Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте определения понятиям. 1. Рынок — категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных oбменных операциях между производителями товаров






 

1. Рынок — категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных oбменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

 

2. Субъекты рынка — это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.

 

3. Спрос — это количество товара, которое хoтят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

 

4. Факторы (детерминанты) спроса — факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.

К неценовым факторам относят:

· Доходы потребителей

· Вкусы, мода

· Количество потребителей

· Цены заменителей

· Ожидания потребителя

· Цены дополняющих товаров

 

5. Предложение — это количество товара, кoторое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

 

6. Факторы предложения — факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.

К неценовым факторам относят:

· Уровень технологии

· Цены ресурсов

· Величина налогов

· Количество производителей

· Ожидания производителя

· Цены на другие товары

 

7. Рыночное равновесие — это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

 

8. Эластичность, ее виды, коэффициенты эластичности спроса и предложения и их практическое значение

8.1.Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.

8.2.Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на 1%.

8.3. Виды эластичности (спрос):

· Эластичность спроса по цене - показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %

· Эластичность спроса по доходу - показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов: значимость товара для бюджета семьи, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, консерватизм во вкусах.

· Перекрёстная эластичность спроса по цене - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

8.4.Коэффициент эластичности спроса - числовой показатель, характеризующий, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при снижении цены или сокращается при повышении цены. Числовой показатель, характеризующий, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при снижении цены или сокращается при повышении цены.

 

8.5.Коэффициент эластичности предложения - числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение в их цене. Эластичность предложения товара зависит, например, от таких факторов, как структуры издержек предприятия, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы и т.д.

8.6.Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

v период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

-для мгновенного периода предложение неэластично;

-для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;

-для долгосрочного периода предложение эластично;

v специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);

v возможности хранения изготовленной продукции;

v максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

 

9. Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их доходов и личных предпочтений.

 

10. Закон убывающей предельной полезности — это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

 

11. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ.

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой.

 

12. Конкуренция, виды и методы конкуренций.

Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

 

12.2 Виды конкуренции по характеру развития:

¨ Ценовая (возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию)

¨ Неценовая (проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и т.д.)

 

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка:

¨ Совершенная (конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования)

¨ Несовершенная (конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство)

 

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения (товаров, услуг):

¨ Чистая (вид совершенной конкуренции; большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением; полное отсутствие рыночной силы.

¨ Олигополистическая (несовершенный вид): незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров; формирование олигопольного рынка

¨ Монополистическая (несовершенный вид): многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированность товаров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком)

 

Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта:

¨ Внутриотраслевая (конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли)

¨ Межотраслевая (конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли)

 

 

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара:

¨ Горизонтальная (конкуренция между производителями одного и того же вида товара)

¨ Вертикальная (конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя)

 

12.3 Методы конкуренции:

¨ Ценовые - это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.

¨ Неценовые - это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен, а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.

¨ Нечестные - это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.

 

13. Характерные признаки совершенной (чистой) конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии (монопсонии).

 

13.1 Совершенная конкуренция — состояние рынка, при котором имеется большое число покупателей и продавцов, которые являются производителями, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

 

-предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах

-рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения

-отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства

-отсутствие ограничений на количество участников рынка;

-отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

(Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.)

 

13.2 Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции.

¨ Монополия - исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли.

- обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен

-подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики

-ведёт к росту цен и диспропорциям

-единственный продавец

-отсутствие близких продуктов-заменителей

-диктуемая цена

¨ Монополистическая конкуренция - осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный(он отличается от аналогичных продуктов) продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

-товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами

-на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками

-продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж

-на рынке есть условия для входа и выхода

(Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.)

¨ Олигополия - тип рынка, при котором в отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм.

- производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции

-насчитывается от 3 и более участников

-контроль над ценой очень высокий

-высокие входные барьеры в отрасль

-значительная неценовая конкуренция

(Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.