Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ товарооборота






 

Товарооборот выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания.

Товарооборот состоит из двух основных частей: реализации продукции собственного производства, продажи покупных товаров. В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную (блюда, реализуемые в зале на раздаче) и прочую продукцию (бутерброды, горячие напитки, кондитерские, мучные изделия, реализуемые через буфет). Обеденная продукция подразделяется по виду блюд на супы, горячие, напитки и закуски.

Анализ товарооборота предприятия общественного питания позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота, оценить правильность стратегии предприятия в развитии товарооборота. Оценка достигнутых результатов является основой планирования объема реализации предприятия[9].

Методика экономического анализа товарооборота предприятия включает:

- изучение динамики товарооборота;

- исследование влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота;

- выявление резервов роста и разработка мероприятий по увеличению товарооборота.

В таблице 2 представлен объем и состав товарооборота за 2007 год, сравнение с прошлым периодом (2006 год) приведено в таблице 3.

В среднем по предприятию удельный вес продукции собственного производства составляет 82%, таким образом столовая выдерживает соотношение между собственным производством и продажей покупных товаров. Значительное снижение товарооборота наблюдается в июле-августе, когда происходит резкое снижение потока потребителей.

В таблице 4 приведен удельный вес кварталов в годовом товарообороте.

 


Таблица 4 – Удельный вес кварталов в годовом товарообороте

Показатель Прошлый период (2006г) Отчетный период (2007г) Отклонение
Сумма, т.р. Удельный вес, % Сумма, т.р. Удельный вес, % По сумме, т.р. По удельному весу, %
1 квартал 2784, 2 23, 8 2790, 4 23, 1 +6, 2 -0, 7
2 квартал 3169, 1 27, 1 3177, 7 26, 3 +8, 6 -0, 8
3 квартал 1705, 3 14, 5 1729, 0 14, 3 +23, 7 -0, 2
4 квартал 4047, 7 34, 6 4372, 3 36, 3 +324, 6 +1, 7
Всего за год 11706, 3 100, 0 12069, 4 100, 0 +363, 1 +3, 1

 

В отчетном периоде товарооборот увеличился на 3, 1% или 363 т.р. Оборот по продукции собственного производства также возрос на 4, 5% или на 429 т.р. Оборот по покупным товарам снизился на 66 т.р. или на 3, 4%. Соответственно увеличился удельный вес ПСП в товарообороте с 81, 8 до 82, 9%. Таким образом, увеличение оборота по продукции собственного производства способствовало росту товарооборота.

Средние темпы роста товарооборота в действующих ценах составили 103, 1.

На развитие товарооборота оказало влияние повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен в 2007 к 2006 году составил 1, 2. Анализ товарооборота в сопоставимых ценах показывает, что товарооборот сократился на 14, 1 %, в том числе по ПСП на 12, 9% и по покупным товарам на 19, 3%.

Таким образом, товарооборот увеличился за счет повышения цен.

Поквартальный анализ показал, что в 4 квартале наблюдается повышение товарооборота. Это происходит за счет оказания дополнительных услуг – проведение новогодних торжеств для работников университета.

Анализ товарооборота по составу показал, что основная его часть обеспечивается реализацией продукции собственного производства. В связи с этим большое значение приобретает анализ выполнения производственной программы.

Количественный учет и учет по группам блюд на предприятии не ведется.

Оценка выпуска продукции представлена в таблице 5.

 

Таблица 5 - Оценка выпуска продукции собственного производства

Месяц Отчетный период (2007 год)
Обеденная продукция Прочая продукция (буфет)
Сумма, т.р. Удельный вес, % Сумма, т.р. Удельный вес, %
Январь   6, 77   5, 88
Февраль   6, 86   7, 44
Март   8, 97   11, 54
Апрель   9, 42   10, 51
Май   9, 27   10, 20
Июнь   7, 02   6, 99
Июль   4, 24   3, 08
Август   0, 23 - -
Сентябрь   8, 98   11, 05
Октябрь   10, 94   11, 90
Ноябрь   13, 11   10, 80
Декабрь   14, 19   10, 61
Всего за год   100, 0   100, 0

Таким образом, товарооборот напрямую зависит от расписания занятий студентов. В учебные месяцы реализация продукции увеличивается, в период каникул товарооборот резко снижается. Так же наблюдается рост товарооборота в конце года.

На объем товарооборота, его изменение оказывают влияние факторы внутреннего характера. Первая группа факторов – обеспеченность товарными ресурсами, их правильное использование. Проанализировать влияние данного фактора невозможно из-за отсутствия информации. Вторая группа – обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их использования. Анализ влияния трудовых факторов на выполнение товарооборота представлен в таблице 6. Третья группа факторов – состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия.

 

Таблица 6 - Влияние трудовых факторов на товарооборот

Показатель Прошлый период (2006 г) Отчетный период (2007 г) Отклонение, (+, -) Влияние на товарооборот
Товарооборот (валовой), т.р. 11706, 3 12069, 4 +363, 1 +363, 1
Среднесписочная численность, чел.     +1 +290, 3
Производительность, т.р. 292, 6 294, 4 +1, 8 +72, 8

 

Из таблицы видно, что в результате роста производительности труда валовой товарооборот вырос на 72, 8 т.р. Вследствие увеличения численности работников товарооборот увеличился на 290, 3 т.р.

Анализируя товарооборот, следует выделить резервы роста товарооборота:

– расширение и обновление ассортимента;

– изучение спроса потребителей;

– внедрение новых технологий в производство;

– использование новых видов оборудования;

– повышение квалификации работников для работы на новом оборудовании.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.