Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация как объект интеллектуальной собственности






Информация может составлять сущность объекта интеллектуальной собственности – результата творческой деятельности человека или группы лиц. Объекты интеллектуальной собственности подразделяются на объекты авторского права (литературные, художественные, научные произведения, программы для ЭВМ, базы данных), объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) и средства идентификации субъектов и объектов хозяйственного оборота (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров).

Основной критерий отнесения информационного продукта к объектам авторского права – творческий характер этого произведения. Поэтому представляется логичным, что объектами интеллектуальной собственности не являются (ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»):

· официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

· государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

· произведения народного творчества;

· сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Информация может сопровождать изобретение, полезную модель или промышленный образец. Правовой статус указанных объектов и порядок получения патентов на них устанавливается Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г.). Закон устанавливает критерии патентоспособности для каждого из названных объектов (раздел II «Условия патентоспособности»). Для изобретения это новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость; для полезной модели – новизна и промышленная применимость, для промышленного образца – новизна и оригинальность. Однако технические решения, заключающиеся только в передаче информации, не считаются изобретениями (п. 2 ст. 4 Патентного закона).

Изобретения, промышленные образцы и полезные модели называются объектами промышленной собственности. Выдачей патентов, а также контролем соблюдения патентного законодательства, занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Информация об участниках рыночных отношений, их товарах, работах и услугах может передаваться в виде фирменных наименований юридических лиц, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Фирменное наименование – средство идентификации юридического лица как участника хозяйственных правоотношений. Специальное законодательство, устанавливающее требования к фирменному наименованию, на сегодняшний день в России отсутствует. Поэтому правовой режим фирменного наименования устанавливается ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, п. 4 ст. 54 ГК РФ устанавливает исключительное право юридического лица на фирменное наименование, зарегистрированное в установленном законом порядке. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Таким образом, можно сделать вывод, что фирменное наименование не должно полностью совпадать с фирменными наименованиями, зарегистрированными другими юридическими лицами.

Товарный знак (знак обслуживания) – средство идентификации товара (работы, услуги) как объекта торгового оборота.

В соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I " О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.), обладателем прав на товарный знак может быть как физическое лицо – индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо (п. 3 ст. 2). Право на товарный знак регистрируется в установленном Законом порядке.

Товарный знак может включать в себя любые элементы – словесные, изобразительные, объемные и иные. Однако свобода выбора подобных элементов небезгранична. В частности:

· товарный знак не должен быть одинаковым или тождественным до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными в установленном законом порядке для индивидуализации однородных товаров;

· товарный знак не может состоять только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; или являющихся общепринятыми символами и терминами; или характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта; или представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров; или являющихся государственной символикой России или иностранного государства;

· товарный знак не может содержать элементов, вводящих покупателя в заблуждение относительно самого товара, а также его изготовителя;

· товарный знак не может содержать элементов, противоречащих нормам морали.

Регистрация товарного знака не является обязательной. Однако в случае отсутствия регистрации товарного знака субъект, использующий такой знак для идентификации своего товара, не имеет средств защиты этого товарного знака. Поэтому практическое значение регистрации товарных знаков велико.

Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. К наименованию места происхождения товара применяется критерий его достоверности – если обозначение представляет собой или содержит название географического объекта, но вошло в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления, такое обозначение не признается наименованием места происхождения товара и может быть заявлено только как товарный знак.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в Российской Федерации в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта (п. 5 ст. 6 Закона «О товарных знаках…»). Однако это положение не распространяется на товарные знаки, зарегистрированные до вступления в силу названного Закона.

Регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров осуществляет также Роспатент.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят особенности информации как объекта права по законодательству РФ?

2. Что такое тайна? Какие виды тайны известны российскому законодательству? В чем особенности их правового режима?

3. Какая информация является противоправной?

4. В чем особенности правового режима массовой информации?

5. Дайте характеристику современному законодательству РФ о средствах массовой информации.

6. Что такое цензура массовой информации? Каково отношение к ней российского законодательства?

7. Каков правовой статус информационных продуктов, имеющих материальное выражение?

8. Что такое предприятие как объект хозяйственных правоотношений?

9. Каков правовой статус нематериальных благ в информационном обмене?

10. Может ли информация быть объектом торговли? Аргументируйте свою точку зрения.

11. Что такое интеллектуальная собственность? Какие виды интеллектуальной собственности известны законодательству РФ?

12. В чем особенности информации как объекта интеллектуальной собственности?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.