Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники правового регулирования обмена информацией






Все источники правового регулирования информационного обмена в РФ по признаку широты охвата регулируемых ими правоотношений можно классифицировать следующим образом:

· общие источники – источники, содержащие нормы о правовом регулировании информационного обмена, однако регулирующие отношения, связанные не только с информационным обменом;

· специальные источники, регулирующие исключительно различные аспекты обмена информацией.

Специальные источники, в свою очередь, подразделяются на источники, регулирующие смысловую составляющую информационного обмена, и источники, предметом регулирования которых является оказание почтовых услуг и услуг связи, обеспечивающих техническую сторону обмена информацией.

Перечислим основные общие и специальные источники правового регулирования информационного менеджмента с точки зрения принятой иерархии источников права.

В РФ источниками права являются:

· Конституция РФ;

· международные соглашения РФ;

· внутреннее законодательство РФ: кодексы, федеральные законы, подзаконные акты, акты местных органов власти;

· обычаи делового оборота;

· локальные (корпоративные) нормативные акты.

Конституция Российской Федерации – основной закон нашего государства, устанавливающий обязанность соблюдать общепризнанные права и свободы человека.

Международное соглашение (международный договор) - явно выраженное соглашение между государствами (и другими субъектами международного права, например, международными организациями), заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом под международным договором Российской Федерации понимается соответствующее межгосударственное соглашение, в отношении которого РФ выразила согласие на обязательность для нее этого международного соглашения путем его подписания или совершения иных требуемых законом действий. Порядок выражения Российской Федерацией согласия на обязательность для нее международных соглашений установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». При этом как Конституция РФ (п. 4 ст. 15), так и названный ФЗ (п. 2 ст. 5) устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

На сегодняшний день Российская Федерация является участником многосторонних и двусторонних международных соглашений в области правового регулирования информационного обмена.

Россия – участник ряда международных соглашений специального характера об информационном обмене. В основном это соглашения, заключенные государствами-членами Содружества Независимых Государств (СНГ): Соглашение о сотрудничестве в формировании информационных ресурсов и систем, реализации межгосударственных программ государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере информатизации (Москва, 24 декабря 1999 г.), Соглашение о сотрудничестве в распространении массовой информации (Астана, 20 сентября 2002 г.), Соглашение об информационном взаимодействии государств - членов Евразийского экономического сообщества по пограничным вопросам (Алматы, 14 сентября 2001 г.), Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 3 августа 1992 г.), Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск, 1 июня 2001 г.), Соглашение об обмене экономической информацией (Минск, 26 июня 1992 г.) и другие многосторонние соглашения между государствами-членами СНГ.

Россия также участвует в нескольких специальных международных соглашениях об информационном обмене, первоначально заключенных западноевропейскими государствами и со временем распространивших свое действие «на восток» с присоединением к ним стран Восточной Европы, СНГ и Балтии: например, в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства ETS N 062 (Лондон, 7 июня 1968 г.).

Между РФ и рядом иностранных государств как ближнего, так и дальнего зарубежья заключены двусторонние соглашения по различным вопросам информационного обмена, в том числе по вопросам охраны и защиты государственной тайны.

РФ участвует в многостороннем международном соглашении, заключенном преимущественно между странами Западной Европы – Европейской Конвенции радиовещания (Копенгаген, 1948). Целью Конвенции является правовое обеспечение надлежащей организации трансграничного радиовещания на территории Европы.

Российская Федерация является участником двусторонних и многосторонних международных соглашений общего характера, которыми затрагиваются вопросы правового регулирования информационного обмена, сопутствующие основному предмету регулирования соответствующего соглашения. Например, это Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.[1], Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.)[2]. Это также двусторонние соглашения между РФ и отдельными зарубежными государствами о сотрудничестве и правовой помощи[3], консульские конвенции[4].

Внутреннее законодательство Российской Федерации, являющееся источником правового регулирования информационного обмена, включает в себя кодифицированные и некодифицированные законы, подзаконные акты, акты местных органов власти. Среди актов внутреннего законодательства РФ общего характера следует особо отметить роль Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) для правового регулирования информационного обмена. Ст. 128 ГК РФ относит информацию к объектам права наряду с имуществом, работами, услугами и интеллектуальной собственностью. Ст. 139 ГК РФ устанавливает основы правового режима коммерческой и служебной тайны.

Нормы о правовом регулировании информационного обмена содержатся в ряде законов, регулирующих различные виды экономической деятельности:

· Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.);

· Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ " О рекламе" (с изм. и доп. от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г., 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.);

· Законе РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I " О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.);

· Законе РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I " Об авторском праве и смежных правах" (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.);

· Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г.); и др.

Специальные источники правового регулирования информационного обмена можно подразделить на источники правового регулирования информационной (смысловой) составляющей информационного обмена и источники правового регулирования технической составляющей информационного обмена.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим смысловую составляющую информационного обмена, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ " Об информации, информатизации и защите информации" (с изм. и доп. от 10 января 2003г.). Названным ФЗ устанавливаются общие правила формирования и использования информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, создания и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, защиты информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Помимо ФЗ " Об информации, информатизации и защите информации", правовое регулирование информационного обмена с точки зрения смысла и содержания передаваемой информации осуществляется рядом законов, а именно:

· Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ " Об электронной цифровой подписи";

· Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ " Об участии в международном информационном обмене" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.);

· Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I " О средствах массовой информации" (с изм. и доп. от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г.)

· Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ " О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";

· Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне" (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004г.);

· Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ " О коммерческой тайне".

Необходимо отметить, что система правового регулирования содержания передаваемой информации в России находится еще в стадии становления. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится ряд важнейших законопроектов:

· " О документировании информации и документообороте";

· " Об информации персонального характера";

· «О телевизионном вещании и радиовещании»;

· «Об общественном телерадиовещании»;

· «О кабельном телевидении».

Правовое регулирование технической составляющей передачи информации осуществляется на основании двух основных законов:

· Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ " О связи" (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г.).

· Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ " О почтовой связи" (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.);

· Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ " О федеральной фельдъегерской связи" (с изм. и доп. от 3 декабря 1999 г., 27 ноября 2001 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.).

При этом необходимо сделать важную оговорку: ФЗ «О связи» устанавливает общие правила оказания любых услуг связи, в том числе почтовой, на территории РФ, но содержит нормы, преимущественно регулирующие порядок предоставления услуг электросвязи.

Подзаконные акты – общие и специальные – включают в себя различные указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, распоряжения местных органов власти, акты министерств и ведомств, регулирующие отдельные вопросы информационного обмена.

Обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п.1 ст.5 ГК РФ). в РФ является официальным источником права, однако роль его невелика. Тем не менее, на сегодняшний день остаются сферы информационного обмена, в которых фактически основным источником правового регулирования остается обычай делового оборота. В РФ, как и в большинстве стран мира, практически отсутствует нормативно-правовое регулирование обмена информацией в глобальных информационных сетях, самой распространенной из которых является сеть Интернет. Обычаи делового оборота применяются к отношениям регулирования информации, размещаемой на частных Интернет-сайтах, поведению в местах открытого общения в сфере Интернет (форумы, чаты, гостевые книги и т.п.), запрету несанкционированной рассылки коммерческой информации («спама»).

Следует отметить тенденцию формализации обычаев делового оборота, применяемых к отношениям в Интернете. Так, РФ стала одной из первых стран в мире, взявших под правовую охрану доменные имена, совпадающие или тождественные до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками или знаками обслуживания (п. 2 ст. 4 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

 

Судебная практика в РФ не является формальным источником права, имеет рекомендательный характер, однако роль ее в правовом регулировании информационного обмена достаточно велика. Судебная практика фактически истолковывает смысл применяемых формальных источников права.

Определенную роль в правовом регулировании информационного обмена играют локальные нормативные акты, иначе называемые корпоративными, принимаемыми индивидуальными и коллективными предпринимателями и устанавливающими правила поведения для своих работников. К локальным нормативным актам, в частности, могут относиться этические кодексы, внутренние регламенты юридических лиц, различные приказы и распоряжения руководства, устанавливающие порядок информационного обмена в отдельной организации. Локальный нормативный акт не может противоречить действующему законодательству.

На современном этапе развития российского права возникает дискуссия о формировании новой отрасли права – информационного права. Информационное право является одновременно и специальной отраслью права, посвященной регулированию лишь одного вида экономической деятельности (возмездного обмена информацией), и комплексной отраслью, т.е. охватывающей нормы нескольких существующих отраслей права – гражданского, трудового, административного, уголовного и других.

Информационное право опирается на следующие основополагающие принципы:

· принцип свободного информационного обмена;

· принцип равенства субъектов информационного обмена перед законом;

· принцип государственного регулирования информационного обмена;

· принцип свободы договора.

Необходимость существования норм права, регулирующих информационный обмен, обусловлена тем, что развитие правовых средств защиты свободного информационного обмена началось в России всего несколько лет назад. При формировании норм права, регулирующих информационный обмен, значительную роль играет зарубежный опыт аналогичной законотворческой деятельности и практического применения норм, регулирующих информационный обмен. Поэтому в ходе изучения данной дисциплины студенты знакомятся не только с положениями российского права, но и с основами законодательства об информации и информационном обмене ведущих зарубежных государств (США, Англии, Франции, ФРГ и других), а также стран Восточной Европы, СНГ и Балтии.

При этом следует отметить, что в мире существуют две правовых системы – романо-германская (континентальная) и англо-американская (система общего права). К первой, в частности, относятся Франция и ФРГ; ко второй – прежде всего Англия и США. Правовые системы России, стран Восточной Европы, СНГ и Балтии тяготеют к романо-германской правовой семье, тем не менее, они до сих пор сохранили «наследие» существовавшей в них социалистической системы права.

В связи с тем, что деятельность по информационному обмену может рассматриваться как составная часть любого вида хозяйственной деятельности, при изучении законодательства зарубежных стран делается акцент на существование в ряде стран дуализма частного права, т.е. деления его на гражданское и торговое. Дуалистическая система права существует во Франции и ФРГ. В России деления частного права на гражданское и торговое нет, т.е. Россия относится к странам с монистической системой права.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое информация с точки зрения права? Информационный менеджмент?

2. Каково содержание свободы информационного обмена? Можно ли говорить о безграничности этой свободы?

3. Перечислите основные источники правового регулирования информационного обмена в РФ.

4. Как соотносятся между собой международный договор и внутреннее законодательство как источники права?

5. В чем особенности применения международного договора как источника правового регулирования информационного обмена?

6. Какие специальные источники правового регулирования информационного обмена вы знаете? В чем их практическое значение?

7. На каких основополагающих принципах базируется правовое регулирование информационного обмена?

8. В чем состоят особенности зарубежных правовых систем в сравнении с российской?

9. Является ли судебная практика формальным источником права в РФ?

10. Какова роль обычаев делового оборота в правовом регулировании информационного обмена в России?

2. Субъекты информационного обмена: понятия и виды

Субъект информационного обмена – это лицо (индивидуальное или коллективное), которое в соответствии с нормами права (внутригосударственными или международными) способно иметь права и обязанности и своими действиями приобретать права и нести обязанности в отношениях, связанных с обменом информацией.

В соответствии с действующим законодательством субъектами информационного права в РФ могут быть физические и юридические лица, государство, местные органы власти, иностранные государства, международные организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.