Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественнонаучная и революционная доминанта в развитии русской культуры во второй половине XIX—начале XX в.






Мощное умственное развитие молодежи середины XIX в. пролегало через изучение естественных наук. Многие меняли модные тогда военные и гуманитарные специальности на естественные. " Кто поручится, - писал К. А. Тимирязев в статье " Развитие естествознания в России в эпоху 60-х годов", - что, не пробудись наше общество вообще к новой кипучей деятельности, может быть, Менделеев и Ценковский скоротали бы свой век учителями в Симферополе и Ярославле, правовед Ковалевский был бы прокурором, юнкер Бекетов - эскадронным командиром, а сапер Сеченов рыл бы траншеи по всем правилам своего искусства".

Широкий интерес к изучению природы, пустивший корни в сознании всего общества, не мог не найти отображения в литературе. Писателем, откликнувшимся на новое движение общественной мысли, был И. С. Тургенев (1818-1883).

Тургенев серьезно увлекался естественными науками и мечтал занять место профессора в Петербургском университете. Для совершенствования знаний в 1838 году он поступает в Берлинский университет. Среди блестящих профессоров, которых слушал Тургенев, был известный географ К. Риттер, слывший одним из самых красноречивых преподавателей. Он ввел понятие " землеведение", был автором многотомного труда под этим названием и читал курс сравнительного землеведения. С публичными лекциями выступал в Берлине прославленный натуралист А. Гумбольдт.

В первых числах марта 1862 года вышла в свет февральская книжка " Русского вестника" с новым романом Тургенева " Отцы и дети". Читатели с жадностью набросились на журнал. По словам современника роман был прочитан даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки. Слово " нигилист", которым в романе назвал Базарова один из персонажей, стало вдруг самым модным словом.

В защиту нового течения русской мысли, обозначенного " нигилизмом", и его выразителя, героя романа, Базарова выступает Д. И. Писарев. Базаров — представитель молодого поколения, увлеченного естественными науками. Он - материалист и чистый эмпирик, который " признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств".

К. А. Тимирязев, принимая настрой оценки романа, данный Писаревым, пишет: " Великий писатель еще в пятидесятые годы угадал " в молодом провинциальном враче" одно из крупнейших течений русской мысли, вскоре на деле доказавших свою плодотворность (в Базарове Тимирязев видит прототип великих русских ученых - физиолога Сеченова и врача Боткина - К. П.). Всякому известно, - продолжает Тимирязев, - что ни одно без исключения произведение русской изящной литературы не произвело такого глубокого впечатления на современников, как " Отцы и дети".

За нигилистами Тургенев угадал новое социально-политическое движение, отличавшееся особым политическим радикализмом, — разночинцев. Если Герцен еще признавал существование объективного разума в основе природы и называл положение Гегеля " все действительное разумно, все разумное действительно" " великой мыслью", не распространяя, однако, это положение на современное ему политическое устройство России (Лосский, 1991), то " неистовый Виссарион" от первоначального признания гегелевской формулы о разумной действительности приходит к революционной пропаганде. По Белинскому революция - это уже не правительственный переворот, не захват власти, как думали декабристы, это война, истребление угнетателей ради будущего блага угнетенных. " Я начинаю любить человечество маратов-ски; чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную".

Жажда кровавой расправы стала доминантой в мировоззрении многих представителей разночинной интеллигенции, деятелей литературы и искусства. Социальные ориентиры русской литературы все больше приобретали большевистскую интерпретацию - благо большинства за счет уничтожения меньшинства. Прозрение, что к " угнетателям" стали относить всех инакомыслящих, а уничтоженное " меньшинство" стало исчисляться десятками миллионов, пришло значительно позднее.

Д. И. Писарев с презрением относился к искусству и философии. Он заявлял, что пара ботинок для него ценнее всего творчества Шекспира. Подобно идеологу анархизма Бакунину Писарев проповедовал разрушение. " Что может быть сломано, - говорил он, -должно быть сломано. Стоит любить только то, что выдержит удар. Что разбивается вдребезги, то хлам. В любом случае бей направо и налево. Это не принесет и не может принести вреда".

А. Ф. Замалеев (1995) приводит шутливое высказывание историка М.П. Погодина: " Полевой роди Белинского... Белинский роди Чернышевского...Чернышевский роди Писарева, который дошел до нельзя". К этому можно добавить, - пишет Замалеев, -Писарев роди Лаврова и Ткачева, Ткачев роди Ленина. Путь развития революционной идеологии завершается кровавой драмой большевистской диктатуры.

Новые направления в искусстве, ориентированные на урбанистическую цивилизацию. Авангардистским течением европейского искусства начала XX в. был футуризм, близкий нигилизму Писарева и Бакунина, отрицавший художественное и нравственное наследие, проповедовавший разрыв с традиционной культурой, прославлявший эстетику урбанистической цивилизации. Приведем его кредо по книге теоретика футуризма Маринетти (" Футуризм", русское издание 1914 г. Цит. по Филиппов, 1984): "...наша футуристская чувствительность не волнуется перед мрачной тайной неисследованной долины или горного ущелья... С нами начинается царство человека с подрезанными корнями, умноженного человека, который смешивается с железом, питается электричеством и понимает только наслаждение ежедневной опасности и героизма".

Надвигающуюся угрозу зависимости человека от техники выразил М. Волошин:

МАШИНА

Как нет изобретателя, который

Чертя машину не мечтал

Облагодетельствовать человека,

Так нет машины, не принесшей в мир

Тягчайшей нищеты

И новых видов рабства.

 

Антиподом певцов технической цивилизации стала антиурбанистическая концепция. Тревога за гибельное для природы развитие цивилизации звучит в творчестве многих писателей.

Художественно-философское открытие Есенина состояло в том, что он отразил не только близость своего лирического героя к природе, а полную сращенность с ней. За боль, которую человек наносит всему живому, он расплачивается собственными страданиями.

Вот она, суровая жестокость,

Где весь смысл - страдания людей!

Режет серп тяжелые колосья

Как под горло режут лебедей.

С. Есенин. " Песнь о хлебе"

 

Литературная жизнь первых лет революции ознаменовалась появлением многочисленных творческих группировок. Все они в своих манифестах провозглашали грандиозные притязания, в том числе на отображение в искусстве человека и природы (Филиппов, 1984). Представители Пролеткульта пытались создать новый тип искусства, кардинально меняющий взгляд на взаимодействие общества и природы. Его теоретики А. Богданов и А. Гастев заявляли об особой психике пролетариата, связанной с особенностями технико-трудового процесса. Природе отводилась лишь роль подсобного материала в создании " механизированного коллективизма". Приведем образец творчества Гастева (цит. по Пролетарские поэты первых лет советской эпохи. Л., 1959, с. 159):

Смотрите! я стою среди них: станков, молотков, вагранок и горн

и среди сотни товарищей.

Вверху железный кованый простор.

По сторонам идут балки и угольники.

Гляжу на них и выпрямляюсь.

В жилы льется новая, железная кровь.

Я вырос еще.

У меня самого вырастают стальные плечи и безмерно сильные руки.

Я слился с железом постройки.

 

Превознося творческую мощь трудового человека, Гастев полностью игнорировал природу. В " Манифестации" (1917-1919) он так изображает создание новой цивилизации: " Пожрать на пути все леса, весь уголь, торф, обречь на смерть заснувшие города, погосты, усадьбы..."

Тоталитарный режим советского государства требовал от работников культуры непосредственного вмешательства в переустройство жизни, прославления " мудрой политики партии и правительства". Так готовилась почва для метода социалистического реализма в искусстве.

 

Я хочу,

чтоб к штыку

приравняли перо,

С чугуном чтоб

и с выплавкой стали

о работе стихов,

от Политбюро,

чтобы делал

доклады Сталин.

В. Маяковский. " Домой! "

 

Поэзия труда в советской литературе всегда была крайне политизированной: воспевалось строительство прекрасного будущего и вместе с тем звучали призывы к борьбе с разного рода врагами. Лучше всего издержки жанра передают литературные пародии.

 

ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.