Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последовательность обучения подвижным играм.






Сам процесс овладения отдельно взятой игрой складывается из двух взаимосвязанных этапов: создание предпосылок (для понимания сущности игры и необходимых действий) и непосредственное овладение игрой (многократное участие в игре с выполнением всех ролей).

Руководитель должен выбрать игру и определить ее место в уроке, подготовить инвентарь и площадки, организовать играющих, объяснить игру, руководить ею, подвести итоги игры.

Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом необходимо четко знать задачи, которые могут быть решены, а также состав группы, форму предстоящего занятия и место проведения.

Форма занятий во много играет определяющую роль. То, что можно провести на уроке, не подходит для перемены, школьного праздника и т.д.

На выбор игры влияет и место проведения. В малом зале опасно проводить игры, которые требуют большой площадки. Точно так же нельзя провести игру, для которой нет необходимого инвентаря. Поэтому руководитель должен уметь творчески видоизменять и приспосабливать игры к конкретным условиям.

Подготовка места и инвентаря. Сюда входит расстановка снарядов, разметка площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков и т.п.

Подготовка должна проводиться заблаговременно и тщательно. К ней полезно привлекать детей.

Организация играющих. Она включает – расстановку при объяснении, выбор водящих, капитанов и помощников, распределение по командам.

Водящих и капитанов определяют по назначению преподавателя, по выбору играющих, по результатам предыдущих игр, по жребию или в порядке очередности. Выбор того или иного способа диктуется конкретной обстановкой. Распределять детей по командам может сам преподаватель или с помощью расчета и т.д.

Большую помощь в проведении игры оказывают помощники и судьи. Выделенные для этой роли ребята могут быть счетчиками очков или времени, судьями, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками могут быть дети, освобожденные от занятий (или с ослабленным здоровьем).

Объяснение. Изучение игры начинается с ее объяснения. Его лучше делать в том построении, из которого она будет начинаться.

Не следует затягивать объяснение, т.к. дети ждут начала игры. Рассказывать нужно образно. Это особенно важно в имитационных играх с детьми младшего возраста. Дополняемый в необходимых случаях показом рассказ должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать, вызвать желание к активному действию.

Объясняя игру, преподаватель должен стремиться занять место, с которого все бы могли его видеть и слышать. Если игра проходит в кругах, то он встает в 1-2 метрах от середины круга; при построении в шеренги он занимает место перед строем и т.д.

После объяснения выясняют то, что оказалось непонятным. Ответив на вопросы, преподаватель дает команду для начала пробной попытки.

Руководство игрой включает: наблюдение за действиями учеников и команд; выявление и исправление ошибок; указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий; регулирование нагрузки и т.п.

Преподаватель должен выбрать такое место, откуда ему будет видна вся площадка. В сложных играх с большим количеством участников следует обязательно привлекать судей-помощников. В таких случаях преподавателю лучше оставлять за собой возможность наблюдать за ходом игры.

Ошибки следует обязательно и своевременно исправлять, не давая им закрепиться. В большинстве случаев для этого достаточно вмешательства преподавателя. Исправления могут быть сделаны непосредственно по ходу игры и во время специальных остановок. В момент остановки все играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал преподавателя. Объяснять ошибку нужно кратко, демонстрируя правильное действие. Когда же этих приемов оказывается недостаточно, используют специальные упражнения, отдельно разбирают эти ситуации и объясняют нужные действия.

Результат игры должен определяться просто и понятно, но вместе с тем и достаточно полно. Во многих играх не следует ограничиваться только подсчетом очков или секунд; обязательно нужно учитывать правильность действий играющих. Это стимулирует закрепление технически правильных движений.

Подсчет очков и определение победителя должны быть наглядными. Для этого важно систематически информировать об изменениях в счете. Сигнализацию в судействе можно давать ее голосом, хлопком, флажком, но чаще всего свистком. Выбор способа определяется характером игры и составом играющих.

Энергичное вмешательство свистком необходимо лишь в играх с большим соревновательным накалом. Излишне частые свистки нежелательны. Преподаватель должен пользоваться мерами поощрения: назначение премиальных очков за правильное исполнение задания, предоставление лучшим командам некоторых преимуществ, выдвижение лучших игроков на роль капитанов, судьи-помощника и пр.

Одна из важных задач – правильное дозирование нагрузки в игре. Из-за высокой эмоциональности дети не могут контролировать свое состояние. В результате легко может возникнуть перевозбуждение и утомление. При появлении выраженных симптомов усталости (пассивность, потеря точности и контролируемости действий, срывы в поведении и т.д.) необходимо снизить нагрузку. Регулировать ее можно различными способами: сокращать длительность игры, вводить остановки и перерывы, изменять число играющих, сокращать размеры площадки, изменять правила и роли играющих.

Заканчивать игру нужно организованно и своевременно. Необходимо стремиться, чтобы к этому моменту были достигнуты цели, поставленные перед игрой, - тогда она доставит удовольствие и вызовет желание повторить ее. Остановив играющих, преподаватель подсчитывает результаты и объявляет победителя. После этого проводится разбор игры. Оценивая результаты, необходимо разобрать ошибки играющих, отметить положительные и отрицательные моменты в игре и объяснить наиболее целесообразные способы игровых действий. При этом полезно отметить лучших водящих, капитанов, судей, обратить внимание на нарушение дисциплины и порядка.

Такой разбор лучше проводить после того, как играющие несколько отдохнут. Для этого полезна пробежка или ходьба в сочетании с упражнениями на внимание.

В подготовительной части целесообразно использовать игры, направленные на развитие внимания, быстроты реакции, ориентировки. Они не должны быть излишне продолжительными и нагрузочными, иначе это может помешать усвоению материала основной части урока. Игры на внимание нужно проводить либо в начале, либо в конце урока.

Для основной части подбирают игры, способствующие закреплению и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в них может быть больше; повышаются и требования к правильности выполнения. Такие игры, как правило, проводятся в конце основной части урока.

В заключительной части игры помогают плавному переходу занимающихся к другим видам деятельности. Поэтому здесь нужно активизировать внимание, добиваться точности в определении сигналов и команд. Такие игры помогают снизить нагрузку, сохранить у занимающихся хорошее впечатление об уроке и подготовить их к следующим урокам.

При записи подвижных игр в конспекте урока сохраняются все известные положения. Название игры и ее описание заносят в раздел «Содержание». В разделе «Дозировка» отмечают предполагаемую длительность игры. В соответствующую графу конспекта урока вносят организационно-методические указания.

 

Часть урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Объем Интенсив- ность
         

Контрольные вопросы:

1. Чем определяется методика обучения подвижным играм?

2. Каковы этапы обучения подвижным играм?

3. Что входит в обязанности руководителя при подготовке подвижной игры?

4. Какие игры целесообразно использовать в подготовительной, основной и заключительной частях занятия?

 

Литература:

1. Былеева Л.В. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов физической культуры /Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова [и др.]. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – С. 132-137.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.