Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие политической коммуникации






Политическая коммуникация выступает своеобразным социа но-информационным полем политики. Ее роль в политическс жизни общества сопоставима, по образному выражению франь ского политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения, организма человека.

Изучение политической коммуникации восходит к Платону, ни начало современным изысканиям положили исследования прог* ганды в Первой мировой войне, проводившиеся после ее окон» ния. С тех пор много внимания уделялось изучению форм и об тов политической коммуникации, анализу средств передачи сое щений, их содержания, а также воздействия сообщений на их пол чателей. Фундаментальные работы в этой области, равно как и термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940-х-начале 1950-х гг. Выделение исследований политической комл, кации в самостоятельное направление на стыке социальных и пол тических наук было вызвано демократизацией политических щ: цессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетиче кой теории, возникновением и возрастанием роли новых коммун* кационных систем и технологий.

Основателями общей теории политической коммуникаг: были представители двух американских научных школ: 1) сторс ники так называемого кибернетического направления в анализе < циальных систем (К. Дойч и др.), 2) представители структуры»: функционального подхода к изучению политики (Г. Алмонд и др.)

Впервые политическую систему как информационно-коммут тивную систему представил К. Дойч. По его мнению, «процесс равления есть процесс власти, основанием которого выступа коммуникация».

 

Дойч предлагает рассматривать политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из которых связан с различными фазами црохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; 4) осуществление решений с учетом обратной связи.

Политическая система принимает информацию через так называемые рецепторы (внешнеполитические — информационные службы и др., внутриполитические — центры изучения общественного мнения), где происходят селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных.

На следующей фазе новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти и ценностей», где сравнивается с уже имеющейся информацией и оценивается с позиций ценностей, норм и стереотипов. После этого правительство («центр принятия решений»), уже имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация соответствует интересам и целям, принимает решение по регулированию текущего состояния системы. Наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, результаты которых в виде новой информации по. «обратной связи» поступают к «рецепторам»; таким образом, система вступает в новый цикл функционирования.

В модели Г. Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния политической системы, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Специфическая роль принадлежит функции политической коммуникации, обеспечивающей распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабил ности.

Представители структурно-функционального подхода, рассматрц вающие политическую коммуникацию как одну из функций пол» ческой системы, характеризовали ее с точки зрения гомогенное политической информации, ее мобильности, объема, направлен ности.

В современной науке существует несколько подходов к понят «политическая коммуникация». Среди них можно выделить следующие:

• политическая коммуникация — это постоянный процесс перел чи политической информации, посредством которого полк ческие тексты циркулируют между различными элементами п«литической системы, а также между политической и ми системами (Л.Р. Посикера);

• политическая коммуникация подразумевает не односторонт направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон формальных коммуникационных процессов в обществе, кс рые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай);

• политическая'коммуникация — это процесс передачи политиче

кой информации, благодаря которому она циркулирует от однс

части политической системы к другой и между политической

системой и социальной системой (Р.Ж. Шварценберг).

В целом политическую коммуникацию можно определить как процес^

информационного обмена между политическими акторами, осуществ

мый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Сущностной стороной политико-коммуникационных процесс является передача, перемещение, оборот политической инфор* ции, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественна практической деятельности обмениваются (собирают, храня перерабатывают, распространяют и используют) «источники» «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, со альные группы, слои, классы.

Политическая информация предсг ляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах) событиях политической сферы общества. С ее помощью передав ся политический опыт, координируются усилия людей, происхоих политическая социализация и адаптация, структурируется пс тическая жизнь.

Важным аспектом политической коммуникации является еловой аспект взаимоотношений между субъектами полит путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее ое

 

ществление. При использовании различных коммуникативных моделей передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

Кроме типов политических сообщений в системе политической коммуникации выделяют также три уровня информационных потоков.

Первый уровень обслуживает органы власти и управления (циркулирует в основном служебная информация). Второй уровень — образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация). Третий уровень обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.

Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени.

Политическая коммуникация выполняет следующие функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу:

информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах поли-' тической системы и их функционировании);

регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);

функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения);

манипулятивная (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам).

32. 2.1. Массовая коммуникация как социальное явление

Массовая коммуникация – совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей [1] [10].

Массовая коммуникация характеризуется: рассредоточенностью аудитории; наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств; передачей информации одновременно по различным каналам массового информирования (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции, глобальные компьютерные сети); принципиальной доступностью информации всем желающим.

Массовая коммуникация активно используется для манипулирования сознанием людей (аудитории). Большинство исследователей массовой коммуникации полагает, что ее характер и цели как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.

-51-

В интерактивной массовой коммуникации принцип интерактивности означает отказ (по крайней мере, декларируемый публично) от понимания коммуникации в терминах отношений субъект – объект. В интерактивной коммуникации инициатор сообщения является таким же полноправным участником коммуникации, как получатель сообщения, хотя в реальности получатель сообщения в зависимости от стратегии инициатора может рассматриваться, например, не более чем в качестве объекта манипулирования, при этом у него создается или сохраняется иллюзия " равноправия".

Интерактивный тип массовой коммуникации в информационном пространстве предопределяет целенаправленное активное отношение к информации, организацию информационного обмена между различными субъектами с установкой на непрерывно длящуюся коммуникацию с другими субъектами информационного процесса. В коммуникации, опирающейся на принцип интерактивности, сообщение выступает как форма, провоцирующая различные смысловые содержания.

Субъекты массовой коммуникации – субъекты, участвующие в массовом информационном обмене с использованием современных средств электросвязи и информационно-телекоммуникационных систем. Состав субъектов массовой коммуникации в информационном обществе по сравнению с предшествующим – индустриальным и частично – постиндустриальным (переходным к информационному) можно представить по табл. 1.

Таблица 1

Субъекты коммуникации Общество
Индустриальное Информационное
Государство (в целом) + +
Государственные структуры, ведущие относительно самостоятельную информационную политику (в странах, государственное устройство и законы которых это позволяют). + +
Экономические субъекты, относящиеся в масштабах территории (сферы) своей деятельности к крупным, то есть обладающие ресурсами, достаточными для проведения самостоятельной информационной политики или существенного влияния на нее в масштабах сферы своих интересов. + +
Субъекты гражданского общества (политические и общественные партии, движения и т.д.). + +
Средства массовой информации как юридические лица, применительно к информационной политике – редакции СМИ. + +
Профессиональные медиа-группы – группы (сообщества), объединенные общей профессиональной деятельностью/интересами (в том числе выделяющиеся в рамках более крупных структур, например – организаций) и ведущие в информационном пространстве самостоятельную информационную деятельность. - +
Медиа-персоны – лица (прежде всего, рядовые граждане), использующие информационное пространство для актуализации в нем своих частных интересов на уровне массовой коммуникации. - +

-52-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.