Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европа очарована






 

(Под таким названием была опубликована статья (вернее, записи с рассказа М. Кенина-Лопсана) Марины Кенин-Лопсан в газете " Тувинская правда" в рубрике: Человек с другой планеты. Мы предлагаем вашему вниманию переложение этой статьи - с позволения Монгуша Бораховича кенина-Лопсана и автора статьи.)

Двадцатый век - время огромных скоростей: как в сказке люди переносятся на огромные расстояния в считанные часы. Сегодня ты в холодном бесснежном Кызыле, но стоит сесть на ковер-самолет - и ты уже в ухоженном зеленом и теплом Антверпене. Чудо? Чудо!

Свершилось и еще одно чудо. В старинном бельгийском городе узнали о древней культуре тувинского народа. Благодаря созданию громадной экспозиции в Этнографическом музее портового города Антверпена. Устроители дали ей романтическое название " Очарованный шаманом. Шаманизм в Туве". В организации выставки самое активное участие приняли бывшая сотрудница Тувинского национального музея, воспитанница восточного факультета Ленинградского университета тибетолог Рита Петровна Сумба и куратор Этнографического музея Антверпена Ян Ван Алпен.

РОШНА UWrtM НИЗОМ - TVBfl

Подготовительная работа длилась два года. Предыстория этой выставки такова: в 1993 году в Кызыле проходил международный симпозиум-семинар тувинских и американских ученых и шаманов, к этому событию в республиканском музее была создана экспозиция " Шаманы в Центре Азии. Мифологическое наследие тувинского народа". Участники того симпозиума признали, что в Туве coxpa-/f нились древнейшие корни шаманства и тувинский шаманизм| отличается универсальным разнообразием, характерным для детства человеческой цивилизации.

Сразу же посыпались приглашения из разных стран мира показать эту экспозицию. Однако самым практичным и талантливым организатором выставки оказалась Рита Сумба, а выбор места сделал гость из Бельгии этнолог Ян Ван Алпен.

99% экспонатов выставки выбраны из коллекций Тувинского музея, оставшийся один процент — из Красноярского музея. Все материалы — подлинники, эстампажи-петроглифы из того места, где ныне находится Саянское водохранилище, шаманские атрибуты — бубны, колотушки, сапоги, головные уборы, предметы, используемые для проведения культового обряда. Например, для новорожденного младенца, минерального источника - аржаана, священной горы, переправы через реку, перевалы, через высокие хребты, шаманского дерева и древнего памятника кижи-кожээ (дословно - скульптура богатыря).

Культовые обряды, посвященные планетам, горам, рекам, источникам, детям, взрослым, священным деревьям, домашнему скоту с древнейших времен проводили в Туве шаманы, потому в шаманских гимнах или песнопениях родился, жил и живет исток духовной культуры тувинского народа — самого древнего в центре Азии.

Тувинские шаманы и шаманки были лекарями, певцами и музыкантам. Жанры алгыша - шаманского гимна является архидревним жанром устного творчества тувинцев. Музыкальное воздействие, зрительный эффект, танцевальное искусство, фокусы, которые показывает шаман во время мистерии, были своеобразным театром одного актера. Еще и поэтому в шаманских гимнах и мифах сохранилось духовное богатство наших предков, созданное ими веками.

Седой мир — мир шаманства — в полной мере сохранился в Туве. Это уникальное явление национальной культуры после 1991 года сразу же заметили ученые Америки, Европы и Азии, и создались благоприятные условия показать выставку тувинском шаманизме в Европе.

В состав делегации входили шаманка Татьяна Чигжит из Тоджи, заслуженный артист Тувы, исполнитель горлового пения Владимир Соян, куратор и руководитель научного центра по изучению шаманства при Тувинском национальном музее Людмила Салчак, фотограф Юрий Косарьков, художник Валерий Елизаров и доктор исторических наук Монгуш Борахович Кенин-Лопсан,

Открытие выставки состоялось в 10 часов вечера 21 ноября в Этнографическом музее Антверпена. С приветственным словом выступил бургомистр этого города и тепло встретил гостей. Господин бургомистр лично решил вопрос о финансировании выставки: это все расходы транспортировку экспонатов авиапочтой, создание самой экспозиции.

" Хочется выразить большую благодарность Штеффену Ундерлиху, - сказал Монгуш Борахович, - востоковеду и мужу Риты Сумба за то, что именно он сумел найти самый кратчайший вариант транспортировки и принял практическое участие в переводе текстов для пропаганды наших экспонатов".

На открытии вступила директор Этнографического музея

родиня шяпадмниия • тая

\ Антверпена и главный куратор этой выставки. Монгуш Кенин-Лопсан поблагодарил от имени тувинской делегации

бургомистра, директора и всех присутствующих гостей. На выставке собрались представители самых разных стран - здесь было больше 759 человек, что говорит о все возрастающем интересе и к выставке, и к традициям тувинского народа..

Всех покорило выступление Владимира Сояна, который изумительно исполнял горловое пение. " Когда вышла в национальном облачении шаманка Татьяна Чигжит, - рассказывает Кенин-Лопсан, -и провела культовый обряд, посвященный источнику - кургану аржаа-ну, всем эта мистерия показалась фантастической. Ее шаманские гимны я перевел на русский язык, а активист музея - на немецкий язык. Были и переводы на английский и другие языки". Монгуш Борахович сильно волновался, когда читал лекцию. " Шаманство - исконная вера тувинцев". После лекции было очень много вопросов, на которые наш ученый долго отвечал.

Лекции Монгуш Борахович читал в национальном костюме,, сшитом его сестрой Тас-Уруг, проводил экскурсии по выставке, и снова и снова отвечал на многочисленные вопросы.

В далекой Европе, в морском городе Антверпене Кенин-Лопсан еще раз в душе погордился за то, что его народ такой древний, сумел сохранить свою религию.

Благодаря мастерству фотографа Юрия Косарькова, история о том, как в Европе приняли выставку тувинских шаманов, останется в истории Тувы. Выставка длилась до 28 марта 1998 года. После закрытия, как было условлено в контракте, она должна была вернуться в Кызыл. Но, как сказал ученый, выставку хотели бы видеть и во Франции, и в Англии, и И талии. А вопрос этот зависит от Министерства культуры, туризма и кино РТ. " Есть формальные приветствия", - заметил Монгуш Борахович. Также очень много зависит от Министерства культуры РФ.

М. Б. Кенин-Лопсан подчеркнул, насколько грамотно провела рекламную работу принимающая сторона. Широкая реклама о выставке тувинских шаманов была проведена Яном ван Алпеном по радио, телевидению и в печати. Специально были изданы буклеты, плакаты, которые висели на всех улицах Антверпена. К приезду тувинских гостей выпустили большую книгу-каталог с цветными фотографиями (113 иллюстраций) в 168 страниц " Очарованный шаманом. Шаманизм в Туве", многие из которых является работой Юрию Косарькова. Издателем является Этнографический музей Антверпена. Несмотря на то, что стоимость книги не так уж и мала - 29 долларов, посетители охотно раскупали ее. Кенин-Лопсан отмечает большую заслугу Риты сумба в издании этой книги. В книге есть статьи известного ученого в Туве Монгуша Маннай-оола, доктора наук марианны Дэвлет, Людмилы Салчак, М. Кенина-Лопсана называется " Мифологические корни тувинского шаманизма". Эта книга, по мнению Кенина-Лопсана, показывает европейцам " древний исток духовной культуры тувинского народа в первозданном виде".

Кенин-Лопсан также встретился также со студентами, аспирантами и преподавателями Берлинского университета с лекцией " Символика тувинских шаманских атрибутов". В качестве практического показа выступила шаманка Татьяна Чигжит. Нашелся и клиент - аспирант / профессора-тувиноведа Эрики Таубе, занимающийся изучением | тувинского шаманства, который умел говорить по-русски. Обряд

 

был на очищение от " носителей болезней". Штеффен Ундердих превосходно переводил и лекции нашего ученого, и алгыши шаманки Т. Чигжит.

Монгуш Борахович рассказывает, что как молитву читал алгыши, записанные известным ученым-востоковедом Василием Радловым, который посетив Туву в 1861 году записал и гимны, затем опубликовал их: " Зал замер. Зал проснулся. Зал загудел. На меня смотрели, как на человека с другой планеты".

Монгуш Борахович говорит, что даже во сне не мог представить, что будет читать лекции в Берлинском университете. " Мне кажется, слушатели были довольны, - как всегда скромно говорит он. - Потом задавали разные вопросы, были мои скромные ответы".

Также тепло вспоминает Кенин-Л опсан и встречу с ученым Эрикой Таубе, которая работает над переводами шаманских мифов. Германский ученый подарила тувинскому свою книгу " Сказки и предания алтайцев и тувинцев" с автографом на тувинском языке.

Монгуш Борахович считает необходимым сказать, что Министерство культуры РТ не могло найти средства хотя бы на проезд до Новосибирска: " Мы искали деньги у богатых людей, и с трудом отправились на Запад. Мне бы хотелось, чтобы наши руководители, депутаты и юристы-правоведы вспомнили про одну ошибку: в советский период совершена культурная дискриминация. Люди озабочены сохранением своей культуры. Существуют конвенции о защите национальных меньшинств и Хартия о региональных языках и языках меньшинств отработан механизм сохранения культуры даже самой маленькой этнической группы. Если я не ошибаюсь, Россия не присоединилась к европейской конвенции. Поэтому для нас открытие в Антверпене выставки - это международное признание древней культуры тувинского народа".

Монгуш Борахович заметил, что в новом законе " О свободе совести и о религиозных объединениях" Российской федерации нет термина " шаманство", и это, как считает ученый, это неверно. Он приводит в пример слова президента Татарстана Минтимира Шаймиева: " Россия не приняла ни одного закона в защиту прав нерусских народов и не присоединилась к европейской конвенции", с которыми полностью согласен. Он считает, что исключение термина " шаманство" в упомянутом законе приведет к ущемлению прав тувинских шаманов.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.