Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В 1701 г. начала действовать Артиллерийская школа, а в 1707 г. были созданы Медицинская школа и Инженерное училище.






В годы правления Петра проводилась политика усиления дворян­ства, консолидации его рядов. В немалой степени этому способство­вал указ 1714 г. о единонаследии. Государство обязало дворян учить­ся и запрещало дворянским недорослям жениться, не овладев грамо­той и азами математики. Государство мобилизовывало дворян на службу, а потому законом было запрещено покупать имения тем дво-с„нам, которые нигде не служили, производить в офицеры дворян, [L прошедших службу рядовыми в гвардейских полках. Традицион­ность в дворянском землевладении заключалась в связи землевладе­ния с дворянским званием и службой дворян.

Особую роль в консолидации дворянства, в организации и регу­лировании государственной службы сыграла введенная в 1722 г. Та­бель о рангах. Она была государственным законом, определявшим порядок прохождения службы и устанавливавшая иерархию служеб­ных чинов. Табель о рангах окончательно заменяла принцип породы принципом выслуги и служебной пригодности. Устанавливалась обя­зательность дворянской службы с самых низших рангов служебной иерархии, состоявшей из 14 рангов. 14-й ранг (первый по Табели) на военной службе предоставлял потомственное дворянство. На граж­данской службе 14-й ранг давал личное дворянство, а достигший чина коллежского асессора (8-й ранг) чиновник имел право получить потомственное дворянство.

Табель о рангах давала возможность тем самым получить дворян­ство представителям других сословий. Это вело к притоку в дворян­ство талантливых и образованных людей, что объективно укрепляло дворянское сословие.

Северная война, создание военно-морского флота еще более уси­лили потребности государства в деньгах. Многочисленные налоги, которые вводились беспорядочно, тяжелым бременем ложились на плечи крестьян и горожан. Крестьяне на рост налогов и повинностей отвечали бегством. Правительство усиливало борьбу с беглецами и их укрывателями. В начале XVIII в. подворное обложение не давало каз­не желаемого роста доходов. Крестьяне и посадские люди часто пред­почитали жить одним двором, в котором хозяйствовало по нескольку семей. Помещики сселяли в один двор несколько крестьянских се­мей. Поэтому в 1718—1724 гг. в отношении крестьян была проведена главная социальная мера. В эти годы была проведена перепись всего мужского населения без учета возраста и работоспособности. После чего подворное обложение было заменено подушной податью. Душа мужского пола стала единицей налогообложения. В случае нетрудо­способности или смерти крестьянина подать за него платила или се­мья, или община. Таким образом, душа мужского пола была счетной, а не плателыцицкой единицей. На крестьян было возложено содер­жание армии, на посадских людей - флота.

Подушная подать была распространена на холопов и «гулящих» людей, которые были включены в число крепостных крестьян. В ходе проведения податной реформы была образована категория государст-Венных крестьян (черносошные крестьяне Севера, однодворцы Юга, пашенные люди Сибири, ясачные люди Поволжья). Введение подуш-н°й подати привело к тому, что все трудовое население находилось в кРепостной зависимости либо от дворян-помещиков, либо от госу­дарства. Подушная подать усиливала власть помещиков над крестьянами, потому что им был поручен сбор подушной подати и подаца ревизских сказок. Для обеспечения борьбы с бегством крестьян была введена паспортная система, затруднившая их перемещение.

Рост недовольства тяготами проводимых реформ выражался не только в бегстве крестьян и горожан, но и в восстаниях. Одним из мощных антигосударственных выступлений было восстание в Астра­хани в 1705 г.

Усиление сыска беглых крестьян на Дону привело к восстанию казаков. Правительство стремилось ограничить автономию Дона, ли­шить казаков ряда их вольностей. Поводом к восстанию послужили действия карательного отряда князя Ю. В. Долгорукого, вершившего на Дону сыск и возврат беглых. Сопротивление казачьей голытьбы на Дону в 1707 г. возглавил казак К. Булавин. Движение на Дону под во­дительством К. Булавина было чисто казацким движением и по со­ставу участников, и по целям и требованиям.

Астраханское восстание, движение К. Булавина, восстание баш­кир в 1705—1711 гг. стали ускорителями проведения областной ре­формы в 1708—1711 гг. Областная реформа была первой из админист­ративных реформ, проведенных в первой четверти XVIII в.

Для абсолютизма характерен высокий уровень централизации в управлении, разветвленная, четко организованная система одно­типных учреждений с присущими им функциями и штатом. Огром­ную роль в управлении играла бюрократия. В иерархии чиновников каждому определено свое место. В своей работе чиновники руково­дствовались законом, а не обычаем, традицией, прецедентом, как было до Петра I.

В 1708—1710 гг. Россия была разделена на восемь губерний: Мос­ковскую, Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Воеводская администрация была заменена губернской системой управления. Во главе губернии стоял губернатор. В его руках была сосредоточена военная и гражданская власть. Он имел заместителя — вице-губернатора. Военными делами ведал обер-камендант, денежные дела были в руках обер-комиссара. Обер-провиантмейстер занимался хлебными сборами. Вопросами суда ведал ландрихтер. После учреждения во время второй губерн­ской реформы надворного суда должность ландрихтера была уничто­жена.

При губернаторе существовал совет (консилия) ландратов из вы­борных местных дворян (8—12 человек). Совет усиливал власть губер­натора, являясь его опорой. Губернатор имел в Совете два голоса-Уезды возглавлялись комендантом, то есть воеводой по старому на­именованию. Во главе губерний стояли близкие Петру люди из числа «птенцов гнезда Петрова». При губернаторах находились гвардейцы-которые должны были контролировать их деятельность. Петр возла­гал на верных ему гвардейцев задачу усиления органов власти, конт­роля за их деятельностью. Привилегированный характер гвардейской пужбы делал гвардию и военной опорой, и орудием проведения всей внутренней политики государства.

В результате проведения областной реформы 1708—1711 гг. пре­кратили существование областные приказы, Ратуша, земские избы. g 1713—1714 гг. появились Нижегородская, Астраханская и Рижская губернии. Управлять, а особенно собирать налоги в 11 огромных гу­берниях было тяжело. В 1719 г. было создано 50 провинций. Во главе «незнатных» провинций стоял воевода со своей земской канцеляри­ей. Во главе «знатных и важных» провинций стояли генерал-губерна­тор, губернатор, вице-губернатор или обер-комендант.

Губернаторы всех 11 губерний имели власть лишь в губернском городе и одноименной провинции. Полномочия воеводы в провин­ции были весьма широки: финансовые, военно-хозяйственные и по­лицейские.

Провинции делились уже не на уезды, а на «доли» во главе с ландратом («доля» — 5536 дворов). Ландрат был выборным от дво­рян и подчинялся высшим инстанциям. Позднее доли были замене­ны «дистриктами» (2000 дворов) во главе с земским комиссаром, вы­полнявшим полицейские функции и отвечавшим за сбор налогов. Сбором налогов во всей провинции ведал камерир, а местное про­винциальное казначейство возглавлял рентмейстер.

Боярская дума, бывшая аристократическим органом, постепенно умирала. Петр не особенно с ней считался. 22 сентября 1711 г., от­правляясь в Прутский поход, оставил вместо себя Правительствую­щий Сенат. Это означало конец Боярской думы. Сенаторами были назначены 9 человек. Это был постоянно действующий бюрократиче­ский орган. Сенат должен был ведать финансами, торговлей, доби­ваться увеличения доходов, контролировать действия учреждений и высших чиновников, наблюдать за судопроизводством, разрабаты­вать проекты новых законов. На заседаниях Сената было установлено дежурство обер-офицеров гвардии, которые должны были арестовы­вать и отводить в крепость сенаторов, начавших ругаться или невеж­ливо поступать.

В 1711 г. был учрежден институт фискалов, тайно осуществляв­ших надзор за теми, кто, по их мнению, нарушает закон, погряз во взяточничестве и казнокрадстве. Фискалы доносили на таких лиц. За донос они получали половину штрафов, бравшихся с обвиняемых, освобождались от податей и подсудности местной администрации. Фискалы не могли прекратить воровство, взяточничество и казно­крадство, так как лишь регистрировали уже совершенные преступле­ния, но не обеспечивали их предупреждения.

В 1722 г. в процессе реформы Сената был введен пост гене-Рал-прокурора Сената и прокурорский надзор в государственных уч­реждениях с целью предупреждения преступлений. Первым гене-Рал-прокурором Сената — «оком государевым» стал сын музыканта, асший в детстве свиней, буйный, сварливый и властный Павел Ягу-иНский. Генерал-прокурор Сената руководил его работой, назначал

прокуроров в государственные учреждения. В 1722 г. при Сенате были учреждены две должности. Герольдмейстер, который вел учет служилых людей и регистрировал их продвижение по службе. Гене­рал-рекетмейстер - принимал жалобы на чиновников. При Сенате действовали генерал-фискал и обер-фискал, которым были подчине­ны провинциальные и городские фискалы.

В 1718-1720 гг. вместо приказов и канцелярий были введены коллегии. Коллегии привлекли Петра тем, что там все вопросы реша­лись через совет и сообща. Указ о реформе был подписан в 1717 г. К 1718 г. были сформированы штаты коллегий. Были созданы три главные коллегии: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-кол-легия. Затем были созданы три финансовые коллегии: Штатс-кон-тор-коллегия (расходы), Камер-коллегия (доходы) и Ревизион-колле-гия (надзор над двумя первыми). Промышленностью руководила Ма­нуфактур-коллегия, горным делом - Берг-коллегия, торговлей ведала Коммерц-коллегия, судом — Юстиц-коллегия, а поместными дела­ми - Вотчинная коллегия. Власть коллегии распространялась на всю страну. Деятельность каждой коллегии и любого государственного учреждения определялась регламентом. Регламенты всех учреждений составлялись на основе Генерального регламента (1720 г.).

Кроме коллегий, было создано известное число контор, канцеля­рий, департаментов, комиссий, которые ведали четко определенны­ми вопросами. Для системы созданных государственных учреждений было характерно четкое разграничение сфер управления, централиза­ция и специализация деятельности.

В 1720 г. на правах коллегии был создан Главный Магистрат. На местах создавались магистраты, в ведении которых были судебные функции, сбор налогов и городское благоустройство. Для решения дел политического сыска в добавление к Преображенскому приказу в Петербурге была учреждена Тайная канцелярия. В процессе реформ была создана система судебных органов. Вершиной ее являлись Се­нат и Юстиц-коллегия.

В 1699 г. умер патриарх Адриан. Нового патриарха выбирать не стали. Царь назначил Стефана Яворского местоблюстителем патри­аршего престола. В 1721 г. была проведена церковная реформа. В 1721 г. церковь стала частью государственного аппарата. Была соз­дана Духовная коллегия — Синод. Феофан Прокопович составил Ду­ховный регламент - свод установлений церковной организации в аб­солютистском государстве. Обер-прокурором Синода стал престаре­лый Стефан Яворский, а фактически Синодом заправлял вице-президент Феофан Прокопович. Членов Синода назначал сам царь, и они получали государственное жалованье. Они были прирав­нены к светским чиновникам. Члены Синода приносили присягу на верность государю, обязывались выполнять все его распоряжения и не вмешиваться в мирские дела. Высшим судьей в духовных делах был монарх. Во главе Синода впоследствии обер-прокурором назна­чалось светское лицо.

В первой четверти XVIII в. была создана регулярная армия. Кро­ме регулярной армии, были нерегулярные части. Это ландмилицкие полки, формировавшиеся на Слободской Украине и в южной части Великороссии, формирования яицких, донских, гребенских казаков и части казанских пригородов и сибирских городов. К концу царст­вования Петра I Россия имела мощный военно-морской флот. Жизнь и деятельность армии определялись по военному уставу 1716 г. Воен­но-морской флот руководствовался в своей жизни и деятельности Морским уставом 1720 г.

В 1721 г. после окончания Северной войны Сенат пожаловал Петру титул Императора Всероссийского. Россия стала империей. В 1722 г., в связи с делом царевича Алексея, ставшего знаменем оп­позиции петровским преобразованиям и приговоренного к смертной казни, Петр изменил принцип престолонаследия. Отныне наследовал престол тот человек, имя которого было указано в завещании импе­ратора.

В период правления Петра произошли колоссальные изменения в культуре и в быту. При Петре развивалась светская культура. Без светского просвещения и развития науки невозможно представить успехи, достигнутые Россией.

Петр модернизировал и европеизировал Русь. Как русский чело­век он был максималистом, стремился сделать сразу все и быстро. Он хотел видеть Россию процветающей, мощной и культурной страной европейского уровня, а потому вводил и то, что было необходимо, и то, что было чужеродно, бесполезно. Форсированная модернизация и европеизация России дали чудовищный социальный эффект — уси­ление грубых и жестоких форм эксплуатации трудового народа.

Реформы Петра I определили движение России по европейскому пути. Россия одержала блестящие воинские победы, завоевала выход в Балтику, расширилась ее территория, были созданы мощная про­мышленность, армия, флот, светская культура. Но в то же время мо­дернизация и европеизация институтов и структур государства и вла­сти способствовали консервации существующего самодержавно-кре­постнического режима и его основ.

Петр создал военно-полицейское государство, где была всесто­ронне регламентирована жизнь подданных, в общественном созна­нии безраздельно господствовало государственное начало. В таком государстве не было места для негосударственных форм общества. Но Другого способа вывода России с ее архаическим социумом на путь Решения своих государственных задач, обеспечить суверенитет стра­ны при ограниченных материальных ресурсах ее населения тогда не было. Петр I действовал в соответствии с духом и идеями своего вре-Мени, провозглашавшими могущество верховной власти, ее безгра­ничность и непогрешимость.

 

Тема 7. Россия в условиях утверждения абсолютизма (ХVIII век)

Часа).

1. Военные реформы в первой четверти XVIII века.

2. Петровские преобразования государственного управления.

3. Реформы Петра I в области культуры и быта.

4. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 годы).

5. Царствование Екатерины II.

6. Правление Павла I.

 

Темы рефератов:

1. Петр I: биография.

2. Северная война 1700-1721 годов и ее результаты.

3. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.