Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация как дискурс. Коммуникация как совокупность дискурсов






Коммуникация как совокупность дискурсов. Понятие дискурса как речедействия. Виды дискурсов.

Направления дискурсного анализа. Теория речевых действий. Виды речевых действий по Сирлу и понятие прагматического фокуса. Конверсационный анализ.

Нарратив как рациональная коммуникация. Сущность, структура, основные качества и критерии эффективности нарратива.

Ди́ скурс или диску́ рс (discours) в общем смысле — речь, процесс языковой деятельности.

Лингвистическое понимание дискурса в зарубежных исследованиях неоднозначно. Так, например, П.Серио выделяет восемь значений термина " дискурс" [i]:

· эквивалент понятия " речь", т.е. любое конкретное высказывание;

· единицу, по размерам превосходящую фразу;

· воздействие высказывания на его получателя с учетом ситуации высказывания (в рамках прагматики);

· беседу как основной тип высказывания;

· употребление единиц языка, их речевую актуализацию;

· социально или идеологически ограниченный тип высказываний, например, феминистский дискурс, административный дискурс;

· теоретический конструкт, предназначенный для исследования условий производства текста.

Виды дискурса: повествовательный, описательный, экспозитивный, аргументативный, персуасивный

Теория речевых актов — одно из направлений аналитической философии , созданное в конце 1940-х гг. оксфордским аналитиком Дж. Остином. Т. р. а. учит тому, как действовать при помощи слов, «как манипулировать вещами при помощи слов» (это дословный перевод основополагающей книги Остина «How to do things with words» — в советском переводе «Слово как действие»).

Прежде всего, Остин заметил, что в языке существуют глаголы, которые, если поставить их в позицию 1-го лица ед. числа, аннулируют значение истинности всего предложения (то есть предложение перестает быть истинным или ложным), а вместо этого сами совершают действие.

Изначально конверсационный анализ предполагал изучение именно и только устной бытовой речи, более того, только разговоров между несколькими собеседниками. Х. Сакс, создатель метода, привлек внимание ученых к тому, что разговоры центральны для социального мира. Речь — это самый древний, а также наиболее всеобъемлющий и влиятельный социальный институт. Большая часть происходящих в мире процессов осуществляется через посредство устных разговоров. Через речь ребенок начинает познавать социальный мир, овладевать речью — то есть искусством быть человеком.

 

Нарратив – это повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни.

Д.Полкингхорн (Polkinghorne, 1988) выделяет два основных варианта понимания нарратива в социальных науках: нарратив в широком смысле – любое письменное или устное повествование, и нарратив в узком смысле – схема организации опыта (например, Labov & Waletzky, 1967), включающая в себя определенные составляющие. Чаще всего слово «нарратив» употребляется просто как синоним слова «история» или «рассказ».

Структуру нарратива можно определить как совокупность связей внутри него или организацию его элементов, особая упорядоченность которых и позволяет нам говорить о нарративе как о некой системе, построенной по определенным правилам.

Структуру литературного нарратива можно рассматривать с двух позиций: «текстовой грамматики» и в случае, если нарратив не просто текст, но текст литературный, - «литературной грамматики», или поэтики [4], иначе говоря, с точки зрения сюжетологии, рассматривающей порождение рассказываемой истории и преобразование этой истории в процессе нарративного конституирования, или перспективологии, рассматривающей проблемы повествовательных инстанций, голосов, точек зрения [5].

Критерием эффективности в нарративной практике является решение самих людей, что они достигли своих целей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.