощным воздействием коммунистического террора. Некоторые зарубежные ученые, журналисты и путешественники не могли добраться до Тувы в годы советской власти, потому они по-настоящему совершенно не знали природу тувинского шаманства и шаманизма нашей республики.

После того, как рухнул " нерушимый Советский Союз", в 1991 году, когда была образована Республика Тыва со своей Конституцией в составе Российской Федерации - путь к нам оказался открыт. В центре Азии сначала создали общество тувинских шаманов, ныке полным ходом работает их объединенная религиозная организация " Тос Дээр".

Метод изучения нашего шаманства коренным образом изменился. Например, в 1993 году в Кызыле успешно прошел Международный симпозиум тувинских и американских ученых-шамановедов и шаманов. Тогда для всего мира открылась древнейшая картина тувинского шаманства, характерная для духовной культуры первой цивилизация не только жителей Центра Азии, но и всех народов Земли.

Именно в Туве шаманство сохранилось в своем первозданном виде. Такая оригинальность и также универсальность нашего шаманства

^объясняются следующими факторами: республика была I изолирована веками от других разрушительных влияний на43

исконную культуру тувинцев. Все герои шаманской мифологии могли рождаться только на экологически чистой земле, то есть где вода чистая, воздух чистый, небо голубое. Отсюда разные категории тувинских шаманов, отсутствующие у других народов. Отсюда могучая шаманская поэзия, рожденная певучим глаголом. Сюжеты шаманских гимнов и мифов сохранились в " живом" виде. Поэтому и возник неподдельный интерес к этой теме.

Каково содержание венской выставки?

Идея ее создания принадлежит финскому профессору Хеймо

Лаппалайнену. Он лично познакомился с атрибутами шаманов Сибири

в разных фондохранилищах России. Когда он остановился в Кызыле,

его ждала коллекция загадочных вещей давно умерших шаманов Тувы.

И тогда он предложил мне написать научную концепцию мифологичес

кой выставки.

Итак, открылась экспозиция " Мифологическое наследие тувинского народа. Шаманы в Центре Азии". Для зарубежной выставки выбрано 200 предметов, начиная с находок из доисторических могильников, каменных стел и плит с петроглифами 2000-1500 годов до нашей эры и до шаманских костюмов, Атрибутов, амулетов Х1Х-ХХ веков. К открытию этого вернисажа в Бельгии, в портовом городе Антверпене, научный сотрудник Этнографического музея Ян ван Альфен выпустил красочный каталог на английском и голландском языках. С благодарностью отмечаю, что на презентацию данной выставки в Вене господин Ян ван Альфен прилетел и вручил нам " Книгу рецензий", посвященную нашей мифологической выставке в Бельгии.

Учёные Этнографического музея Вены выпустили этот же " Каталог" на немецком языке, что еще раз свидетельствует о большом интересе к древней и возрождающейся духовной культуре тувинского народа.

Как посещают в Австрии выставку тувинской мифологии?

Всем известно, что Вена — музыкальный город. В день открытия

нашей выставки в Большом зале дворца я читал лекцию " Тува, тувинцы

и тувинское шаманство". Эта встреча состоялась 26 октября 1998 года.

Моей переводчицей была австрийская немка русского происхождения

Изольда. Меня слушали 1600 человек. В другом зале очистительную

мистерию провел Николай Ооржак. Там собралось свыше 1000 человек.

Еще в одном зале демонстрировал свое горловое пение талантливый

артист Станислав Данма с дошпулууром. Его слушали тоже свыше 1000

человек. В первый день нашу выставку в Вене посетили 12400 человек.

Вот какой интерес в Вене к тувинскому шаманству!

Как вас встречают на Западе?

На Западе и также в Америке меня уважительно называют просто

" профессор Кенин-Лопсан", хотя на Родине не имею такого звания

официально. На Западе человека оценивают только по тому, что он

сделал для своего народа и для человечества. В Европе уже на страницах

прессы появился термин для меня " Тува М. Б. Кенин-Лопсана".

Что это значит?

Под этим подразумевается, что наш народ для своего человечества

сохранил в первозданном виде шаманство, магический звук бубна^,, ^

тувинского шамана как целительной мелодии, шаманские алгыши

как воссоединяющую силу народов мира. Тува — экологически^, ее* 8

 

очень чистая страна, где могут рождаться все герои шаманской мифологии. Тува - страна сказочных гор, поющих рек и широких степей, которая была скрыта для мира до 1991 года. Тува - это страна волшебных шаманов и знаменитых горловиков, каких нет в других странах.

Тувинский язык универсален, его носитель свободно может подражать голосам зверей, птиц и всех домашних животных. Я горжусь родиной, тувинской речью и могучими корнями моих предков -древнейших жителей Центра Азии!

Вы доктор наук, народный писатель РТ. Вас приглашают расска

зать о вашей зарубежной командировке где-нибудь?

Я тувинец по национальности и воспитан русской ленинградской

культурой. Я настоящий интернационалист. Когда меня приглашают, я не

отказываюсь.

После каждой командировки пишу отчет. К сожалению, его никто не читает, никто не публикует, меня ни школы, ни университет не приглашают. И даже Министерство культуры и Тувинский республиканский краеведческий музей имени «Аддан-Маадыр», где я работаю с 1966 года, не организуют встреч со мною, не узнают о международном признании древнего истока духовной культуры нашего народа. Как писатель я уже девять лет жду завершающей публикации моего романа «Дочь врага» на страницах журнала «Улуг-Хем»... Это очень печальный факт.

Какие новости встретили вас на родине?

Мы прилетели в родную Москву, там узнали, что наша землячка,

дочка поэта Алексея Хуурака, аспирантка Российской академии госслуж

бы при президенте Российской Федерации Татьяна Ондар в этом году

успешно защитила кандидатскую диссертацию " Психологические функ

ции шаманизма в современных социальных и политических процессах".

Когда мы остановились по дороге домой в Абакане, то узнали, что про

фессор Хакасского государственного университета имени Катанова, ав

тор замечательной книги " Этническая культура хакасов" Виктор Яков

левич Бутанаев руководит группой молодых аспирантов, среди которых

наша землячка Чойгана Монгуш, влюбленная в вековечное наследие на

ших предков. Так что изучение когда-то " закрытой" темы продолжается.

Если же говорить о выставке в Вене, экспозиция будет открыта для посетителей несколько месяцев.

Марина Кенин-Лопсан,

" Тувинская правда", 1998, Здекабря


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.