Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1812—1813, 1816 — дом Мижуева — набережная реки Фонтанки, 26.

ПЕ́ СТЕЛЬ

Павел Иванович (24 июня 1793 – 13 июля 1826) – рус. революционер и мыслитель, один из руководителей декабристов. Род. в Москве. Первоначальное образование получил в Германии (1805–1809). В 1811 окончил Пажеский корпус. Участник Отечеств. войны 1812 и заграничных походов 1813–14. Антикрепостнич. взгляды, сложившиеся у П. во время войны и в первые послевоен. годы, привели его на путь революц. деятельности. Вступив в 1816 в " Союз спасения", он сразу же занял в нем руководящее положение. В 1817 П. написал для этой организации устав, а затем проект конституции, к-рая провозглашала отмену крепостного права и ограничение самодержавия. Однако уже в 1820 П. выступил на собрании членов " Союза благоденствия" с докладом, в котором доказывал преимущества республиканской формы правления перед конституционно-монархической и обосновывал необходимость решительных революционных действий. В 1821, после роспуска " Союза благоденствия", П. организует Южное общество, пишет для него республиканско-демократическую программу под названием " Русская правда" и в период 1821–25 предпринимает попытки к созданию единой организации дворянских революционеров. 13 декабря 1825, в самый канун восстания на Сенатской площади, П. был арестован (в Тульчине). Вместе с др. руководителями декабристского движения казнен в Петербурге.

По признанию современников, П. был человеком выдающихся способностей и отличался редкой образованностью (см. А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 8, 1958, с. 17; " Записки декабриста Н. И. Лорера", 1931, с. 74). Однако подавляющее большинство источников, на основании к-рых можно судить о воззрениях П.,: было уничтожено или самим П. перед арестом, или его ближайшими друзьями. Сохранились только " Русская правда" и показания во время следствия, в к-рых нашли отражение гл. обр. обществ.-политич. и отчасти социологич. взгляды П.

В " Русской правде" П. подверг всесторонней критике самодержавно-крепостнич. порядки в России, теоретически обосновывая неизбежность их гибели, доказывал, что уничтожить их можно только революц. путем. Для утверждения нового общества, считал П., необходим переходный период сроком в 10–15 лет, период диктатуры врем. Верховного правления. Центр. место в " Русской правде" занимают агр. вопрос и проект будущего политич. строя России. Указывая на опыт историч. развития Зап. Европы, П. развивал ту идею, что перемена в ходе революции формы гос-ва не изменит положение народа. Только наделение крестьян землей при их освобождении даст им действит. свободу. Весь земельный фонд послереволюц. России П. предлагал разделить на две части – общественную и частную. Первая предназначается для бесплатной раздачи в пользование всем нуждающимся и служит средством для производства необходимого продукта; создать ее предполагалось за счет отторжения значит. части помещичьих владений. Введение обществ. собственности на землю, по замыслам П., должно обеспечить всех неимущих средствами к существованию, создать экономич. преграды господству капитализма, гарантировать гражданам полную независимость в политич. жизни. Земля частная могла служить предметом купли-продажи и предназначалась, как утверждал П., для производства изобилия. Т.о., в " Русской правде" сделана утопич. попытка примирить два несовместимых принципа – общественной и частной собственности. Перед П. как экономистом и политич. деятелем встал чрезвычайно сложный вопрос. С одной стороны, он видел всю гнилость феодально-крепостнич. строя, характеризовал его как " гнусный и неистовый распорядок вещей", подлежащий немедленному уничтожению; с другой стороны, сознавал, что господство буржуазии на Западе не принесло народу выгод ни в экономич., ни в политич. отношении. Каким путем должна пойти Россия? Этот вопрос волновал рус. революционеров на протяжении всего 19 столетия. Герцен, Чернышевский и народники ответили на него своей теорией крест. социализма. П. не был социалистом, но, признав в " Русской правде" необходимость обществ. собственности на землю наряду с частной, он сделал известный шаг в этом направлении.

В политич. отношении программа П. отличалась демократизмом, к-рый выразился в безоговорочном провозглашении республика-низма и в отстаивании всеобщего, равного для всех (за исключением женщин) избират. права.

В основе воззрений П. на общество лежала теория естественного права, из к-рой выводились природное равенство людей, их одинаковые гражд. права и обязанности. По существу, продолжая намеченную Радищевым линию, П. вкладывал в эту теорию революц. содержание. Доказывая, что общество возникло в результате добровольного соглашения людей, поступившихся частью естеств. прав в пользу одного или нескольких лиц, к-рым было предоставлено право распоряжаться общими делами, П. подчеркивал, что пр-во существует для блага народа. Лишение народа прав и переложение на его плечи одних только обязанностей неизбежно влечет за собой расторжение общественного договора и ниспровержение существующего строя. Понимая, что общество разделяется на бедных и богатых, П. сделал попытку вскрыть причину этого обществ. неравенства. " Бедный..., – писал он, – живет лишь от своего труда. Богатый – от его имущества, от своих капиталов". В условиях капитализма бедный не имеет ничего, кроме своих рабочих рук и " умирает с голоду, если у него нет работы". Пользуясь этим, капиталист всегда может "... понудить бедняка принять любые условия, какие ему вздумается поставить бедному с тем, чтобы последний отдал ему свой труд" (" Восстание декабристов", т. 7, 1958, с. 301). Имуществ. неравенство лежит и в основе классовой борьбы, к-рую П. считал одной из характерных черт истории. " Мне казалось, – говорил он во время следствия, – что главное стремление нынешнего века состоит в борьбе между массами народными и аристократиями всякого рода, как на богатстве, так и на правах наследственных основанными" (Избр. социально-по-литич. и филос. произв., т. 2, 1951, с. 166).

Филос. взгляды П., за отсутствием источников, трудно определить точно. Отдельные отрывочные положения в " Русской правде", свидетельства современников и семейная переписка дают нек-pоe основание для того, чтобы говорить о тяготении П. к материализму.

Лит.: Восстание декабристов. Материалы по истории восстания декабристов, т. 4, М.–Л., 1927, т. 7, М., 1958; Никандров П. Ф., Мировоззрение П. И. П., Л., 1955; Карташев Б. И. и Муравьев В. Б., Пестель, М., 1958; Движение декабристов. Указатель лит-ры. 1928–1959, М., 1960, с. 243–46.

П. Никандров. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

ПЕСТЕЛЬ

ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович [24 июня (05 июля) 1793, Москва — 13(25) июля 1826, Петербург] — мыслитель, политический деятель, идеолог и лидер декабристского “Южного общества”. Дворянин. Получил образование в Дрездене (1805—09). В 1811 окончил Пажеский корпус. Участвовал в войне 1812 и зарубежных походах русской армии 1813—14. В 1816 вступил в тайное общество “Союз спасения” (в 1817 переименованное в “Общество истинных и верных сынов Отечества”), участвовал в работе над уставом. В 1818 вошел в руковод. орган — Коренную управу “Союза благоденствия”. Цель “Союза” видел в установлении в России республиканской формы правления. После роспуска “Союза благоденствия” возглавил формирование на базе 2-й армии, находившейся на Украине, новой тайной организации — “Южного общества”. Арестован 13 декабря 1825 накануне выступления “Северного общества”. Казнен вместе с декабристами К. Ф. Рылеевым, С. И. Муравьевым-Апостолом, П. Г. Каховским и П. Бестужевым-Рюминым. Программным документом “Южного общества” является написанная Пестелем “Русская правда”, самый радикальный документ декабризма. Деистическая позиция Пестеля выражена во вступлении к “Русской правде” и является как бы идейной основой документа: Бог — создатель мира и “творец законов природы”, следовательно, “постановления государственные” должны соответствовать “законам веры” и не должны противоречить “обязанностям человека в отношении к вере и всевышнему создателю миров” (Восст. декабристов, т. VII, с. 115). В решении социальных проблем исходил из теорий “естественного права” и “общественного договора”. В результате обществ, договора устанавливается гражданское общество, члены которого равны перед законом. Приведенное в порядок гражданское общество есть государство, а равноправные члены государства это — народ. Государство (у Пестеля, противника федеративного устройства, это — единая республика) обязано обеспечить “благоденствие” членов общества. Народ выбирает правительство, которое действует в его интересах, т. е. обеспечивает соблюдение прав человека. “Русская правда” провозглашала самым важным право личной свободы, что обеспечивалось равенством всех перед судом и законом, отменой сословной воинской повинности, свободой слова и печати. В течение переходного периода власть в России должна принадлежать “временному Верховному правлению”, наделенному неограниченными полномочиями, в дальнейшем, согласно его программе, в России будет установлена республика, все мужское население которой будет иметь равные избирательные права. Для решения крестьянского вопроса временное Верховное правление за счет помещичьих земель наделяет крестьян землей без выкупа. Для достижения этой цели Пестель допускал установление “революционной диктатуры”. Развитие крестьянских хозяйств должны были обеспечить кредиты “Крестьянских банков”, а благосостояние общества должны были гарантировать выделяемые помимо необходимых “общественных” и т. н. “земли для изобилия”. Аграрная революция, обеспечившая благосостояние народа, привела бы, по мысли Пестеля, к социально-справедливому обществу, почему Герцен и назвал Пестеля “первым в России социалистом”.

Соч.: Избр. социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951, т. 2; Восстание декабристов: Материалы по истории восстания декабристов. М.—Л., 1927, т. IV, М.—Л., 1958, т. VII. Лит.: Никандров П. Ф. Мировоззрение П. И. Пестеля. Л., 1955; Лебедев Н. М. Пестель — идеолог и руководитель декабристов. М., 1972; Ланда С. С. Дух революционных преобразований. М., 1975; Семевский В, И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909.

И. Ф. Худушина

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Скоромовки французькою | Реформы Петра I. После кончины бездетного царя Федора Алексеевича, (старшего сына Алексея Михайловича) царствовавшего с 1676 по 1682 г.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.