Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема поступления в высшее учебное заведение






Поступление в высшее учебное заведение - это один из главнейших моментов в жизни человека, от результата работы зависит его дальнейшая судьба. Поэтому этот период сопровождается большими стрессами для еще не сформированного организма подростка. Кроме таких психологических проблем перед абитуриентом и его семьей возникает еще много других разнообразных и противоречивых трудностей. Рассмотрим некоторые из них.

При поступлении в ВУЗ возникает проблема выбора специальности и ВУЗа. Очень часто это решается в пользу того ВУЗа или факультета, где дешевле обучение, хотя у ребенка, возможно, нет способностей к его будущей профессии, или он ориентирован на другую сферу жизнедеятельности общества. Так же в этом вопросе очень часто все решает мнение родителей. Пытаясь реализовать через ребенка то, что у них самих не получилось, родители твердо решают, что их дитя будет учиться в том ВУЗе, в котором хотят они. Но часто такое решение родителей приводит к печальным последствиям, например, нежеланию учиться и в конечном счете к отчисление из ВУЗа. Кроме этого, молодые люди часто поступают в те ВУЗы, где есть военные кафедры, чтобы после окончания образования не идти служить в армию, а не руководствуются своими истинными потребностями в получении профессии. Также, стоит упомянуть такие случаи, когда опять же молодые люди, идут учится в ВУЗы только для получения отсрочки от призыва в армию, не имея реальной потребности в высшем образовании, и не будучи мотивированными в его получении.

Также существует проблема коррупции при поступлении в высшее учебное заведение. Такое явление как коррупция известно с древнейших времен, в переводе с латинского означает подкуп должностных лиц, получение каких либо благ за деньги, зачастую в обход существующих порядков и общественных процедур. При поступлении в ВУЗы встречаются такие виды теневых отношений, как: использование социального капитала (поступление в высшее учебное заведение используя знакомых, друзей, и предоставляя им взамен какие-либо услуги), использование вузовского репетитора (латентная форма взятки) и поступления посредствам прямой взятки. В общей сложности на взятки в системе образования российские семьи потратили 26, 4 миллиарда рублей, но точные масштабы коррупции в этой сфере образования не известны. По статистике, 75 % родителей готовы пойти на любые финансовые вложения для того, чтобы их ребенок получил высшее образование. По подсчетам специалистов ежегодно вузовскими репетиторами и платными курсами пользуются около 300 тысяч абитуриентов, а если учесть, что репетиторство хоть и латентная, но все таки взятка, то можно сказать, что ежегодный теневой оборот в ВУЗах гораздо больше, чем 26, 4 миллиарда рублей. Как бы государство не старалось поставить преграды теневым отношениям в ВУЗах при поступлении, заинтересованные лица находят способы для их обхождения. Например, считается, что ЕГЭ защищен очень хорошо от проникновения в него этих самых теневых экономических отношений, но однако уже выработана система помощи в сдаче Единого Государственного экзамена, и очевидно, что такая помощь не останется не вознагражденной со стороны родителей ученика. В статье «О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования» ее авторы И.О. Шевченко и А.А. Гаврилов рассматривает проявление теневых отношений с позиций теории рационального выбора, говоря о том, что факторы (абитуриенты и их родители) в теневых отношениях действуют рационально и преднамеренно. Они учитывают как выгоды от поступления в ВУЗ, так и издержки. Издержки могут иметь денежное выражение или выражаться социально, то есть последствия в случае раскрытия попытки дать взятку. Около 10% подростков отказываются от поступления в ВУЗ, потому что не имеют возможности дать взятку. При таких условиях существуют довольно крупные издержки для общества, они состоят в том, что многие одаренные дети не могут занять свои заслуженные места в ВУЗах и получить высшее образование. По статистике, теневые способы поступления в ВУЗы распределяются таким образом, половина случаев - «знакомства и связи», треть - репетиторство, пятая часть - прямая взятка.

Кроме всего выше сказанного, хотелось бы еще упомянуть об образовательном кредитовании. Развитие данной системы в последнее время связано с увеличением числа студентов, поступающих в ВУЗы и в связи с этим нехваткой бюджетных мест. У образовательных кредитов существует ряд преимуществ, как для студентов, так и для ВУЗов. Для студентов можно отметить такие плюсы: увеличивается число учебных заведений, из которых можно выбрать оптимальный, без особых ограничений; предоставляется возможность повысить требования к качеству образовательных услуг; упрощается возможность перехода из одного ВУЗа в другой; появляется возможность частичного или полного образования за рубежом; можно получить кредит не только на образование, но и на сопутствующие компоненты такие, как книги, общежитие и т.п. Для ВУЗов: повышается отдача от образовательного процесса за счет личной заинтересованности обучающихся в получении знаний; появляется действенный инструмент воздействия на студента, его поощрение, повышается мотивация в учебе; появляется возможность самостоятельно зарабатывать деньги и не зависеть от распределения бюджетных средств; создается обратная связь между ВУЗом и рынком труда, которая дает возможность развивать те специальности, которые востребованы на рынке труда. Так как в настоящее время около 60% студентов оплачивает свое обучение введение образовательного кредитования будет целесообразно, тем более, что не каждые родители могут оплатить обучение своему ребенку. Кроме того, система государственного субсидирования и кредитования студентов решает вопрос невозможности поступить в ВУЗ детей из малообеспеченных семей. Государство согласно обеспечить кредитами, только тех, кто поступает в государственные ВУЗы и получает первое высшее образование. Основными условиями предоставления кредита являются: предоставляется в размере 70% затрат на образование, под гарантии поручителей или под залог ликвидного имущества, под 19% годовых с обязательной ежемесячной выплатой процентов, срок кредитования не может превышать 11 лет, Как видно условия не самые выгодные и поэтому система государственного кредитования развивается не так быстро, как хотелось бы. Не каждый малоимущий студент может позволить себя выплачивать такие проценты.

Также к финансовым проблемам абитуриентов можно отнести систему государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Эксперимент по введению этой системы в высших учебных заведениях начался в 2002 году. В эксперименте участвовали шесть государственных вузов из трех субъектов Российской Федерации. Эксперимент тесно связан с экспериментом по Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Государственные именные финансовые обязательства - это выдаваемая выпускнику средней школы по результатам сдачи им ЕГЭ обязательства по финансированию за счет бюджетных средств его обучения в высшем учебном заведении в течении всего срока учебы, определенного государственным стандартом. По результатам сдачи ЕГЭ в эксперименте выдаются 5 категорий обязательств. Те, кто отлично сдал Единый экзамен, получают 1-й категорию, чуть хуже - 2-ю, хорошо - 3-ю, средне - 4-ю. В 5-ю категорию попадают те, кто экзамен сдал, в принципе может получать среднее и высшее профессиональное образование, но результаты показаны слабые, поэтому государство берет на себя минимальные финансовые обязательства по дальнейшему обучению такого студента. В 2002 году финансовые обязательства 5-й категории составляло всего 1200 рублей на год. Стипендии, средства на оплату коммунальных услуг, покупку оборудования и капитальный ремонт зданий вузов туда пока не вошли. Со временем планируется распределять и больший объем бюджетных средств, и по большему направлению затрат. Средства по ГИФО выплачиваются в течение всего срока обучения, установленного государственным стандартом. При переходе на систему ГИФО вузы будут сами устанавливать цену (стоимость) обучения по каждой специальности и направлению подготовки, а также требования по профильным предметам. Если студент не попал в число тех, кто будет учиться только за ГИФО, он заключает с вузом договор на софинансирование своего обучения. Юридически этот договор соответствует тем, которые сейчас вуз заключает со студентами, обучающимися на платной основе. Главным образом ГИФО вводится для того, чтобы сделать доступным высшее образование для детей из малообеспеченных семей. Но с другой стороны, таких средств, которые государство выделяет в настоящее время в качестве ГИФО, очень малы. Помимо этого, им нельзя оплатить сопутствующие обучению компоненты, а они тоже требуют немалых финансовых вложений.

В конце можно отметить, что при поступлении в ВУЗ абитуриент сталкивается со множеством проблем психологического, социального и экономического характера. Для того, чтобы стать студентом престижного ВУЗа и получить качественное образование, его родителям придется вложить не один десяток тысяч рублей. А не каждое российское домохозяйство может себе это позволить. Многие талантливые, одаренные и способные люди отказываются получать высшее образование из-за нехватки финансовых средств. Но в последнее время государство стало обращать на эти проблемы внимание, пытаясь решить их. Пока это не совсем удается, потому что нет четко отлаженных схем и образовательного кредитование, а также эти системы имеют свои недостатки и издержки, которые не выгодны абитуриенту и его семье. Возможно, в ближайшем будущем, государство сможет точно и четко помогать одаренным абитуриентам поступать в высшие образовательные учреждения без проблем, но пока этого нет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.