Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь с предшествующими дисциплинами и последующими дисциплинами






Дисциплина «Основы теории коммуникации» логически и понятийно связана с такими дисциплинами общегуманитарного и общепрофессионального цикла, как «Философия», «Социология», «Психология», «Социология массовой коммуникации», «Теория и практика массовой информации», «Психология массовой коммуникации», «Теория и практика связей с общественностью», «Реклама в коммуникационном процессе» и др.

Раздел 2 Тематический план и содержание дисциплины

ОПД.Ф.13 Основы теории коммуникации. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме; особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации. Представление о коммуникации как о процессе и структуре; коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи, влияние каждого звена на эффективность коммуникации. Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе; престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором. Содержание коммуникации; понятие языка коммуникации; семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика; информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры; влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики; факторы и барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные. Понятие эффективности коммуникации.

 

Раздел (название) Дидактические единицы (название) Тема, литература   Содержание
1. Методологические проблемы теории коммуникации   ДЕ 1 Теория коммуникации как интегральная научная дисциплина 1.1 Междисциплинарный аспект теории коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 1.2 Законы, методы и функции теории коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 1.3 Основные понятия теории коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7].   Коммуникативные аспекты различных научных дисциплин: гуманитарных (философия, психология, социология, лингвистика, семиотика, культурология), естественных (биология) и технических (кибернетика) наук. Интегративный характер теории коммуникации. Аспекты теории социальной коммуникации: онтологический, гносеологический, методологический и функциональный. Категориальный аппарат теории коммуникации.  
ДЕ 2 Истоки и основные этапы развития теории коммуникации 2.1 Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 2.2 Современные концепции коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7].   Проблемы коммуникации в науке XX-ХХ1 века. Подходы, научные направления изучения социальной коммуникации. Теория коммуникации в системе гуманитарного знания.
ДЕ 3 Системный подход к изучению социальной коммуникации 3.1 Структурные модели социальной коммуникации [7.1.1-7.1.5]. 3.2 Основные элементы коммуникативного процесса [7.1.1-7.1.5].   Коммуникативный процесс: проблемы про-изводства, кодирования, распространения, прие-ма, декодирования и использования инфор-мации. Модели коммуникации Г. Лассуэлла, К. Шеннона-У. Уивера, М. де Флера, У. Шрамма и Ч. Осгуда. Основные элементы коммуникативной структуры: источник сообщения (адресант, отправитель, коммуни-катор), получатель со-общения (адресат, реципиент, аудитория), мотив (цель) взаимодействия, сообщение, канал, код (язык), контекст (коммуникативная ситуация), обратная связь, шум (барьер).
ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации 4.1 Семиотика социальной коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 4.2 Понятие и структура знака. Типология знаков [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 4.3 Семиотические модели социальной коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. Общая характеристика семиотического подхода к коммуникации. Концепция знака Ф. де Соссюра. Модель знака и семиотическая модель коммуникации Ч. Пирса. Логическая модель знака Г. Фреге. Понятие и модель знака Огдена и Ричардса. Свойства и принципы функционирования знаков и знаковых систем. Три измерения знаковой теории. Синтактика, семантика, прагматика. Семиотические модели коммуникации Р. Якобсона, Ю. Лотмана, У. Эко.
ДЕ 5 Факторы эффективности коммуникационного процесса 5.1 Понятие эффективности коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 5.2 Классификация барьеров коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7].     Барьеры коммуникации: понятие, классификация, причины возникновения на различных уровнях коммуникации. Классификации барьеров коммуникации Ф. Котлера, Д. Бернштейна, Ш. Харрисон.
2. Виды, формы и уровни коммуникации   ДЕ 6 Вербальная и невербальная коммуникация 6.1 Речь как способ передачи информации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 6.2 Функции речи [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 6.3. Формы речевой коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 6.4. Невербальная коммуникация [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. Речь как специфический вид человеческой деятельности способ передачи информации. Функции речевой коммуникации: коммуникативная (репрезентативная); эмотивная; конативная; фатическая; метаязыковая; когнитивная; риторическая. Пара- и экстралингвистические особенности вербальной и невербальной коммуникации. Мимика, взгляд, жесты, позы и др.
ДЕ 7 Уровни коммуникации 7.1 Межличностная коммуникация [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 7.2 Коммуникация в малых группах [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 7.3 Массовая коммуникация [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]..     Понятие межличностной коммуникации Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии. Чувства и эмоции как коммуникативные действия. Коммуникация в малых группах. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе. Структура и динамика коммуникации в малой группе. Прагматика коммуникации в малых группах. Понятие массовой коммуникации Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации.
  ДЕ 8 Межкультурная коммуникация и межкультур-ный диалог 8.1 Межкультурная ком-муникация и диалог культур в современной социокоммуникативной ситуации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 8.2 Уровни и формы межкультурной коммуникации [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. Понятие межкультурной коммуникации. Уровни межкультурной коммуникации. Формы межкультурной коммуникации. Лингво-культурологические аспекты межкультурной коммуникации. Типы восприятия межкультурных различий. Толерантность как фактор межкультурного взаимодействия.
  ДЕ 9 Профессионально ори-ентированные комму-никации 9.1 Реклама как специфическая коммуникативная практика [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. 9.2 Связи с общественностью как специфическая коммуникативная практика [7.1.1-7.1.5; 7.3.1-7.3.7]. Основные феномено-логические и функ-циональные характе-ристики рекламных и PR-коммуникаций. Модели связей с общественностью Дж. Грюнига и Т. Ханта.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.