Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Российской Федерации и Республике Беларусь




Становление аудита в государствах Западной Европы сказало непосредственное влияние на его возникновение и развитие в России и, соответственно, в ее Северо-Западном крае, как назывались земли Беларуси в то время. По примеру Польши Петр I ввел в 1716 г. в армии должность аудитора для расследования имущественных споров. В воинском уставе и табели о рангах аудиторское звание причислялось к воинским чинам, а его носители представляли высшие ревизионные военные суды России. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе их стоял генерал-аудитор. Следует отметить, что в России аудиторами назывались юристы, совмещавшие функции делопроизводителя, секретаря и прокурора. Как правило, это были высокообразованные служащие. В 1833 г. при Петербургском батальоне военных кантонистов открылась школа по подготовке аудиторов для военно-сухопутных и морских ведомств, впоследствии переименованная в Аудиторское училище. На базе его офицерских классов позже сформировалась Военно-юридическая академия. В связи с проведением военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора в армии была упразднена. Но еще дважды в 1892 и 1909 гг. — в дореволюционной России делались попытки ввести аудит. Одной из предпосылок создания аудиторской службы послужила отмена крепостного права (1861), за которой последовали бурный рост промышленного производства, открытие фабрик и заводов, возникновение акционерных обществ, — т.е. те же обстоятельства, что и в Западной Европе. В начале 1892 г. состоялся съезд, в задачу которого входило образовать особую группу сведущих и благонадежных лиц — присяжных счетоводов для проведения ревизий различных счетоводств, экспертизы и организации правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. В этот же период предпринимались шаги с целью учреждения института бухгалтеров и присяжных счетоводов, однако они не нашли поддержки в Государственном совете России. Вторая попытка создания независимого контроля в России связана с Московским обществом бухгалтеров, в 1909 г. организовавших 1-й Всероссийский съезд бухгалтеров. Однако и в этом случае идея не получила поддержки ни со стороны государства, ни со стороны общества, а с началом Первой мировой войны (1914) она надолго утратила актуальность. В Советском Союзе пробу создания независимого контроля связывают с открытием в 1925 г. при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР Института государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ) с широкой сетью местных органов (республиканских, губернских, окружных и уездных). Этим годом датируется начало первого этапа истории аудита России. В молодом советском государстве наблюдался подъем экономики, связанный с принятием новой экономической политики (нэпа), в которой просматривались ростки рыночной экономики. На ИГБЭ возлагалась задача содействовать правильной постановке счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждениях. В его функции входило также составление заключений по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности. Просуществовал ИГБЭ пять лет, а затем начались сталинские репрессии, о независимом контроле не могло быть и речи, повсеместно господствовала командно-административная система, и в 1930 г. институт был ликвидирован. Второй этап связан с развитием рыночной экономики. Россия испытала необходимость в независимом контроле финансово-хозяйственной деятельности. Постоянные изменения в налоговом, финансовом и ином законодательстве, регулирующем экономические отношения субъектов предпринимательской деятельности, на фоне нестабильности формирующихся рыночных отношений обусловили потребность в грамотном оперативном консалтинге, анализе, финансовом планировании и других услугах. На закате СССР, в конце 1980-х гг., были приняты законы «О Кооперации», «О предприятии», «О собственности», «Об акционерных обществах», что способствовало появлению и в Российской Федерации, и в Беларуси новых субъектов хозяйствования, основанных на негосударственной форме собственности, — акционерных обществ, кооперативов, частных предприятий и т.д. С внедрением в практику хозяйствования рыночных отношений новые собственники, вложившие капитал в деятельность тех или иных предприятий, стали в большей степени заинтересованы в законности и эффективности совершаемых хозяйственных процессов и финансовых операций, рациональном использовании имущества предприятий. Хозяйствующие субъекты и кредитные учреждения, вступая в договорные отношения по вопросам использования имущества и денежных средств, осуществления коммерческих операций и инвестиций, хотели иметь доказательства финансового благополучия партнеров. Уверенность достигалась путем ознакомления с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, подтвержденной независимыми аудиторскими фирмами. Следует отметить, что вначале на российском рынке аудиторских услуг доминировали представители транснациональных аудиторских фирм. Первое в Российской Федерации акционерное общество по оказанию аудиторских услуг «Инаудит» возникло после принятия постановления Совета Министров СССР от 8 сентября 1987 г. № 1033-247 «О создании советской аудиторской организации, на базе Главного управления по валютному контролю Министерства финансов СССР. В 1990 г. было образовано совместное предприятие по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг «Эрнст энд Янг Внешаудит». В современных условиях множество российских аудиторских компаний оказывает практически полный комплекс аудиторских и консалтинговых услуг. Ведущие из них работают с крупными международными клиентами, а некоторые западные корпорации — с российскими аудиторско-консультационными фирмами. Аудиторская деятельность в России, как и в других государствах с рыночной экономикой, регулируется в законодательном порядке, в частности Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями). В Республике Беларусь, так же как в Российской Федерации, динамику аудиторской деятельности придало появление субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. Потенциальные иностранные инвесторы были проявляли озабоченность вопросами сохранности и возвратности капиталов, вкладываемых в совместные предприятия. Им нужна была достоверная информация о реальном финансовом состоянии участников инвестиционных программ. Для того чтобы привлекать иностранные инвестиции, предстояло сформировать независимые организационные структуры, способные проводить финансовые проверки результатов деятельности организаций - предполагаемых получателей инвестиций. Предпосылкой возникновения аудита как новой доверительной формы финансового контроля деятельности субъектов хозяйствования послужило и распространение новых организационно-правовых форм этих субъектов, прежде всего таких, как акционерные общества, кооперативы по оказанию услуг, другие общества и компании. Учредителям и акционерам, а также держателям ценных бумаг соответствующих эмитентов и кредиторам требовалась проверенная информация о финансовом положении и платежеспособности организаций, о реальности и обоснованности их бизнес-планов на текущий и предстоящий периоды. Получить такую информацию можно только в процессе и по результатам независимого финансового контроля. Становление в республике рыночной экономики послужило толчком к развитию аудиторской деятельности. В настоящее время она является неотъемлемой частью механизма национальной экономики. Первый этап пришелся на 1990-е гг. Независимый контроль в Беларуси формировался по следующим направлениям: • организация хозрасчетных ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах Министерства финансов Республики Беларусь; • учреждение кооперативов по оказанию консультационных услуг; • создание акционерных обществ по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг. В числе первых были образованы независимые аудиторские организации «Внешаудит», «Белэкоаудит», «Минскаудит». Этому способствовало принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1991 г. №367 «О контрольно-ревизионной службе», в котором говорилось о необходимости «укрепления государственного финансового контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования» и постановлялось: «Признать целесообразным создание в республике аудиторской службы... Определить в качестве важнейших задач аудиторской службы подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности обслуживаемых предприятий и организаций и проверку соблюдения ими действующего законодательства, регламентирующего финансово-хозяйственную деятельность». Данным постановлением было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь. С этого времени началось формирование национальной законодательной базы, регулирующей аудиторскую деятельность в Беларуси.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1992 г. 347 «Об организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь па основе принципов мировой практики» было предусмотрено, что все субъекты хозяйствования, независимо от видов деятельности и форм собственности, обязаны представлять в налоговые инспекции годовую бухгалтерскую отчетность, подтвержденную аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем. К сожалению, эта часть постановления так и не была реализована по объективным причинам: вначале — из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных аудиторов, а впоследствии — в связи с отменой данного постановления и принятием в 1994 г. Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в котором такой аспект не был предусмотрен. В целях создания в Республике Беларусь системы услуг по контролю за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильностью их отражения в оперативном и бухгалтерском учете, достоверностью финансовой отчетности постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992г. №506 «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» был создан орган государственного управления, регулирующий аудиторскую деятельность в республике. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. №145 Аудиторская палата при Совете Министров была реорганизована в Республиканскую аудиторскую палату, которая объединила всех аудиторов и аудиторские организации республики на основе обязательного членства.Порядок государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь определило постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. № 454 «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней». 8 ноября 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «Об аудиторской деятельности», в связи с чем Кабинет Министров Республики Беларусь принял постановление от 13 марта 1995 г. № 134, которым были внесены дополнения и изменения в постановление № 454 в части регулирования аудита и организации контроля его проведения на территории республики. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» закрепил в ст. 7 за Республиканской аудиторской палатой «функции по координации аудиторской деятельности, методологии аудита, обеспечению соблюдения требований действующего законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности, содействию развитию независимого профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в республике». Кроме того, Республиканская аудиторская палата наделялась правом выдачи специальных разрешений (лицензий) на занятие аудиторской деятельностью. Росту численности аудиторов и аудиторских фирм в Республике Беларусь в этот период способствовало принятие постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 398 «О юридических лицах негосударственной собственности, подлежащих обязательной аудиторской проверке» (с учетом изменений и дополнений), которым устанавливалась обязательность аудиторских проверок для отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, первый этап развития аудита в Республике Беларусь характеризовался разработкой законодательной и нормативной базы, регламентирующей организацию и содержание аудиторской деятельности; ростом численности аудиторов и аудиторских фирм; образованием общественной организации аудиторов. Второй этап ведет отсчет с момента издания декрета Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. №30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь». Он предопределил коренные изменения в организации и регулировании аудиторской деятельности. Так, была упразднена Республиканская аудиторская палата, и функции по методологическому руководству аудитом, контролю за аудиторской деятельностью в стране, по ее лицензированию, а также по ведению Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций были возложенью на Министерство финансов Республики Беларусь. Эти меры усилили влияние государства на деятельность аудиторов. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 30 ноября 1999 г. №1862 «О государственном регулировании аудиторской деятельности», которым утвердил Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь. Министерство финансов Республики Беларусь, реализуя свою функцию контроля за осуществлением аудиторской деятельности, стало разрабатывать и в установленном порядке утверждать национальные аудиторские стандарты — правила аудиторской деятельности. В 2005 г. им была также подготовлена и введена Инструкция об организации и проведении проверок соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий аудиторскими организациями и аудиторами — индивидуальными предпринимателями. Наряду с формированием нормативной базы по осуществлению аудиторской деятельности в республике наблюдается рост численности аудиторов и аудиторских организаций. Так, если к 1993 г. были зарегистрированы (внесены в Государственный реестр) 266 аудиторов и 38 аудиторских организаций, то к середине 1999 г. это были совсем другие цифры — 1657 и 157 соответственно. Кроме того, 405 аудиторов дополнительно зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и были внесены в Государственный реестр в Аудиторской палате. В связи с изменениями в области организации аудита, а также в целях улучшения государственного регулирования и контроля в этой области, усиления ответственности аудиторов и аудиторских организаций за результаты проверок и качество выполнения сопутствующих аудиту услуг был издан Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности», отменивший декретом Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. №30 и от 31 января 2000 г. №1 и определивший критерии для проведения обязательного аудита, а также ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за уклонение от него. Действие указа прекратилось с принятием редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 июня 2008 г. №369-З. В этот период Правительство республики приняло документы, регламентирующие содержание аудиторской деятельности: Положение о лицензировании аудиторской деятельности и Инструкцию об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 лицензирование аудиторской деятельности упразднено с 1 января 2011 г., и коммерческие организации (индивидуальные предприниматели) имеют право осуществлять этот вид деятельности только после внесения соответствующей записи в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций. Итак, современный этап развития аудита в Республике Беларусь характеризуется усилением государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением; дальнейшим совершенствованием законодательной и нормативной базы, на которой основывается эта деятельность; ее унификацией путем разработки и внедрения национальных аудиторских стандартов в практику работы аудиторских организаций и аудиторов.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.