Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировозренческие основы тувинского шаманства






 

Основы мировоззрения тувинских шаманов во многом определялись особыми отношениями человека с окружающим миром, которые исторически складывались в Туве.

Согласно этим взглядам, человек и природа воспринимались явлениями близкими, однопорядковыми, идентичными, и поэтому природные силы наделялись человеческими свойствами, психологизировались и одухотворялись. Нужно сказать, что подобные представления сохранились в Туве вплоть до наших дней. Их устойчивость во многом можно объяснить самим образом жизни тувинского народа, его типом традиционного хозяйства, в котором преобладали кочевое скотоводство и охота.

Чтобы успешно заниматься тяжелым трудом скотовода -выращивать скот, ухаживать за ним, размножать его, заниматься охотничьим промыслом - просто необходимо было быть во взаимоконтакте с живым окружением, пытаться понять его и себя в нем. И потому тувинца с природой связывает множество явных и неявных связей, вне их он просто бы не выжил. В процессе трудового опыта человек приспосабливался к тайнам своей богатой, во многом суровой природы, ее законам, познавал их. Об этом свидетельствует разработанная система народных знаний о природе. Длительные наблюдения сложных взаимосвязей окружения позволяли предсказывать погоду, урожаи тайги и полей, прекрасно ориентироваться в пространстве и времени, понимать животных, многое узнавать о себе.

Так, например, о первых признаках наступающей весны узнавали по низким тонам в крике дятла. Когда свой голос подаст удод, можно считать, что наступило лето. Трезвон саранчи оповестит о поре созревания таёжных плодов и хлеба. По крикам марала и сегодня тувинские охотники узнают о первых, порой еще незаметных, ушагах зимы. По особым интонациям вороньего крика - о наступлении морозов. Точным погодным барометром всегда было поведение сурка. Он же предупредит о приближающемся наводнении.

С окружающим миром неразрывно связаны и сама жизнь, судьба тувинца. Приближение лисы к стоянке было для него дурным знаком, и он знал, что нужно будет пригласить шамана, чтобы отвести беду. Сложным были его отношения с птицей-вороном, которая своим поведением и криком подавала знаки о надвигающихся событиях в мире и в судьбе человека,

А вот такие животные как овца, лошадь - животные, с так называемым горячим дыханием, предохраняли юрту, её обитателей, остальной скот от идущих невзгод. Вообще связь тувинца со своим конем особая, конь был лучшим его другом и помощником. Он верно и тонко чувствовал надвигающуюся на хозяина опасность, пытался её предупредить и особенно был незаменим в трудных дорогах. Тувинец знал, что хорошим предзнаменованием для его судьбы является встреча со священными обитателями тайги медведем и маралом. Ко всем зверям тайги в народе относились с Почтением. В случае же охоты, встретив, например, нескольких зверей, убивали одного, как бы по необходимости, самок вообще не следовало убивать. Лес, оставшийся без зверей считался - аза-буктуг - чертов.

Шаманская философия тувинцев предполагает одушевлённость мира в целом, и деревья, горы, вода не оставляют исключения. Среди деревьев особым почтением до сих пор пользуется так называемое шаманское дерево - хам-ыяш. Это дерево либо с причудливо разросшейся пышной кроной, либо разные деревья, растущие от общего корня. С ними каждый тувинец связывал свою жизнь и счастье, здоровье детей, благополучие скота. И потому он старался войти в контакт с таким деревом, обращался к нему с поклоном, принося ему белую жертвенную пищу, совершая культовые обряды.

По традиционным представлениям, не только шаманское, а вообще каждое живое дерево имеет душу, подобную душе человека. Оно является символом жизни человека, его нельзя срубать, а если оно все-таки погибает, то и среди людей произойдет несчастье.

Такие же души имеют горы, реки, источники. И если человек почитает их, совершает им моления, жертвоприношения, то они будет его, оберегать, помогать ему, пошлют хорошую погоду, удачную охоту. Например, чтобы сохранить хорошие отношения с духом воды, ее старались не брать грязной посудой, не бродили и не купались без необходимости, в особой чистоте содержали исток. Когда люди нарушали установленные обычаи почитания природы, духи могли разгневаться, и тогда начинались бури, наводнения и прочие беды.

Всё это - из связей, взаимоотношений тувинца с существами среднего - земного мира - ортаа орандан. Кроме того, согласно тувинскому шаманскому мировоззрению, Вселенная имеет еще два мира: верхний - устуу оран или, как называют его ховдинские тувинцы Монголии - ожим оран, и нижний - алдыы оран. Постоянные связи поддерживались и с этими мирами.

Верхний имеет сложную структуру: это небо с солнцем, луной, звездами и еще девятью небесами, в этом мире живут небесные божества, Души умерших хороших людей.

Каждое утро, когда всходило солнце, хозяин или хозяйка юрты поклонялись солнцу, разбрыгшгиваякультовой ложкой - тос-карак - свежий чай, веря, что это принесетпсчасъе и здоровье всем домочадцам.

Никто еще не пригубил

Молоко, которое тебе даю.

Никто ещё не прикоснулся

К пище, которую тебе даю.

Твоё милосердие

Бесконечно,

Из глубины души моей

Желаю хорошей жизни

Вместе с тобой.

О, Солнце, нежное мое,

Осуществи желание мое...

И сегодня тувинцы, живущиезе в Монголии, в день свадьбы совершают обряд, посвящённый солнцу, ". Старций в роду, стоя рядом с молодожёнами и другими близкими ро одствешиками, принося жертвоприношения, просит у солнца счастья-я супрвгам, много скота и здоровых детей.

К луне чаще всего обращалимсь с мольбой о хорошей погоде. Из звёзд более всего почитается Большшая Моведица - Чеди-Хаан. Тувинцы считают, что каждый человек в сооответствии с годом своего рождения связан судьбой с определённой звезгздой в лом созвездии. Каждая из семи звёзд имеет имя Самчаян-Амчак, Шуттдуржа], Дажычап, Хорвоончык, Бурган Башкы, Санчы, Оътчу. Вечером, когогда виони загораются на небосклоне, им можно приносить жертвоприноюненияи общаться со всем созвездием или своей отдельной звездой.

 

Оршээ, оршээ!

Над юртой моей

Всегда светлые звезды мои.

Но из всех звезд

Чеди-Хаан дороже мне.

Вы все на виду,

Вас знают по именам,

Вы славны и сильны.

Благословите мое счастье,

Благословите счастье всех,

Предки наши - Чеди-Хаан...

 

Нижний мир - подземный - в \**шровсвзрении тувинца населен злыми существами во главе с их хозяином^, который посылает на землю людям всевозможные беды и невзгоды, ттам же обитают души умерших злых людей.

Поэтично в сообщении инфодфматоюв звучит тема Небо-Земля, и довольно часто она напоминаетт классические мотивы Янь-Инь в восточной философии. В мировозгзрении тувинцев небо - это отец, оно несёт на землю, оплодотворяя её,: влагу, гепло, свет. Земля - мать, она порождает и вскармливает все жиняое. Земля для тувинцев священна, её нельзя тревожить, не по делу вскап пывать ходить по ней лучше в мягкой,

c плавно загибающимся военком обуви - кадыг идик. Как говорят пожилые люди, что так бере: ежнее ступаешь по земле, не повредишь

При рождении ребенка на третий день его послед зарывали в юрте под кроватью родителей, навсегда связывая с землей жизнь человека, его душу. Недаром тувинский человек так по-особому привязан к родным местам. При перекочевке место, где стояла юрта - аал орну, тщательно очищали, так как считалось большим грехом оставлять после себя загрязненную землю.

Таким образом, таманское мировоззрение тувинцев ориентировано на целостную космическую систему, в которой человек лишь органичная её часть. Он один из детей природы, сохраняющий эмоциональную тождественность с другими природными феноменами. Это гармоничный мир гармоничного человека.

Примечательно, что в этом мировоззрении бытие человека реализуется, проявляется самым полным образом. Человек не ограничен условными материальными предела ми своего организма, это существо не примитивное, а сложное, многомерное, обладающее большими возможностями. Его организм не противопоставлен среде, а тело - душе, все они взаимосвязаны, взаимообусловлены в гармоничном единстве. Это и есть естественное состояние тувинца в его традиционном самосознании. И это состояние взаимосвязанности с миром и собственной цельности каждый тувинец изо дня в день мог поддерживать сам.

Но случалось я такое, что он утрачивал какие-то связи с природой, космосом, внутри себя - тогда приходили болезни, беды. В этом случае звали на помощь шамана. И он уже профессионально делал то, что в принципе делал каждый: налаживал связи между душой и телом, человеком и космосом. Проникал во все миры, окружающие человека, вступал в контакт с их обитателями, объединял все это в единую космическую цельность.

В современном мире, когда целостный организм человека оказывается чаще всего расщепленным на отдельные тело и душу, когда человек грубым материализмом шаманства, думаю, могут быть вполне актуальны и даже практически значимы.

Методы целения тувинских шаманов адресованы самым глубинным тонким уровням человека. Обращение к этому древнему опыту сегодня возможно поможет современному человеку в восстановлении его нарушенного космического сознания, природной целостности его существа.

 

В статье использованы материалы, данные от следующих информаторов:

А. Баир. 1904-1985, Алдыы-Ишкин Дзун-Хемчикского р-на;

О. Дарыма. 3934, Манчурек Сут-Хольского р-на;

С. Танов. 1901-1985, Кара-Морзултуг Дзун-Хемчикского р-на;

Долумаа, 1921, г. Ховд, Монголия.

Мижитаа, 1937, с. Буянт Ховдинского аймака, Монголия.

Монгуш Кенин-Лопсан


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.