Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ббк 57. 026






 

© Петров К. М., 1997

© Издательство " Химия", Санкт-Петербург, 1997

 

ISBN 5-7245-1038-3

Посвящаю жене,

Майе Марии Владимировне Ошурковой,

с любовью и благодарностью

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Пространство выгнулось я пошатнулось время,

Дух скорости ногой ступил на темя

Великих гор и повернул поток.

Отравленным в земле прозябло семя,

И знали все, что наступает срок.

А. Ахматова

Жизнь человека, общества, существование цивилизации на планете неразрывно связаны с природными условиями. Успехи научно-технической революции, бурным развитием которой ознаменовалась вторая половина XX века, лишь на короткий период были восприняты с оптимизмом как свидетельство торжества человеческого разума, как предпосылка к будущему благоденствию на основе покорения природы. Очень скоро пришло горькое разочарование: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, неконтролируемый рост населения ясно обозначили угрозу надвигающегося глобального экологического кризиса.

На протяжении почти двух веков слова слепого провидца Жана-Батиста Ламарка: " Человеку суждено истребить самого себя, после того, как он сделает Землю непригодной для обитания" долгое время оставались непонятыми. Те же, кто воспринял их зловещий смысл, оказались беспомощными в противоречивом и расчлененном мире. Опутанные предрассудками, утопическими догмами, экономической и политической конъюнктурой, страдающие близорукостью временщиков, мы лишь сейчас становимся свидетелями пробуждения Разума (Соколов, 1993).

Под влиянием повелительной необходимости жить с природой в гармонии и согласии человечество вынуждено отбросить вековой императив покорения природы. Осознание безнравственности этого императива, насаждавшегося многими деятелями, претендовавшими на философское и социальное лидерство, только теперь входит в структуру нового ноосферного мышления. Экологическая культура призвана противостоять технократическим стереотипам, чтобы роковой ход истории цивилизации был исправлен и биосфера будущего не осталась безлюдной.

В приоритеты научно-технического прогресса постепенно включается не столько увеличение производства, потребительский эгоцентризм, сколько спасение природы, сохранение естественной среды обитания людей. Возможностей для самовосстановления и самоочищения природных систем остается все меньше. Для глубокого граждански осознанного понимания этого стало необходимо активизировать весь потенциал культуры в самом широком смысле, раскрыть людям общекультурную значимость природы.

Метафорический образ Земли как " космического корабля" принадлежит американскому ученому К. Боулдингу (Boulding, 1966). Нормальная работа систем жизнеобеспечения такого корабля для благополучного путешествия в космосе может поддерживаться только общими разумными действиями всех землян. На нашей же планете, разделенной на государства, многие из которых относятся друг к другу враждебно, ничего подобного нет. Поэтому другой американский ученый Г. Хардин (Hardin, 1976) сравнивает человечество с кораблем, потерпевшим крушение: в спасательных шлюпках находятся жители богатых стран, они затеряны в океане и окружены многочисленными тонущими народами бедных стран.

" Этика спасательной шлюпки" столь же очевидна, сколь беспощадна: чтобы кого-то спасти, его надо взять на борт шлюпки, вместимость которой жестко ограничена. Спасти чью-то жизнь - значит пожертвовать своей, бросившись в бушующий океан.

Идея защиты окружающей среды во всей мировой культуре сегодня стала господствующей общественной парадигмой. Она сформировалась под влиянием тревоги за будущее человечества. Экологический бум - результат не только крайне неблагоприятных для человека изменений в биосфере. Это определенная реакция общественного сознания, которое, наконец, начало подходить к пониманию важности оценки места человека в природе.

Экологический императив в практике подготовки специалистов различного профиля возник в конце 60-х гг. на базе известных публикаций участников Римского клуба - Дж. Форрестера, Д. Мидоуза и др. В университетах Западной Европы и США на протяжении двух последних десятилетий было издано множество учебников; перечислим некоторые из них, получившие наибольшее признание: " Человек и окружающая среда" (Boughey, 1971); " Экология человека" (Levine, 1975); " Человек и земные экосистемы" (Bennett, 1975); " Среда обитания человека и природные системы" (Greenwood, Edwards, 1979); " Введение в науку об окружающей среде" (Moran etc., 1980); " Воздействие человека на экосистемы" (Tivy, O'Hare, 1982); " Изучение окружающей среды. Земля как живая планета" (Botkin, Keller, 1987); " Изменение лика Земли" (Simmons, 1989); " Наука об окружающей среде. Действие для устойчивого развития" (Chiras, 1994).

Как видим, ни один из них не называется просто " Экология". За этим понятием во всем мире сохраняется традиционное чисто биологическое содержание. В России возникло определенное противоречие между традиционной и расширенной трактовкой понятия " экология". Наиболее удачным выходом из наметившегося противоречия является рассмотрение расширенных задач экологического образования в рамках геоэкологии, - междисциплинарного направления, объединяющего биологию и географию (" Основы геоэкологии", 1994; Петров, 1994).

Важнейшая цель предлагаемого учебного пособия - способствовать формированию экологической этики, представлению о человеке как части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. В целом курс носит мировоззренческий характер и построен таким образом, чтобы ввести необходимые базовые естественнонаучные понятия для создания представлений о биосфере, месте в ней человека, о проблемах, связанных с взаимодействием общества и природы в эпоху развития технической цивилизации.

В учебном пособии раскрывается роль общей экологии в решении проблем, выдвигаемых взаимодействием общества и природы. В части I прослежены этапы развития экологических идей от первобытного общества до века Просвещения и становления научных основ естествознания. Часть II состоит из трех разделов. В первом излагаются основы учения В. И. Вернадского о биосфере, исследованы механизмы ее устойчивости. Во втором - проблемы человечества, связанные с демографическим взрывом, сокращением пахотных угодий и голодом, загрязнением окружающей среды и разрушением природных ландшафтов, энергетическим кризисом; анализируются последствия антропогенного воздействия на атмосферу и Мировой океан; обсуждаются проблемы устойчивого развития. В третьем описаны зональные типы экологической дестабилизации ландшафтов России, особенности нарушения среды обитания в результате техногенной деятельности. Часть III посвящена предмету и методам географо-экологических (геоэкологических) исследований, обоснованию интегрирующей роли геоэкологии как науки, стоящей на границе между биологией и географией; теория геоэкологии рассматривается как основа при решении практических задач рационального природопользования и охраны природы. В части IV показана необходимость формирования нового мировоззрения, экологической этики как обязательного условия устойчивого развития.

Экологические проблемы человечества придется решать нынешнему молодому поколению. Оно должно прийти в новое тысячелетие с развитым ноосферным мышлением. Это учебное пособие призвано помочь воспитанию у студентов умения оценивать жизнедеятельность людей и результаты их творчества с позиций сохранения природной и культурной среды, способности направлять свою профессиональную деятельность на сохранение биосферы как среды обитания человека.

Особую ценность представляет справочно-методический аппарат книги: словарь терминов, список литературы, отражающий состояние проблемы как в России, так и за рубежом, вопросы для самостоятельных занятий, являющиеся по сути дела развернутой программой курса.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности " Экология и природопользование", атакже слушающих курс " Экология" в естественнонаучных, технических и гуманитарных учебных заведениях. Оно может быть полезно преподавателям и научным работникам, занимающимся проблемами экологии и рационального природопользования.

Автор выражает глубокую благодарность профессору факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского университета В. Г. Морачевскому, директору СПб филиала Института истории естествознания и техники РАН профессору Э. И. Колчинскому, заведующему кафедрой физической географии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена профессору И. В. Игнатенко, заведующему кафедрой философии науки и техники Санкт-Петербургского университета профессору Э. Ф. Караваеву, декану факультета географии и геоэкологии Казанского университета профессору Ю. П. Переведенцеву, заведующему кафедрой геоэкологии Калининградского университета профессору Б. В. Краснову, заведующему кафедрой физической географии и геоэкологии Волгоградского педагогического института профессору В. А. Брылеву и многим другим за поддержку и критические замечания, высказанные при подготовке рукописи к печати.

 

Часть I






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.