Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполнение учебных заданий .






Целищева Ольга Николаевна

ГУ «СОШ № 1 им.А.Н.Ёлгина» села Теренколь

Качирского района, Павлодарской области,

Республики Казахстан.

 

 

Тема: А.А.Фет. Основные мотивы лирики.

Класс: 10 «А» класс

 

Учебно-методическое обеспечение: Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного направления/Г.Г.Лукпанова, В.В.савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416с

Время реализации занятия: 45 минут.

 

Цель урока: формирование у учащихся базовой компетенции «Умение учиться» с помощью техники «Карточки устного сообщения» (Приложение 2)

 

Задачи урока: формирование составляющей компетенции «Как работать с текстом, данными, таблицами».

 

«Цель урока – это тот пункт назначения, куда в конце урока должны «приплыть» все ученики. Современный урок ориентирован на формирование компетенций (навыков, доведенных до автоматизма). Урок следует организовать так, чтобы в конце убедиться, что все учащиеся достигли цели. Достижение цели определяется оценками «да» и «нет». Цель не может быть чуть-чуть достигнута, она либо достигнута, либо нет! Во многих странах школьные программы (куррикулумы) отражают не содержание, а компетенции, которые следует сформировать на уроке. В школу стучится педагогика целей или компетентностная педагогика» [1 ]

 

Тип урока: урок самостоятельного изучения нового материала

Форма урока:

· Урок самостоятельного выполнения учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума.

 

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы для каждого ученика с учебными заданиями, разработанными в соответствии с таксономией Блума.

 

План проведения урока:

Этапы урока Временная реализация
I фаза: · Организационный момент II фаза: · Выполнение учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума III фаза: · Подведение итогов урока. · Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.     2-3 минуты     35 минут     5 минут  

Ход урока

 

I фаза: Организационный момент:

· Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу:

(Вариант 1: комплимент каждому учащемуся;

Вариант 2: использование активного метода приветствия.

[ Приложение 1 ] “Поздоровайся локтями» или «Найди похожих». Сообщение ученикам целей урока и форм организации их деятельности и формы оценивания. Учитель должен говорить на уроке не более 5-7 минут.

II фаза:

Выполнение учебных заданий.

Учащиеся получают рабочий лист с учебными заданиями, разработанными в соответствии с таксономией Блума (Слайд).

Учебные задания могут формировать следующие навыки:

Репетитивные навыки Когнитивные навыки Поведенческие навыки
Задания 1-2 уровня Задания 3-5 уровня Задания 6 уровня

Рекомендации к проведению 2 фазы:

· Все ученики находятся в равных условиях: одни и те же задания, одно и то же время.

· Учащиеся на уроке не мешают другу другу.

· Если у учащегося возник вопрос, он поднимает руку, учитель подходит к нему и старается помочь при выполнении задания, но не дает готовых ответов. Учитель может указать путь нахождения ответа. Таким образом ученик учится на уроке сам добывать знания.

· Ученик выполняет задания в своем темпе, учитель не должен задавать ученику определенное время на выполнение задания.

· Переходить к выполнению следующего задания можно только после проверки правильности выполнения предыдущего задания. Способы проверки могут быть разными в зависимости от уровня обученности класса: проверка учителем, самопроверка по готовому ключу, взаимопроверка и т.д.

· На таком уроке ученик работает в поте лица, а учитель является управляющим, менеджером урока, он в поте лица трудился дома, составляя задания в соответствии с таксономией Блума.

При подготовке учебных заданий учитель должен соблюдать определенные требования. (Приложение 3)

 

Учебные задания к уроку

 

№ задания уровень Учебные задания Форма работы учащихся/форма оценивания: Работа в паре Индивидуальная работа/ оценка учителя
  Учебное задание   Примерные ответы, дидактические материалы
1 УРОВЕНЬ   ЗНАНИЕ 1. Вспомни основные этапы жизни и творчества А.Фета и найди соответствия в 2 столбиках таблицы, соединив стрелками ответы:
Дат   Основные этапы жизни и творчества А.Фета
1. 29 октября 1820 А. Сборник «Вечерние огни»
2. 1838-1841 гг. Б. Работа мировым судьей.
3. 1844 г. В. Женитьба на М.П.Боткиной
4. 1845-1852 гг. Г. Военная служба в Херсонской губернии.
5. 1857 г. Д. Пер ый сборник стихов «Лирический пантеон».
6. 1867-1877 гг. Е. Учеба в Московском университета на словесном отделении.
7. 1883-1891 гг. Ж. Родился в деревне Новоселки Мценского уезда.

 

 
2 УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЕ 2. Представь информацию на с. 31 «Эстетическая позиция А.Фета» в виде карточек устного сообщения. «Эстетическая позиция А.Фета» План 1. Мир как красота в стихотворениях Фета. 2. Восклицательные зачины фетовских стихотворений как выражение и упоение красотой. 3. Стихами Фета очень хорошо объяснять, что такое поэзия.
  3. Продемонстрируй с помощью карточек устного сообщения основные мотивы лирики А.Фета, прочитав учебник на стр. 34-36. Основные мотивы лирики А.Фета Ночь и я, мы оба дышим… План 1. Пейзаж души. 2. Одушевленный пейзаж. 3. Развернутые олицетворения в стихах Фета. 4. Художественные приемы для передачи чувств неразделенной любви.
    3 УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЕ 4. Выбери из текста на стр. 37-42 элементы новаторства поэтической речи А.Фета, представив их в виде карточек устного сообщения. Новаторство поэтической речи А.Фета. План 1.В середине 19 века начал то, что позднее стали называть ассоциативной поэзией. (Например, «овдовевшая лазурь» здесь соединены внешний и внутренне-психологический планы: поблекла, утратила яркость и красоту, интерес к жизни (как женщина, потерявшая любимого мужа; «сирень в слезах дрожала»). 2.Синкретизм: слитность, нерасчлененность разноплановых характеристик в одном образе 3.Любил передавать переходные состояния, неуловимые движения, светотень, переливы в красках и звуках, в чувствах и настроениях: «томительно-сладким, безумно-счастливым/Я горем в душе опъянен», весенний «обморок» («Сердце ноет, слабеют колени./В каждый гвоздик душистой сирени, /Распевая, вползает пчела»). 4.В своем стремлении образно запечатлеть подвижный и изменчивый мир Фет предвещает импрессионизм (от фр. «впечатление»). 5.Собственно стиховое новаторство Фета: его «эксперименты» с метрикой, ритмом были не чем иным, как подготовкой дольника (пропуск или наращение слогов в трехсложных размерах).
  5. Установи законы поэзии А.Фета, прочитав стихотворение «Поэтам», и преобразуй их в карточки устного сообщения. ПОЭТАМ Сердце трепещет отрадно и больно, Подняты очи и руки воздеты. Здесь на коленях я снова невольно, Как и бывало, пред вами, поэты. В ваших чертогах мой дух окрылился, Правду проводит он с высей творенья; Этот листок, что иссох и свалился, Золотом вечным горит в песнопеньи. Только у вас мимолетные грёзы Старыми в душу глядятся друзьями, Только у вас благовонные розы Вечно восторга блистают слезами. С торжищ житейских, бесцветных и душных, Видеть так радостно тонкие краски, В радугах ваших, прозрачно-воздушных, Неба родного мне чудятся ласки.    
  6. Руководствуясь прочитанными в хрестоматии стихотворениями А.Фета, представь комплекс художественных приемов, используемых автором, с помощью карточек устного сообщения. Анализ стихотворений «Майская ночь», «Восточный мотив», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди» (хрестоматия, стр. 8-10)
4 УРОВЕНЬ АНАЛИЗ 7. Докажи, что в стихотворениях А.Фета «Восточный мотив» и «Шепот, робкое дыханье» присутствует отдельный раздел русской грамматики, записав его название с помощью техники «Арабская грамота». (Новое знание: новаторство А.Фета в области строения стихотворения опередило его время) В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» нет глаголов. Раздел грамматики: морфология. Запись с помощью «арабской грамоты» (без гласных): «мрфлг».
5 УРОВЕНЬ СИНТЕЗ 8. Сформулируй особенности поэзии «чистого искусства», к которой причисляли А.Фета, с помощью таблицы, используя высказывания Ф.Достоевского. В.Брюсова, В.Кожинова о А.Фете (с. 27-30), а также информацию из книги «Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77» (Новое знание: «поэзия чистого искусства») Приложение 4
6 УРОВЕНЬ СИНТЕЗ 9. Аргументируй с помощью техники «Синквейн» ценность поэзии А.Фета для твоей семьи и планеты Земля в целом. Синквейн на тему «ФЕТ»
  Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.Фета (на выбор)  

 

III фаза:

Подведение итогов урока

· Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

· Оценка «3» - задания 1-3 уровня

· Оценка «4» - задания 4-5 уровня

· Оценка «5» - задания 6 уровня

 

Используемые источники:

 

1. А.А.Жайтапова, Г.А.Рудик, Е.В.Белошниченко, А.С.Сатывалдиева. Педагогика 21-го века на пороге школы. (Информационно-методический дайджест). Алматы, 2009.

 

2. Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного напрпавления/Г.Г.Лукпанова, В.В.савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416с

 

3. Копилочка активных методов обучения – https://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

 

4. Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77.

 

5. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. г.Костанай, 2010.

 

 

6. Г.А.Рудик. Современный урок. (Центр Современной Педагогики «Обучение без границ»). Монреаль, Канада, 2011.

 

 

Приложение 1

Активные методы знакомства

 

Метод «Найди похожих»

Цель: преодоление неловкости, создание весёлой, непринужденной обстановки, сплочение.

Количество участников: от 15 до 25.

Продолжительность проведения: 7-10 минут.

Материалы: широкий круг участников, сидящих на стульях.

Проведение:

Ведущий объясняет инструкцию: «Я буду говорить некоторые фразы – утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг».

Фразы:

Кто в семье старший?

Кто в семье младший?

Кто единственный?

Кто пришёл в брюках?

Кто пришёл в юбке?

Кто сегодня завтракал?

У кого есть часы?

Кто женат или замужем?

Кто холост?

У кого есть сотовый?

Всех, кто выходят в круг, необходимо одобрять и советовать посмотреть на тех, с кем он вышел, запомнить их.

Примечание:

Лучше придумать шуточные вопросы вперемешку с серьёзными. Первый вопрос лучше задать такой, чтобы сам ведущий тоже вышел в круг. Обязательно следить за тем, чтобы каждый участник вышел хотя бы раз, если не получается, то можно на ходу придумать вопрос, который точно подходит к нему. В конце можно попросить участников самим сформулировать фразу.

 

Источник: Копилочка активных методов обучения – https://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

 

Приложение 2

Техника «Работа с карточками для устного сообщения»

 

А. Изучи проблему, используя различные информационные источники.

Б. Отбери необходимую информацию.

В. Расположи информацию в порядке предполагаемого изложения.

Г. Определи основные вопросы, которые ты будешь излагать устно.

Д. Запиши вопросы на карточки.

Е. Изложи на карточке каждый вопрос в виде подробного плана.

 

Источник

 

1. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. г.Костанай, 2010, С. 16.

 

Приложение 3

Требования к учебным заданиям, разработанным в соответствии с таксономией Блума

1. Правильность составления Каталога Компетенций
  Соответствие плана заданной форме
  Правильное отражение содержания урока
  Связь заданий 1 уровня с содержанием урока
  Связь заданий второго уровня с заданиями 1 уровня
  Соответствие цели урока заданий 2-3- уровней
  Количество заданий второго и третьего уровней не менее 5
  Указание в плане в заданиях 4 и 5 уровня новых знаний
  Руководство заданной триадой (я- где - когда) при разработке заданий шестого уровня*
  Составление учебных заданий по установленной триаде
  Четкость, полнота, обособленность и ясность учебных заданий

 

* Я – координата личности, которая отражает личностно-ориентированное обучение.

При описании в задании вершины «Я» - следует использовать соответствующие глаголы, указанные в таблице Блюма

Где – координата пространства /социума (в семье, на море, в пустыне, в классе, в толпе, в Парламенте и т.п.);

Когда - координата времени (сейчас, летом, весной, на следующей неделе, в ближайшее время и.п.)

 

Источник:

Г.А.Рудик. Современный урок. (Центр Современной Педагогики «Обучение без границ»). Монреаль, Канада, 2011.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.