Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Век Просвещения






 

С конца XVI в. в странах Западной Европы начинается быстрый подъем творческой мысли. Расширение географического кругозора человечества, последовавшее за великими географическими открытиями, и накопление огромного багажа эмпирических знаний и фактов нуждались в теоретическом осмыслении. Этого требовали также запросы быстро развивавшихся сельского хозяйства и промышленности.

В XVII-XVIII вв. естествознание все еще находилось под контролем религиозных догм. В биологии господствовала концепция креационизма, утверждавшего, что все виды живых организмов созданы Творцом и что они неизменны. Даже К. Линней (1701-1778), основоположник естественной системы животных и растений, придерживался аксиомы: " Виды неизменны, их столько, сколько было сотворено Творцом".

Обобщение накопленного ботанического и зоологического материала, прямые наблюдения в природе наводили исследователей на мысль об изменчивости организмов. Направление научной мысли, согласно которому организмы меняются под влиянием внешних условий, получило название трансфермизм. Еще в античные времена и в средневековье наряду со здравыми наблюдениями существовали наивные представления, согласно которым плоды дерева могли трансформироваться в рыб и гусей (рис. 4.1), в тине болотной зарождались телята и т.п.

Рис. 4.1. Превращение плодов дерева в гусей и рыб, по Дюре, 1605 г.

По сути дела это были реликты мифологического сознания. Глубокое изучение свойств видов животных и растений в XVIII в. способствовало изгнанию наивно-трансформистских представлений.

Трансформизм стал научной концепцией, доказывающей, что одни организмы, изменяясь, порождают другие. Рассуждения об изменчивости органических форм на протяжении геологической истории Земли привели трансформистов к мысли, что эти изменения явились причиной постепенного усложнения организмов, совершенствования их строения. Логическим продолжением трансформизма явилось эволюционное учение Ч. Дарвина.

XVII-XVIII вв. - эпоха бурного расцвета науки и культуры в западноевропейских странах. Наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль в естественных науках.

Совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с помощью основных знаний из области естественных наук получило название натурфилософии - философии природы. Целое созвездие имен вошло в историю мировой культуры.

Подчас новые идеи встречали непонимание или осуждение современников. Приступая к анализу вклада натурфилософов в копилку общих культурных ценностей человечества, не будем высокомерно разбирать " недостатки" наследия великих мыслителей. Проследим логику развития основополагающих идей естествознания. Живые и яркие характеристики натурфилософов во многом заимствованы из книги В. В. Лункевича (I960).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.