Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика исторических типов коммуникации в социуме 4 страница






 

 
 

 


Только в системном единстве все эти особенности образуют понятие массовая коммуникация.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

1. Массовость аудитории. Количественный показатель, имеющий сущностную характеристику. Ницше отмечал, что когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой. К основополагающим чертам массовой аудитории относятся:

· временность существования (масса объединяется лишь на какой-то период времени): телевизионная аудитория, просматривающая передачу или фильм, зрители, пришедшие на концерт популярной музыки, люди, собравшиеся для участия в митинге в поддержку кандидата и т.д.;

· качественное образование. Толпа – качественно новая система, а не конгломерат. Исследователь Ле Бон в работе «Душа толпы» отмечает, что в ней нет суммы, ни среднего входящих в ее состав элементов, но существует комбинация этих элементов и образование новых свойств;

· анонимности и отсутствие ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе;

· человек в толпе обладает удивительной внушаемостью;

· человек восприимчив только к простым и крайним чувствам. Поэтому массовый герой всегда однозначен, прост, не отягощен внутренними переживаниями, сомнениями, прямолинеен;

· массовая аудитория не стремится к правде, истине. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой;

· изменчивость массовой аудитории. «Все разом» реагируют на импульсы, получаемые от вожаков. Человек не обдумывает свои действия, а мгновенно подчиняется какому-либо сигналу;

· создана промышленность для массовой аудитории: масс-культура. Обладая высокими техническими возможностями, она выносит на рынок продукт, содержание которого целенаправленно принижает человека, делает его мышление инфантильным и сильно повышает восприимчивость к внушению;

· для образования толпы не является необходимым физический контакт между людьми. Целый народ под действием известных влияний иногда становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле этого слова. Именно это мы и наблюдаем в последние десятилетия: население «развитых» стран, подверженное постоянному воздействию масс-культуры и телевидения, превращается в огромную виртуальную толпу. Она не на площади, а в уютных квартирах у телевизоров, но вся она не структурирована и слушает одних и тех же лидеров и пророков, не вступая с ними в диалог. Она не стремится сама совершать акты агрессии, она лишь одобряет такие действия своих властей.

2. Гетерогенность аудитории. Разнородность массы, толпа состоит из абсолютно разных людей по уровню интеллекта, образования, нравственно-этических норм и т.д. Главным для коммуникации остается ее восприятие как социально-культурного взаимодействия людей, групп и организаций, государств и регионов посредством информационных связей. Это учитывают специалисты, работающие с массовой аудиторией. Например, предвыборная коммуникация В.В. Путина содержала нередко взаимно противоречивые сообщения для различных целевых групп.

3. Использование высокоскоростных и репродуктивных текстов, средств связи и информации. Массовая коммуникация – это почти одновременная доставка массовой информации посредством ее быстрого репродуцирования и распространения значительному и недифференцированному в массе своей количеству людей.

4. Быстрое распространение сообщений. Ежедневное, а то и ежечасное обновление информации лишает ее какой-либо постоянной структуры. Человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения – они вытесняются другими, еще более новыми. Ложное чувство срочности создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое так же быстро рассеивается. Соответственно ослабевает способность разграничивать информацию по степени важности. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах и наступлении национально-освободительных сил в стране, растратах и забастовках, сильной жаре и т.д. мешают составлению оценок и суждений. При таком положении вещей умственный процесс сортирования, который в обычных условиях способствует осмыслению информации, не в состоянии выполнять эту функцию. Мозг превращается в решето, в которое ежечасно добавляется ворох иногда важных, но в основном пустых информационных сообщений... Полнейшая концентрация внимания на происходящих в данную минуту событиях разрушает необходимую связь с прошлым.

Погрузив человека в поток «всегда срочных» сообщений, СМИ разорвали «цепь времен», создали совершенно новый тип времени – время спектакля – в котором человек лишен исторических координат (в этом смысле он перестает, например, быть христианином).

5. Относительно небольшая потребительская стоимость информации. СМИ стали поставлять гражданам готовые мнения в удобной «расфасовке». Общественность покупает свои мнения так же, как покупают молоко, потому что это дешевле, чем держать собственную корову.

Модель и функции массовой коммуникации

Сравним несколько классических определений массовой коммуникации.

1. По определению известного отечественного социолога Б. Фирсова, вошедшему в ряд учебников и словарей, «массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории».

2. Л.В. Петров предлагает следующее определение: «массовая коммуникация – это создание единого социального поля на основе процесса, включающего, с одной стороны, извлечение, переработку и передачу с помощью относительно быстродействующих технических устройств социально-значимой информации, осуществляемого специализированными институтами; и, с другой стороны, прием и усвоение этой информации численно большими, социально разнородными, рассредоточенными аудиториями».

3. В.Б. Кашкин «Основные параметры, отличающие массовую коммуникацию от групповой – количественные. В то же время, вследствие значительного количественного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных актов, каналов, участников и т.п.) создается новая качественная сущность, у коммуникации появляются новые возможности, создается потребность в особых средствах (передача информации на расстояние, скорость, тиражирование и т.п.)».

Подытожим определения:

1) распространение информации – функциональный подход. Понимание МК сводится к разнообразию технических средств;

2) создание единого социального поля – процессуальный подход, включающий смысловой пласт коммуникации, институциональный и технический;

3) количественный аспект – (большое количество коммуникативных актов и участников), вследствие чего, появляются новые возможности и средства (скорость передачи информации, тиражирование и т.д.).

Итак, как мы можем увидеть, однозначного определения массовой коммуникации нет. Каждое определение включает различные отличительные особенности. Мы можем добавить к этому списку еще.

В качестве отличительной особенности массовой коммуникации, исследователи (У. Эко) выделяют общее в разных способах коммуникации (газета, кино, телевидение или комикс). Индустриализация средств – сам смысл сообщения, то есть, тот блок значений, который задумал передать автор, независимо от способов распространения.

Массовая коммуникация, согласно У. Эко, появляется в то время, когда имеется:

1) общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле – насыщенное различиями и контрастами;

2) каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;

3) группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.

Таким образом, массовая коммуникация – это достаточно условный термин: «все» не общаются. В действительности происходит общение между социальными группами, укрепляющее или расшатывающее существующую общественную структуру.

Именно эта функция (объединения, социоцентрическая), по мнению У. Эко, и должна признаваться главной в массовой коммуникации.

В то же время, по традиции, иерархию функции массовой коммуникации начинают с информационной. Так, Г. Лассвелл выделяет следующие функции:

1) информационную (обозрение окружающего мира);

2) регулирующую (воздействие на общество и познание его через обратную связь);

3) культурологическую функции (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению);

4) Некоторые исследователи добавляют развлекательную функцию.

В.П. Конецкая выделяет три группы теорий, ориентированных на преобладание той или иной ведущей функции массовой коммуникации:

1) функция политического контроля;

2) функция опосредованного духовного контроля;

3) культурологическую функцию.

Б. Фирсов:

1) в качестве основной функции массовой коммуникации выделяет обеспечение взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями;

2) создает и поддерживает общую «картину мира»;

3) создает и поддерживает «картину отдельной общности»;

4) передает от поколения к поколению ценности культуры;

5) предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

Американский социолог У. Шрамм дает систематизированную картину потребностей общества и индивида (см. табл. 4), которым, как ожидается, должна удовлетворять массовая коммуникация:

 

Таблица 4

Функциональные потребности массовой коммуникации (по У. Шрамму)

Массовая коммуникация
Цели коммуникации с точки зрения общества: Цели коммуникации с точки зрения индивида:
1. Установить общие взгляды на окружающую среду 1. Проверить (подтвердить) и расширить картину реальности, узнать о возможностях окружающей среды и об опасностях, которые с нею связаны
2. Социализировать новых членов, побудить их к выполнению ролей и соблюдению норм и обычаев 2. Приобрести навыки и знания, необходимые для «устроенной жизни» в обществе
3. Предоставить развлечение для членов общества, отключить их внимание от забот и неудовлетворенности жизнью 3. Получить удовольствие, релакс (расслабление), в отдельных случаях избежать столкновения с реальными проблемами
4. Добиться политического единодушия, завоевать сторонников и последователей, установить контроль над поведением 4. Прийти к решению там, где существует выбор: предпринять действия на основе полученной информации, наметить социально предпочтительную линию

 

Тема 5. Виды коммуникации

Специфика вербальных, звуковых, аудиальных, пластических коммуникаций. Характеристика, методология и методика создания коммуникативных дискурсов

По видам коммуникацию разделяют на вербальную, визуальную, слуховую, пластическую и обонятельную. Рассмотрим эти виды подробнее.

Вербальная коммуникация осуществляется с помощью слов. По своим целевым установкам вербальные коммуникации образуют несколько групп. На рисунке 6 представлены разновидности вербальных коммуникаций.

 

 

Рассмотрим основные проблемы, которые возникают в этом аспекте при подготовке и проведении массовых коммуникаций, а также практические рекомендации, позволяющие избежать распространенных проблем. Итак, при работе над вербальными коммуникациями для массовой аудитории необходимо соблюдать следующие рекомендации:

· определить целевую установку. Вербальная коммуникация (ВК) должна иметь общую и конкретную цели. Общая цель определяется видом реакции, какую оратор намерен вызвать у слушателей. Что вы хотите сделать: доставить развлечение, удовлетворить любознательность, воодушевить, склонить к действию? Конкретная цель выражена в самом содержании речи, которое может развлекать, обучать, воодушевлять, убеждать, вызывать готовность к действию.

В таблице 5 перечислены виды, цели и характерные приемы вербальных коммуникаций:


Таблица 5

Характеристика разновидностей вербальных коммуникаций

ВК Цель Характерные приемы Пример  
1) развлекательная поддержать внимание и интерес, развлечь, потешить… юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура, преувеличения, благожелательный тон… Образцы тем: «Способ избежать правильного решения», «Прискорбный случай с человеком, который буквально понимал пословицы», «Как воспитывать своих родителей», «Как мне делали операцию», «Пять нетрудных шагов, ведущих к замужеству» и др.  
2) информационная дать новое представление, пробудить любознательность к чему-либо… Не должно быть ничего спорного, вызывать пытливость, удовлетворять запросы слушателей, актуальность. Ощущение движения, конкретность, порядок. Используют сравнения, контрасты, иллюстрации, классификации и анализ Изложение материалов по задержанию преступников м.б. под названием «Последние дни убийцы»… Информационные презентации  
3) агитационная Воодушевить и вызвать активную реакцию массовой аудитории, которая должна сделать то, что просит коммуникатор Обострить в сознании значение традиций, личности, правил поведения, веры и т.д. Апелляции к разуму или эмоциям… Темы должны затрагивать глубокие личные интересы: ощущение конфликта, борьбы, опасности, восторга, благодарности или преданности и т.д. Например: «Мысли в связи с десятилетним юбилеем нашей организации», «Этикет – безобидная причуда» и т.д. Опасно: чрезмерная эмоциональность, неискренность: «Отцы-основатели», «Самая удивительная на свете мать» и др. штампы  
4) ритуальная Для поддержания себя в социуме* 1. ВК имеет ясный смысл** 2. ВК десемантизируется*** 1. Пример: поздравления, ответы на них, соболезнования, приветствия и прощания. 2. Клишированные слоганы (100% сок), лозунги: «Народ и партия едины»
5) провокационная Получить ответную информацию, реакцию Вопросительные конструкции: 1)симметричные, 2)ассиметричные, 3)блеф 1. «Ты не сможешь этого сделать». «Нет, смогу» 2. Как дела? Как твои проблемы?
6) императивная Получить подтверждение своих эмоций в переживаниях других людей Провокация конгруэнтой (подобной) эмоции, воздействие на эмоции  
7) убеждающая Заставить человека принять определенное решение Интеллектуальное воздействие на сознание человека (логика)  
           

 

Типология ритуальных коммуникаций

Поздравления – помогают завоевать доброжелательность для компании:

· Предмет поздравлений положителен.

· Можно использовать открытки, хотя написать от руки – знак особого расположения.

· Случаи: избрания, повышения по должности, дни рождения, свадьбы, помолвки, праздники.

· «Примите мои наилучшие поздравления по случаю успеха. Я только что узнал о Вашем повышении из отдела продаж».

Ответы на поздравления – выполняет функцию метакоммуникации. На «спасибо» – «пожалуйста»:

· Должны быть написаны во всех случаях.

· Стандартная форма.

· «Спасибо за Ваши поздравления по поводу моего повышения. Я жду шанса поработать с Вами. Еще раз спасибо за записку».

Прощания:

· Отмечаются решенные проблемы и успехи

· Указываются положительные черты характера и проф. компетентность.

· Краткое, искреннее и личное.

· «Мне будет не хватать вас, но я рад вашему повышению. У коллег сложилось высокое мнение о Вашей работоспособности, честности и пунктуальности. Для того чтобы найти такого же компетентного сотрудника на Ваше место, потребуется время. Примите искренние пожелания успехов на новой работе».

Специфика визуальной коммуникации

Зрение – это важнейший способ получения информации об окружающем мире. Картинные впечатления предоставляют личности богатейшие эмоции, которые могут быть более переживаемы по сравнению с другими впечатлениями. Более того, ученые утверждают, что любая картинка усваивается человеческим сознанием быстрее и легче, чем, например, книга или музыка. Вместе с тем существует область особой визуальной магии, живописного притяжения и воздействия. Неслучайно, например, возникло направление арттерапии – лечение цветом, шедеврами живописи.

В начале ХХI века важнейшим элементом коммуникации стал визуальный образ. Культура общества такова, что люди хотят во всем убедиться собственными глазами. Когда нам что-то рассказывают, этого уже не достаточно. Отсюда такое внимание в СМК – визуальным коммуникациям.

Функции цветообраза

Визуальные коммуникациикоммуникации посредством зрительного восприятия. Одним из наиболее важных и распространенных средств визуальной выразительности является цвет. Цвет зачастую является важнейшим компонентом в восприятии человека. Это обусловлено рядом причин, обусловленных функцией цветообраза:

1) цвет вызывает физиологическую реакцию. Психологи считают, что цвет воспринимается не только глазом, но и кожей человека. Конкретные примеры воздействия цветов на человека мы приведем в таблице 6.

 

Таблица 6

Психологические воздействие цвета на состояние человека

Цвет Значение
Белый - нейтральное, успокаивающее воздействие
Черный - помогает сосредоточиться, понижает давление и угнетает
Серый - нейтральное воздействие, не раздражающее
Желтый - стимулирует, согревает, поднимает давление
Красный - возбуждает, согревает, улучшает пищеварение, поднимает аппетит. Повышает давление, но в большом количестве подавляет деятельность нервной системы
Синий - понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться. Успокаивает пульс, замедляет дыхание, расслабляет мышцы и приостанавливает воспалительные процессы
Зеленый - поднимает тонус, уменьшает бессонницу. Снижает боль и помогает мобилизовать волю

 

2) цвет вызывает эмоциональную реакцию. Оливковый – мягкий, розовый – легкий и теплый;

3) цвет вызывает ассоциативную реакцию. Так, фиолетовый ассоциируется с летней ночью, придает благородство и торжественность.

Символика цвета – мощный инструмент для средств массовой коммуникации. Будете ли вы доверять судье, который одет в оранжевую мантию или же женщине-полицейскому, которая одета в розовую униформу? Конечно, нет. Мы привыкли воспринимать определенные цвета и образы как производящие впечатление власти и авторитета, тогда как другие приводят к обратному результату.

Визуальный текст: специфика сообщений. Представляемое и реальное. Визуальный образ в СМК

Визуальная коммуникация создает собственные тексты, специфика которых принципиально иная, чем у вербальных. Еще в XVIII в. немецкий просветитель Г. Лессинг выдвинул теории о пространственных и временных искусствах. К первым он относил живопись, архитектуру и скульптуру, а ко вторым – музыку и литературу. Позднее в ХХ веке, в коммуникативистике эта проблема была поставлена Р. Якобсоном. Как один из виднейших ученых в сфере знаковой теории, он выделил слуховые и визуальные знаки. Для слуховых знаков наиболее характерна протяженность во времени, а для визуальных – пространственные характеристики.

Рассмотрим наиболее существенные в коммуникативном отношении особенности визуального образа:

1. СМК конструирует, представляет определенный фрагмент реальности. Телевизионная камера или микрофон не фиксируют реальность, а кодируют ее. Кодирование придает реальности смысл, который является идеологическим. Т.е. мы видим не реальность, а то, что нам преподносится. Представляемое превращается в идеологию, но не является реальностью. Эффективность такой идеологии усиливается за счет портретного изображения, присущего телевидению.

2. Портрет, как и любой визуальный знак, обладает известной долей условности. Например, сильные мира сего – президенты, императоры, короли и т.д. изображались и изображаются не как отдельные, частные лица, а как представители власти, силы, величия. Этому и соответствует поза – полупрофиль. Жанр парадного портрета, имеющий многовековую историю в живописи, сегодня успешно существует и развивается на телевидении.

3. Представляемый образ становится важнее, чем реальность. Раньше в культуре визуальность сравнивалась со «взглядом художника из окна», «как есть». Отсюда все разговоры о правдивости изображения, реализме. В связи с развитием индустрии СМК «окно» заменилось на «камеру». И первоначальное представление о том, что «камера не может лгать» меняется на противоположное: «Камера не может делать ничего, кроме лжи». Результатом этого является развитие целой индустрии «манипуляции образами». Деятельность ее в большей степени сосредоточена на воспроизводстве и распространении образов, не принимая зачастую во внимание их истинную ценность.

Появилась практика постадийного представления реальности с помощью «эффектов-образов». В условиях культуры, насыщенной образами, людям становится сложнее отличать образ от его действительности. Наиболее безобидное проявление этого феномена – внешние «улучшения» портретного изображения людей в СМК. Например, люди, впервые видевшие Сталина вблизи, с удивлением замечали и оспины на лице, и сухорукость, которые отсутствовали в официальных изображениях. Горбачев впервые появлялся на портретах без родимого пятна. Рейган пользовался своими более ранними изображениями из кинофильмов. Лидеры стараются во время съемок избавляться от очков, сигарет, стараясь сделать свой облик более приближенным к идеальному.

Гораздо опаснее, когда манипуляции носят скрытый, «внутренний» характер. Например, непонятная двухдневная поездка Б. Ельцина на Валдай в августе 1996 г. имела и такую визуальную интерпретацию журнала «Тайм»: Президент вылетит на Валдай, «где снимут несколько сюжетов о его отдыхе, а потом будут транслировать по телевидению, дабы усыпить общественное беспокойство. Президента тем временем тайно вывезут в Швейцарию, где ему придется заменить два сердечных клапана» («Московские новости», 1996, № 33).

4. Современная эпоха – культура симулякров. Теория симулякров создана Ж. Бодрийяром. Не существует различия между имиджем и реальностью, поскольку мы живем в эпоху подобия, видимости, симулякра. Если раньше значение чего-либо определялось через отличия, то теперь оно берет свое начало в коллапсе, «взрыве».

Например, Маргарет Тэтчер, улыбающаяся телевизионным камерам и делающая на ходу замечания перед микрофоном по пути от вертолета к ожидающему ее автомобилю – все это не фрагмент реальности, а имидж которой транслируется на наши телевизионные экраны. Она, Тэтчер, есть имидж как таковой. Улыбка, прическа, замечание не были бы здесь, если бы не было телекамер и телезрителей. Но, улыбка, прическа, замечание существуют одновременно и аналогичным образом как на телеэкране, так и на месте приземления вертолета. Между ними не существует различий в действительности. Каждый из них реален или не реален, как и другой.

Бодрийяр определяет ключевую характеристику нашей эры – насыщенность образами. Причем эта насыщенность отличается от того, что происходило в другие эпохи. За один час телепросмотра современный зритель может познать, «пережить» такое количество образов, какое человек ранее не смог бы познать в течение всей своей жизни. Количественные различия оказываются столь велики, что становятся качественными. Мы не просто познаем большее количество образов, но мы живем зачастую в ситуации когда образ может быть действителен, но, одновременно он не реален, и не имеет никакого отношения к действительности. Приведем примеры:

Вот пример классического романа (Джона Пристли) «Наконец-то мне открылась истина. Мало сказать, что мое лицо не выражает правдиво мои чувства – оно их страшно утрирует. Где бы я ни появился, всюду я распространяю о себе чудовищную клевету. У меня такое впечатление, будто мне навязали чужое лицо, принадлежавшее какому-то неведомому человеку, с которым у меня нет ничего общего. Неудивительно, что обо мне так часто судят превратно, принимая за мои истинные чувства гримасы и ужимки моего лица, которым я не в силах управлять».

А вот пример современной ситуации: «Мало кому известно, что накануне летней Олимпиады американцы вышли на тропу войны против донецкой гимнастки Подкопаевой. Улицы штатовских городов были увешаны громадными плакатами с изображениями Лили в момент одного из выступлений. Выражение лица гимнастки искажала гримаса. «Сама поражаюсь, – удивлялась Галина Лосинская, тренер чемпионки, – как фотографу удалось поймать такой момент? Лилия всегда выступает с милой улыбкой на лице». Перед нами визуальный образ-симулякр. Гримаса лица гимнастки: это и не реальность и реальность одновременно. То, что лицо могла исказить гримаса – реальность, но она вовсе не отражала реального отношения гимнастки к своему делу, ее постоянного состояния и т.д., ведь «Лилия всегда выступает с милой улыбкой на лице».

Визуальный канал – один из многозначных и мощных. Уметь воспринимать его, понимать его, попытаться управлять им – необходимое качество не только профессионального пиарщика, но и для любого человека, живущего в современном мире. Хотя бы для того, чтобы «быть, а не казаться».

Визуальный канал соотносится не только с передачей информации, но и с ее накапливанием. Ученые, например, сравнивают в этом смысле картину и письмо. Сходство между этими информационными каналами состоит в том, что «на них может смотреть несколько раз один человек или одновременно несколько. Они обеспечивают некое подобие общения между теми, кто видел их первыми, и теми, кому еще это предстоит, включая будущие поколения. Картинные галереи, как и библиотеки, – пополняющиеся хранилища знаний, в которых они накапливаются».

Фотография, телевидение и методы визуальной репрезентации

Специфику визуальных текстов продолжим анализировать, сравнивая живописное и фотографическое, телевизионное и кино-изображения.

Портрет как таковой, являясь пространственным видом искусства, содержит многие временные компоненты. Портрет – это личность в ее динамике, изображенная статично. Наш портрет – это мы во всем своем разнообразии. Поэтому проблема адекватного изображения себя чрезвычайно важна для каждого человека, как для самого себя, так и для предоставления себя другим, обществу. В ХХ веке живописные портретные изображения сменились на фотографии. Но главный вопрос живописного портрета: внутреннего сходства с оригиналом – остался. Почему проблема нашей собственной идентификации вызывает такие сложности? Например, всегда много «мучений» доставляет фотография для паспорта, по которой нас узнают, идентифицируют… Мы можем выглядеть и иначе, чем на фотографии: красивее, добрее, умнее и т.д. Т.е. мы другие, чем те, как изображены на фотографии.

Фотоизображения как визуальный канал имеют еще ряд особенностей. Рассмотрим их подробнее:

1. Полисемия. Термин Р. Барта – многозначность визуального образа. Этот смысл никогда не стоит на месте. Фотография открыта различным толкованиям, обусловленным отчасти собственным содержанием, отчасти контекстом, и тем, что всегда привносит в нее читатель.

2. Информационно-личностная насыщенность. Р. Барт, посвятивший исследованию фотографии ряд работ, отмечает, что, например, предвыборная фотография создает личностную связь между кандидатом и избирателями: «Кандидат представляет на их суд не просто программу, он предлагает им особую телесную атмосферу, совокупность своих бытовых предпочтений, проявляющихся в чертах его лица, одежде, позе». Подобно тому, как новости – это всегда больше, чем просто информация, фото в прессе – это всегда большее, чем новость!

3. Ассоциативность. Фотоизображение (предвыборное) несет дополнительную информацию, порождая такие понятия, как Отечество, армия, семья, честь, агрессивность. Например, снимок в анфас подчеркивает реализм кандидата – «будущий депутат смотрит в лицо врагу, препятствию, «проблеме». Фотографии в три четверти строятся на восходящем движении – «лицо приподнято навстречу нездешнему свету, который влечет и возносит его во владения высшей породы людей».

4. Эйдическое воображение. Термин Умберто Эко. Это воображение, чаще визуальное, обладающее повышенной наглядностью, способное воспроизводить предметы «как живые». Фотография «провоцирует» подобное воображения у воспринимающих ее людей. «В фотографиях, – замечает Р. Барт, – выражаются не намерения кандидата, а его побуждения – все те семейные, психические, даже эротические обстоятельства, весь тот стиль жизни, продуктом и привлекательным примером которого он является. Здесь изображен и героизирован сам избиратель, которому предлагают как бы отдать голос за самого себя».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.