Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семиотика коммуникации.






Понятие и общая характеристика семиотики. Сущность семиотического подхода. Три раздела знаковой теории: синтактика, семантика и прагматика. Треугольники Ч.Пирса и Фреге. Понятия «знак» и «знаковая система». Знаковая форма передачи информации. Классификация знаков Ч. Пирса (иконы, символы, индексы). Знак как стимул к действию: свойства знаков по Ч. Моррису. Понятия «денотация» и «коннотация». Теория кодов. Коды как системы знаков.

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах.

Знак – предмет (явление, событие), замещающий в коммуникации некий другой предмет (явление, событие).

Знаковая система - совокупность условных знаков и правил их взаимосвязи.

Коммуникация в семиотике – процесс образования знаков и значений, их восприятия, понимания и возникновения новых значений (смыслов) у субъектов.

Значение – 1) содержание, связываемое с тем или иным словом, выражением, знаком; 2) форма субъективного отношения.

Основное внимание в семиотике концентрируется на тексте и реципиенте, который из полученной информации создает собственное значение на основе своей культуры, интеллекта, эмоций.

Область исследования семиотики:

  • Человеческая коммуникация (в том числе и при помощи естественного языка)
  • Общение животных
  • Информационные и социальные процессы
  • Функционирование и развитие культуры
  • Все виды иск-ва (вкл-е и худ лит-ру)

3 области семиотики:

+ Семантика: знак – предмет (отношение знаков к тому, что они замещают)

+ Синтактика: знак – знак (формальные и структурные отношения между знаками)

+ Парагматика: знак – человек (отношение знаков к интерпретаторам)

 

Модель Ч. Пирса: субъект может взаимодействовать как со знаком, отражающим объект, так и с самим объектом.

Субъект
Знак «О»

Типология знаков Ч. Пирса:

1) икона (образ) - фак­тическое подобие означающего и означаемого (напр, фото, видео, портрет);

2) индекс (признак) - выражает функциональную связь между знаком и объектом (дым является индексом огня);

3) символ - конвенциональная (условная) связь означающего и означаемого, ус­тановленная «по соглашению» (кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар, наоборот, — отрицательный).

 

Модель Г. Фреге (семантическая)

 
 


Ч. Моррис рассмотрел знаки через интерпретацию и поведение.

 

Знак (стимул) => человек (интерпретатор) => готовность к ответу (действие)

Стадии Св-ва знаков Ценностные характеристики объекта
Восприятие – человек видит какой-либо знак Указательность Выделение
Манипулирование-когда происходит определенная интерпретация знака Оценочность Преобладание
Совершение д-ия Предписательность Зависимость

 

Структура знака по Ф. Де Соссюру

 

 


Структура знака включает в себя два элемента: означающее и означаемое (план выраж-я и план содерж-я)

Знак отражает не предмет в реальном мире, а его мыслительный образ (концепт)

Каждый знак, каждый элемент системы не существует сам по себе: значение поддерживается взаимной связью всех элементов системы.

Системная модель знака Р. Барта.

Значение имеет две формы:

1) Денотация (обозначение) – буквальное значение знака (Прямое точное значение, которое языковое сообщество формально приписывает слову, высказыванию.)

2) Коннотация (собственно значение) – указывает на социокультурные и персональные ассоциации.

Код – совокупность знаков и система определенных правил, с помощью которых информация может быть представлена в виде набора из этих знаков и для передачи, обработки и хранения.

Коды, как правила создания системы значений имеют общие черты:

+ Из совокупности элементов по опред правилам делается отбор

+ Коды определяются соглашением пользователей и зависят от общ. к-ры

+ Выполняют опред соц и ком-ю ф-ию

+ Все коды передаются по каналам ком-и

Типы кодов:

  • Открытые и закрытые.

Открытые – их с-ма правил ясна для аудитории

Закрытые – их механизмы не понятны аудитории (код рекламы)

  • Жесткие и мягкие

Жесткие – с-ма правил, которая требует общаться всегда одним и тем же образом (комп прогр).

Мягкие – оставляют вариации (связаны с иск-вом, к-ое развивается в демокр об-ве).

  • Ведущие и подчиненные

Ведущие – с-ма правил, к-ая определяет наше поведение с точки зрения господствующей к-ры

Подчиненные – лежат в рамках субкультуры

  • Аналоговые и разделительные

Аналоговый код – это представление знаний на продолженной (контекстуальной) шкале без четкого разделения на элементы.

Разделительный код четко разделяет одно значение от другого. Например, сам циферблат – аналоговый код, цифры на нем – разделительный; музыка – аналоговый, ноты – разделительные коды.

  • Презентационный и репрезентационный

Репрезентационный код используется для производства текстов из иконических и символических знаков (преимущественно вербальная коммуникация).

Презентационный код не может существовать отдельно от коммуникатора и социальной ситуации, в которой происходит коммуникация, т.к. они предполагают использование остальных средств человека (телодвижение, мимика). Невербальная коммуникация, таким образом, осуществляется на презентационных кодах и, соответственно, они могут давать информацию о том, что происходит «здесь» и «сейчас» по отношению к человеку.

Репрезентационные коды относительно независимы от ситуации и коммуникатора. В первую очередь они используются при реализации для передачи информации об отсутствующих вещах.

  • Простые и сложные

a) Простота и сложность определяется объемом словарного запаса, построением предложения.

b) Простой тяготеет к презентационному – к невербальной коммуникации или к устной речи. Сложный код может быть и письменным, и устным, больше подходит для репрезентационных кодов, для передачи символических сообщений.

c) Сложный подходит к референулальной функции коммуникации, простой – к контактной.

d) Сложный код способствует выявлению личных свойств человека, того, что отличает его от других. Простой код помогает демонстрировать групповое.

· Массовые и специальные

Массовые коды относятся к простым, обращены к непосредственному восприятию и не требуют образования для осмысления, понимания. Специализированные коды опираются на интеллектуальный и образовательный опыт, при их использовании от коммуникатора требуются большие знания и собственная позиция. (напр, научн язык)

  • Логические и условные

Логические коды – символические, статистические, носят безличностный характер, используются в науке. Их отличает то, что они не могут быть искажены в силу своей статичности.

Условный код носит открытый характер, может дополняться, меняться, находиться под сильным влиянием культурных традиций. Нормой этого кода при раскодировании являются искажения. Для них характерно использование в массовом искусстве и возникновение новаторских идей на их основе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.