Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы






Социоцентрический характер художественного процесса, за-
кономерности его динамики и создание реалистической картины
мира в русской живописи. Реализм и передвижничество. Товари-
щество передвижных и художественных выставок в 1870—1880-е годы
и в конце XIX в. Формирование символизма. Тенденции к природо-
центризму. Кризис стиля в архитектуре (эклектика) и скульптуре.


Задание предполагает самостоятельную подготовку студентом
маршрута комбинированной экскурсии (городская среда, музей)
и материалов к ней, представляемых в виде картотеки. Лучшие
экскурсии прослушиваются на маршруте.

Рекомендуемые темы
для подготовки выступления

1. Скульптура второй половины XIX в.

2. Живопись второй половины XIX в.

3. Архитектура эпохи историзма в Петербурге.

Варианты заданий

A. Монографическая экскурсия, посвященная творчеству Н.Н. Ге,
И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля,
В.М. Васнецова, В.А. Серова, В.Г. Перова, Ф.А. Васильева,
В.Д. Поленова, И.И. Левитана и др.

Б. Закономерности развития реализма.

1. Социально-обличительная живопись 1860-х годов.

2. Живопись 1870-х годов (портрет, социально-бытовой и
социально-исторический жанры).

3. Социально-исторические ориентации в жанрах жи-
вописи 1880-х годов «Отрадное» как антитеза траги-
ческому.

4. Пейзаж и формирование «пейзажного видения» в живо-
писи второй половины XIX в.

5. Прогностические мотивы в живописи второй половины
XIX в.

B. Основные проблемы и родовые элементы живописной кар-
тины мира в живописи второй половины XIX в.

1. Картина мира как модель социально-исторической ре-
альности в отдельном живописном произведении.

2. Образ Человека, его судьба, роль в общественной жизни
и истории в живописи второй половины XIX в.

3. Нравственный выбор как «взять ли за Господа Бога рубль
или не уступать ни шага злу» (И.Н. Крамской) в живо-
писи второй половины XIX в.


4. Общество, его состав и общественные отношения (семья,
ближайшее окружение-классы) в живописи второй поло-
вины XIX в.

5. Русская история в живописи. Проблема взаимоотноше-
ний личности и общества, народа и власти.

6. Революционное движение в зеркале живописи.

7. Образ России в живописи второй половины XIX в.

Г. Мотивы и их внутренний смысл.

1. Пространство и дорога в русской живописи XIX в.

2. Странник и странничество в русской живописи XIX в.

3. Мотив противостояния в композиции русской картины
второй половины XIX в.

4. Герой и толпа в русской живописи.

5. Слово и его духовная сила в русской живописи XIX в.

6. «Человек в пленэре» в русской живописи XIX в.

7. Евангельские мотивы в русской живописи XIX в.

Д. Система жанров в русской живописи второй половины
XIX в.

1. Социально-обличительный жанр.

2. Портрет.

3. Социальный и социально-бытовой жанры (сопоставитель-
ный анализ).

4. Социально-историческая, социально-бытовая картина и
исторический портрет.

5. Пейзаж.

6. Религиозная живопись.

7. Фольклорный жанр.

ТЕМА 6. РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУБЕЖА XIX—XX веков

Основные проблемы

Искусство эпохи канунов в контексте истории и мирового ху-
дожественного процесса. Стремительность эволюции и сложность
стилистических исканий. Проблема временных границ искусства
порубежного периода. Основные идеи и противоречия эпохи. Сим-
волизм. Стилистические искания эпохи модерн. Рост городов и
строительный бум эры капитализма. Деятельность художествен-
ных объединений. Рост субъективизма в творчестве. Эволюция
системы жанров на рубеже веков, взаимопроникновение жанро-
вых форм, роль пейзажа, а затем натюрморта. Тенденции к мону-
ментальному и декоративному, поиск синтеза искусств. Утверж-


дение лирической концепции, отход от сюжетности к бессобытий-
ным мотивам. Лозунг «искусство для искусства».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.