Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие массовой коммуникации.






Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация имеет собственную специфическую природу. В табл.2 приведены основные различия массовой и межличностной коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

 

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамичес­ких процессов социальной психики; роль интегратора массовых на­строений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощ­ным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой деятельности характеризуются сложностью и неоднородностью. И тем не менее можно выделить общие условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. К ним относятся следующие:

· наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;

· социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой -коммуникации;

· массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

· многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации. Рассмотрим эти условия, определяющие существенные характеристики массовой коммуникации, подробнее.

 

Отличия массовой и межличностной коммуникации.

 

Табл.2. Характеристики массовой и межличностной коммуникации

Массовая коммуникация   Межличностная коммуникация  
Опосредованность общения техничес­кими средствами   Непосредованный контакт в общении  
Общение больших социальных групп   Общение в основном отдельных индиви­дов  
Ярко выраженная социальная ориенти­рованность общения   Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения  
Организованный, институциональный характер общения   Как организованный, так и (в большей ме­ре) спонтанный характер общения  
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения   Наличие непосредственной обратной свя­зи между общающимися в процессе комму­никативного акта  
Повышенная требовательность к соблю­дению принятых норм общения   Более «свободное» отношение к соблюде­нию принятых норм общения  
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей   Попеременная смена направленности ин­формации и коммуникативных ролей  
«Коллективный» характер коммуника­тора и его публичная индивидуальность   «Индивидуальный» характер коммуникато­ра и его «приватная» индивидуальность  
Массовая, стихийная, анонимная, раз­розненная аудитория   Реципиент — отдельный конкретный чело­век  
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообще­ний   Единичность, приватность универсаль­ность, социальная и индивидуальная акту­альность, необязательная периодичность  
Преобладание двухступенчатого харак­тера восприятия сообщения   Преобладание непосредственного воспри­ятия сообщения  

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.