Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные современные концепции творчества и одаренности /под ред. Д.Б.Богоявленской., М., 1997 г.






Проблема одаренности — одна из самых этически ответственных в теории и практике психологии, так как именно здесь сплелись не только научные, но и политические, и даже экономические интересы общества... Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении. Тем не менее в рамках этой проблематики, и прежде всего в отношении проблемы креативности сложилась особая ситуация, которую иначе как драматической не назовешь.

Огромный накопленный материал настолько противоречив, так поражает абсолютной полярностью результатов, что вызывает скепсис в отношении всей проблематики. Неудовлетворенность в этом отношении исходит из уст наиболее авторитетных специалистов. Так, авторы и редакторы одного из самых авторитетных к настоящему времени изданий по теоретическим проблемам одаренности, куда включены наиболее видные специалисты по этой проблематике, Ф.Горовиц и О.Брайан, прямо заявляют, подводя итоги, что «сколько-нибудь значительной теоретической конструкции, достаточно пригодной для рассмотрения основных феноменов одаренности, до сих пор так и не существует» [9. С. 441]. Противоречивой к настоящему времени является и проблема развития этих способностей. Если, с одной стороны, многие психологи мистифицируют эту проблему, твердя о загадочном, таинственном руководстве духом, и о невозможности полного познания этого феномена в силу его божественной сущности [12] то, с другой стороны, в психогенетике накопились убедительные свидетельства весьма значительных, существенно больших, чем в отношении интеллекта, средовых влияний на креативность. По многочисленным экспериментальным данным, роль средовых факторов оказалась настолько значительной, что это дало основание известному специалисту по психогенетике Р. Пломину заключить, что «при контроле значений IQ сколько-нибудь выраженных генетических влияний на креативность не обнаруживается». Это означает, что в определенном отношении генетически задан только интеллект, креативность является результатом главным образом воспитания.

И, наконец, методические проблемы в настоящий момент стали почти неразрешимыми: практически все имеющиеся методики подвергнуты такой критике, которая делает использование тестов Торренса, Гилфорда или Медника, по меньшей мере, сомнительным, если не вовсе бесполезным занятием1. Как бы там ни было, невозможно отрицать, что надежность всех тестов креативности резко уступает надежности интеллектуальных тестов (Д.Рензулли, Р.Стернберг, О.Брайан, Д.Богоявленская и др.).

И если, с одной стороны, крепнет убежденность многих исследователей, что креативность есть выражение коренных, устойчивых особенностей индивида, являясь своего рода основой его глубинной Я — концепции, (Я.А.Пономарев, Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин), то, с другой стороны, есть стремление избавиться вообще от этого понятия, в большей или меньшей степени отождествив его с интеллектом (Д.Векслер, Г.Айзенк, Р.Стернберг).

Вся эта драматическая ситуация разыгрывается на фоне все увеличивающегося практического интереса к проблеме креативности. Если взять современные педагогические труды, то одним из наиболее употребляемых понятий будет именно «творчество». Все это, безусловно, дискредитирует эту проблему со стороны ее научности, и некоторые исследователи уже сейчас достаточно скептически относятся к любым исследованиям в этом направлении, считая, что отсутствие эвристичной теоретической концепции и надежного методического оснащения сводит к нулю ценность отдельных экспериментальных исследований (Р. Сторфер).

Однако, на наш взгляд, уже имеющиеся и достаточно утвердившиеся в проблематике креативности факты дают вполне реальную возможность сделать — хотя бы в первом приближении — шаг к построению более эвристичной модели креативности. Задача этой статьи, оставаясь в рамках уже известных фактов, предложить другую теоретическую основу для понимания некоторых феноменов проявления и развития креативности. В определенном смысле речь идет о проведении своего рода мысленного эксперимента для переосмысления и переформулирования некоторых достаточно известных фактов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.